Изображения

Обычная версия

Тезисы доклада Руководителя Федерального Дорожного агентства О. В. Белозерова на совещании 03.12.04 в г. Красноярске

05 декабря 2004, 21:00

 

 

«О совершенствовании механизмов реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» и перспективах развития дорожной сети России до 2010 года»

Подпрограмма «Автомобильные дороги» в составе федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» утверждена постановлением Правительства российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848.

В рамках выполнения подпрограммы в 2002-2004 годах введено в эксплуатацию 1,1 тыс. км федеральных автодорог (всего по плану до 2010 года планируется ввести 10 тыс. км), 7,4 тыс. км территориальных автодорог (всего по плану до 2010 года - 61 тыс. км).

За три года отремонтировано 12,3 тыс. км федеральных дорог (план на 2002-2010 годы - 46,6 тыс. км) и 47,3 тыс. км территориальных дорог (план на 2002-2010 годы - 268 тыс. км).

Расходы на финансирование подпрограммы в 2002-2004 годах составили 68 процентов от сумм, утвержденных на этот период, в том числе от федерального бюджета 89 процентов, бюджетов субъектов Российской Федерации - 59 процентов (в ценах соответствующих лет).

В результате, сегодня около 8 тыс. км автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, на участках основных автомагистралей в непосредственной близости от крупных городов протяженностью около 1,5 тыс. км наблюдаются систематические заторы. Основные выходы из крупных городов полностью исчерпали свою пропускную способность, что приводит к многочасовым заторам, снижению скоростей движения до 5 км в час, росту стоимости перевозок в 1,2 - 1,8 раза. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием.

Себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, расход топлива - на 30 процентов болыпе. Размер транспортной составляющей в себестоимости продукции составляет 15-20 процентов против 7-8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой.

Предусмотренные проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» расходы на финансирование дорог продолжают тенденцию инерционного развития отрасли (вернее ее «инерционного падения»). При этом отдельные регионы в связи с отменой Закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» ликвидируют свои территориальные дорожные фонды.

Безусловно, что Минтранс и Росавтодор будут принимать меры для увеличения бюджетных средств на финансирование дорожного хозяйства в 2005 году и принятию Закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» в новой редакции, однако регионы должны понимать, что право

иметь или не иметь территориальные дорожные фонды действующим законодательством предоставлено законодательным собраниям субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что обоснование невыполнения заданий подпрограммы только недостатком финансов было бы неправильным. На наш взгляд главные причины заключаются в отсутствии в действующей подпрограмме конечных результатов реализации и недостаточной эффективности использования имеющихся средств. Действительно, существующая подпрограмма в качестве конечных результатов предусматривает количество построенных, реконструированных и отремонтированных километров автодорог. Вместе с тем, доказать необходимый объем финансовых ресурсов можно только исходя из конечных результатов, отражающих состояние сети автодорог, т.е. должен быть доказан и действовать принцип: направлено на финансирование дорог достаточное количество средств - их транспортно-эксплуатационное состояние улучшается, не направлено - объективно ухудшается. При этом должны быть отработаны достаточно объективные методы оценки результатов.

Только доказав эффективность использования направленных на финансирование дорожного хозяйства бюджетных средств мы можем рассчитывать на значительное их увеличение в 2005-2010 годах.

Вышеуказанные положения легли в основу откорректированной подпрограммы «Автомобильные дороги», которая в настоящее время представлена на согласование в Минэкономразвития России.

Корректировка подпрограммы осуществлялась на основании решений заседания Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 года (протокол № 15) и с учетом реальных возможностей федерального бюджета на 2005 год.

При корректировке уточнены цели подпрограммы. Приняты более четкие количественные показатели, характеризующие цели и планируемые результаты подпрограммы. Пересмотрены и уточнены приоритетные мероприятия подпрограммы. При корректировке учтены новые приоритеты стратегического планирования Российской Федерации, развития транспортной инфраструктуры в целом и дорожного хозяйства, установленные в Транспортной стратегии Российской Федерации, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. В рамках корректировки приоритеты отданы решению задачи сохранения действующей федеральной сети автомобильных дорог за счет качественного содержания и ремонта, концентрации ресурсов на объектах, подлежащих завершению строительством и реконструкцией в планируемом году, или объектах с высокой степенью готовности, а также на крупных и наиболее важных объектах, имеющих общефедеральное или межрегиональное значение для создания опорной дорожной сети страны, в том числе строительство кольцевой автодороги г. Санкт-Петербурга, автодорог Чита - Хабаровск и Адлер - Красная Поляна, внеклассных мостов через реку Волга у города Саратова, в городах Ярославле, Волгограде и Ульяновске, через реку Кама у с. Сорочьи Горы в Республике Татария и в г. Перми, обеспечению современного автомобильного доступа к российским портам. Эта мера позволит обеспечить развитие основных автодорожных маршрутов в составе международных транспортных коридоров и развитие приграничных участков территориальных автомобильных дорог, имеющих важное стратегическое и оборонное значение.

В откорректированной подпрограмме дополнительно акцентировано внимание на приоритетности финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, внесено предложение о введении в классификацию дорожных работ дополнительного вида работ - модернизации дорог, которая позволяет при меньших по сравнению с реконструкцией расходах обеспечивать восстановление работоспособности дорог и сооружений на 15 лет вперед, а также достигать характеристик сооружений, позволяющих осуществлять пропуск современных нагрузок и габаритов. В преддверии вступления России в ВТО это особенно важно для дорог, входящих в международные транспортные коридоры.

