Изображения

Обычная версия

Состоялось заседание коллегии Федеральной аэронавигационной службы на тему «Проблемы внедрения систем автоматического зависимого наблюдения при организации воздушного движения в Российской Федерации»

01 октября 2009, 20:00

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) определила, что внедрение автоматического зависимого наблюдения является одним из наиболее перспективных направлений обеспечения безопасного и эффективного обслуживания воздушного движения. Эти системы широко используются в ряде стран Европы, США и Австралии. При этом Федеральная авиационная администрация (FAA) и Евроконтроль объявили о своих планах внедрения вещательного автоматического зависимого наблюдения до 2017 года, а также о намерении объявить этот вид наблюдения обязательным с 2020 года, в том числе ввести требование обязательного наличия на борту воздушных судов соответствующего оборудования.

В 2006-2008 годах Федеральная аэронавигационная служба разработала «Концепцию развития систем связи, навигации и наблюдения для организации воздушного движения Российской Федерации» и «Техническую архитектуру Аэронавигационной системы Российской Федерации». Эти значимые для модернизации аэронавигационной системы России документы предусматривают развертывание и использование систем автоматического зависимого наблюдения для комплексного решения задач повышения безопасности и эффективности функционирования Единой системы организации воздушного движения. В спектр этих задач входят проблемы улучшения характеристик поля наблюдения на маршруте и в зоне аэродрома, наблюдение за воздушными судами авиации общего назначения, в том числе на малых и предельно малых высотах, наблюдение беспилотных летательных аппаратов, обеспечение поисково-спасательных операций, наблюдение воздушной обстановки на борту воздушных судов, наблюдение воздушных судов и автотранспорта в аэропорту в сложных метеоусловиях, а также предупреждение экипажа об опасном сближении с другими воздушными судами и землей. При этом вещательное автоматическое зависимое наблюдение позволяет автоматически передавать с борта воздушного судна сообщения (координаты и другую необходимую информацию) всем оборудованным потребителям, в том числе центрам управления воздушным движением, соседним воздушным судам, а также аэродромным автотранспортным средствам. Вещательное автоматическое зависимое наблюдение применяется для обслуживания в континентальных районах на дальности прямой видимости до 350-400 км.

В настоящее время предприятия отечественной промышленности подготовили к производству, разработанные научно-исследовательским институтом «Аэронавигация», большинство наземных и бортовых компонентов систем автоматического зависимого наблюдения, соответствующих стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

В рамках реализации первого этапа Московской городской целевой программы «Возрождение и развитие региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 годы» создана наземная инфраструктура системы «Москва - автоматическое зависимое наблюдение», включая комплекс средств автоматизации управления воздушным движением и 5 наземных станций. Создано поле вещательного автоматического зависимого наблюдения на высотах ниже нижнего эшелона в радиусе 80-100 км. от Москвы. В текущем году разработан проект оснащения местной воздушной линии Москва-Иваново комплексом технических средств автоматического зависимого наблюдения.

Для оптимизации безопасного и эффективного авиационного обеспечения разработки и эксплуатации газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал , Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации завершила работу по установке наземных станций вещательного автоматического зависимого наблюдения в аэропорту города Сургут и населенного пункта Бованенково.

Основные положения действующего Меморандума о сотрудничестве между Росаэронавигацией и Администрацией гражданской авиации Швеции заложили основы реализации международного проекта «Балтика - автоматическое зависимое наблюдение». Авиакомпании ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» и SAS участвуют в создании и апробации бесшовного маршрута с использованием вещательного автоматического зависимого наблюдения Стокгольм-Санкт-Петербург-Москва.

Опыт применения систем автоматического зависимого наблюдения констатирует существенную оптимизацию обеспечения безопасности полетов на малых высотах и в труднодоступных местностях, а также в районах интенсивного движения воздушных судов, оборудованных этими системами.

Все новости