Изображения

Обычная версия

В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии. С докладом «Об основных направлениях работы и перспективах развития транспортного комплекса, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федер

27 сентября 2004, 20:00

28 сентября 2004 г. в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии. С докладом «Об основных направлениях работы и перспективах развития транспортного комплекса, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации» выступил Министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин.

Положительная динамика основных макроэкономических показателей в Российской Федерации в первом полугодии 2004 г. обусловила увеличение потребностей в услугах транспорта. В сложившихся условиях транспортный комплекс страны работает устойчиво и в целом удовлетворяет потребности населения и хозяйствующих субъектов в соответствующих услугах. Индексы тарифов на пассажирские и грузовые перевозки в целом на транспорте не превысили индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленной продукции и, следовательно, не являлись фактором, стимулирующим инфляционные процессы в экономике.

По данным государственной статистической отчетности, пассажирооборот транспорта общего пользования в 1 полугодии 2004 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,7%. При этом значительный прирост пассажирооборота был достигнут на воздушном транспорте - 23,3 %.

Грузооборот отраслей Минтранса России (без трубопроводного транспорта) за первое полугодие 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 7,4 % и превысил1 триллион. т/км.

Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы Российской Федерации определена как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

На реализацию данной миссии направлена Транспортная Стратегия Российской Федерации, доработанная с учетом Концепции реформирования бюджетного процесса, проведенной административной реформы, а также основных тенденций развития экономики и общества.

В Транспортной стратегии развитие инфраструктуры увязано с перспективными сценариями развития производительных сил на основе принципов устойчивого развития транспортной системы и сбалансированности экономической эффективности, экологичности и безопасности транспортного процесса.

В Транспортной стратегии сформулировано пять стратегических целей Министерства.

Первая цель - развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике. Выполнение этой цели позволит:

  • увеличить протяженность федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог к 2007 г. до 49% (2003 год- 42%);

  • сократить долю протяженности федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки в общей протяженности федеральных дорог к 2007 г. до 24,4 % (2003год- 26,9%);

На осуществление Цели 1, исходя из задач реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» требуется за период с 2005 по 2007 год направить из Федерального бюджета года около 129 млрд. руб.

Вторая цель - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Достижение цели 2 позволит:

  • Мероприятия, направленные на достижение этой цели, предусмотрены на всех видах транспорта. В частности, на воздушном транспорте планируется обеспечить объем авиаперевозок в районах Крайнего Севера в 2007 году до 3 млн. человек, что в 1,5 раза выше, чем в 2003 году.

  • В результате осуществления мероприятий Федеральной целевой программы транспортная подвижность населения России по прогнозам увеличится к 2007 году на 14,6 % и составит 4381 пасс. км на человека в год, что в два с лишним раза ниже, чем в странах Европы и США.

  • На реализацию второй цели, в соответствии с Федеральной целевой программой, необходимо направить до 2007 года около 125 млрд. руб.

Третья цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

В результате реализации этой цели увеличится протяженность федеральных автомобильных и железных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, вырастет пропускная способность морских портов, а объем грузопереработки увеличится на 66 % и достигнет в 2007 году 430 млн. тонн. Рост перевозок международных транзитных грузов ожидается по сравнению с 2003 годом на 42 % и составит ориентировочно 63 млн. тонн.

На реализацию этой стратегической цели, в соответствии Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» планируется направить из Федерального бюджета в 2005 - 2007 годах 244 млрд. руб.

Четвертая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Создание безопасных условий и повышение качества жизни являются одними из главных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 г.

В этой связи ставится задача до ноября текущего года разработать проект Концепции транспортной безопасности и соответствующие предложения в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется до конца 2004 г. завершить работу над проектом федерального закона "О транспортной безопасности", а также принять активное участие в работе над законопроектами "О борьбе с терроризмом", "О безопасности" и другими законодательными актами, регулирующими вопросы технологической и реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы.

Необходимо разработать организационную структуру управления транспортной безопасностью. Поскольку функция обеспечения безопасности в настоящее время выходит на первый план, становится универсальной, сквозной, соответствующие структурные подразделения должны быть созданы не только в центральном аппарате Министерства и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, но и во всех федеральных агентствах и территориальных подразделениях. При этом важно нормативно обеспечить четкое разграничение полномочий между ними, а также предусмотреть эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности. Все перечисленные задачи найдут отражение в Положениях о департаментах, федеральных агентствах, федеральной службе.

Кроме того, необходимо ускорить исполнение решения совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года (протокол №4), разработку технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом "О техническом регулировании", активизировать участие в разработке международных нормативных правовых актов и стандартов в области транспортной безопасности.

Мероприятия, направленные на реализацию Цели 4, в значительной степени реализуются в рамках ведомственных программ. В федеральной целевой программе на период до 2007 года на эту цель предусмотрено около 306 млн. руб..

В контексте данной стратегической цели необходимо упомянуть еще об одной задаче - о развитии профессионального образования в сфере транспортного комплекса. Средства на образование предусмотренные в ведомственной программе на 2005 – 2007 годы составляют 24 млрд. рублей.

Пятая цель - улучшение инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе.

На достижение данной цели будет направлено решение задачи по содействию обновления парка транспортных средств с использованием механизмов частно-государственного партнерства в форме лизинга и возмещения части затрат организаций транспорта на оплату процентов по кредитам полученных в российских кредитных организациях.

К 2007 г. с использованием государственной поддержки будет приобретено 48 воздушных, 37 морских и 14 речных судов. В конце августа открыто пассажирское движения на линии Беркакит–Томмот (Якутские железные дороги). Эта линия является примером железнодорожно-частного партнерства при реализации программ развития инфраструктуры. По мнению Министра, финансовая поддержка должна быть направлена также на «запуск» эффективных экономических механизмов обновления парка подвижного состава городского общественного транспорта, являющегося важнейшим фактором в обеспечении населения наших городов необходимым транспортным сервисом.

Достижение цели 5 означает наличие надлежащим образом подготовленных проектов и механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, наличие законодательной базы частно-государственного партнерства, в том числе по концессионной схеме по принципу «построил-использовал-передал», определенность и устойчивость планов государства по развитию объектов транспорта.

Следует особо подчеркнуть, что достижение поставленных перед Министерством целей требует проведения комплексных мер в сфере отраслевого управления федеральной собственностью.

Требуется принятие нового порядка управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и федеральными государственными унитарными предприятиями, соответствующего логике административной реформы. Сложившаяся ситуация, когда в принятии решений по порядку голосования в органах управления акционерных обществ задействованы одновременно 4 федеральных органа исполнительной власти, не позволяет оперативно принимать решения, а подчас парализует деятельность органов управления.

Для реализации имеющихся возможностей в транспортном комплексе потребуется совершенствование правовой базы. В соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства на 2004 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2004 г. № 33-р, Министерство транспорта Российской Федерации определено головным исполнителем по 3-м законопроектам: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов»; «О платных автомобильных дорогах»; «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования». Два других законопроекта, находятся на рассмотрении в Государственной Думе, пять законопроектов внесены в Правительство Российской Федерации. Шесть проектов федеральных законов, в том числе, «О транспортной безопасности» в настоящее время разрабатываются Минтрансом России. Кроме того, проводится работа по подготовке четырех законопроектов о ратификации международных договоров и соглашений, по которым Министерство определено головным исполнителем.

По результатам работы Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации принято постановление, где отражены этапы реализации Плана мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств, направленных на реализацию Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год.

Все новости