В рамках разработки мер по повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, в подпрограмму включена глава, посвященная мерам по повышению эффективности бюджетных расходов на дорожное хозяйство.

В целях уточнения классификации автомобильных дорог общего пользования в подпрограмму включен раздел «Реализация положений реформы местного самоуправления и изменение классификации автомобильных дорог», в который включены основные положения предлагаемых изменений. Кроме федеральных дорог и дорог субъектов Российской Федерации предусматривается включение в сеть дорог общего пользования муниципальных дорог, которые подразделяются на автомобильные дороги городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Эта мера позволит ликвидировать имеющиеся разрывы в дорожной сети общего пользования на территории городов и других населенных пунктах.

Дополнительные меры по стимулированию развития сети автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также предложения по механизмам согласования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации мероприятий подпрограммы основаны на оказании им федеральной поддержки в виде субсидий соответствующим бюджетам в соответствии с принятыми в подпрограмме приоритетами развития.

Учитывая реальные возможности бюджетов различных уровней в целях смягчения последствий недофинансирования в 2004 и 2005 годах, в подпрограмме при корректировке в отдельную программную задачу выделены вопросы государственночастного партнерства при строительстве автомобильных дорог. Составлен перечень автомобильных дорог, предлагаемых к эксплуатации на платной основе из 7 наиболее эффективных первоочередных объектов общей протяженностью около 274,6 км. С целью отработки юридических, финансовых и организационных механизмов создания платных автомобильных дорог с применением принципов государственно-частного партнерства подпрограммой предусматривается реализация пилотных инвестиционных проектов платных дорог с различными начальными условиями.

В частности, в качестве пилотного проекта создания платной автодороги с привлечением внебюджетных источников финансирования для реконструкции и последующего содержания на базе реконструируемого объекта, будет реализован проект реконструкции автомобильной дороги «Подъезд к аэропорту «Домодедово». Предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» обязательное требование создания возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам обеспечит улучшение за счет средств инвесторов автодорог в районах Московской области, прилегающих к аэропорту «Домодедово».

В качестве пилотного проекта создания крупного вновь строящегося платного объекта дорожной инфраструктуры предусмотрено строительство новой скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург в одном коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью и подъездом к международному аэропорту Шереметьево, что позволит объединить конкурентные преимущества авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Для отработки возможности использования платных дорог для разгрузки магистральных входов в крупнейшие города предусмотрено строительство нового входа в г. Москву со стороны федеральной автодороги «Беларусь» в обход г. Одинцово.

В откорректированной подпрограмме уточнены расчеты по финансированию строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. Включен раздел «Совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства», содержащий предложения по поэтапному реформированию системы финансирования дорожного хозяйства. Расчеты по финансированию строительства и реконструкции дорог основывались на необходимости финансирования в полном объеме содержания и ремонта действующей сети автомобильных дорог. Предусмотрено также расширение выполнения модернизации дорог.

Одним из важнейших условий повышения эффективности предоставления государственных услуг и управления имуществом в дорожном хозяйстве является разработка соответствующих законодательных и нормативных правовых актов. Откорректированной подпрограммой предусмотрена разработка и принятие ряда федеральных законов, в том числе «О платных дорогах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», правовых актов в области земельных отношений, привлечения частных инвестиций в дорожное хозяйство и т.д.

Подпрограмма определяет направления реформирования дорожного хозяйства в соответствии с проводимой административной реформой и реформой органов местного самоуправления. Предлагается сократить число федеральных управлений автомобильных дорог и магистралей с их укрупнением. Ряд учреждений предлагается передать в ведение других федеральных органов исполнительной власти, а часть, после снятия ограничений, приватизировать.

В откорректированной подпрограмме уточнены показатели социально-экономической эффективности ее реализации. По расчетам общий эффект в соответствии с целевыми показателями составит около 3,7 трлн. руб. (в ценах 2001 г.), в том числе внетранспортный эффект - 1,2 трлн. руб.

В результате реализации подпрограммы к 2010 году:

- протяженность сети автомобильных дорог общего пользования (в действующей классификации) возрастет до 611,1 тыс, км (на 26,7 тыс. км по сравнению с 2000 г.);

- протяженность автомобильных дорог высших (I и II) категорий увеличится до 36 тыс. км (на 4,6 тыс. км по сравнению с 2000 г.);

- протяженность автомобильных дорог с капитальным и облегченным типом покрытия достигнет 384,3 тыс. км (возрастет на 23,8 тыс. км по сравнению с 2000 г.);

По сравнению с 2000 годом:

удельный вес протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет:

- по сети федеральных автодорог - с 39% до 55%;

- по сети территориальных автодорог - с 20% до 30%;

- удельный вес федеральных дорог работающих с превышением нормативной загрузки снизится до 22% (с 26,1%);

- средняя скорость движения транспортных потоков возрастет:

- по сети федеральных автодорог - на 10%;

по сети федеральных автодорог - на 10%;

- по сети территориальных автодорог - на 7 %;

- количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на 1 тыс. авт. средств из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 12%

- будет обеспечена постоянная круглогодичная связь 3,1 тыс. населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования.

Представляется, что высокая экономическая эффективность подпрограммы, ее социально-экономические последствия обосновывают целесообразность принятия в составе ФЦГТ и оказания ей государственной поддержки.

Все новости