Изображения

Обычная версия

В ФДА состоялось совещание по вопросам использования денежных средств в дорожном хозяйстве в 2004 г. и представлены предложения по повышению эффективности использования средств в следующем финансовом году.

03 декабря 2004, 21:00

 

 

В ФДА состоялось совещание по вопросам использования денежных средств в дорожном хозяйстве в 2004 г. и представлены предложения по повышению эффективности использования средств в следующем финансовом году.

В теории и практике государственного регулирования рыночной экономики тарифная (ценовая) политика занимает если не главную, то одну из ведущих ролей. Отдельные элементы тарифной политики влияют не только и не столько на уровень цен – по большинству видов товаров, работ, услуг с этим справляется сам рынок. Классические диаграммы по соотношению спроса и предложения, приводимые в любом учебнике по экономике, работают безотказно. В сферах деятельности естественных монополий обычно применяется прямое регулирование – устанавливается предельный тариф, выше которого поставщик не может поднять стоимость своей продукции. Гораздо менее заметным, но не менее значимым является косвенное регулирование, направленное на решение проблем отдельных предприятий, отраслей, регионов или государства в целом. Осуществляется оно в виде введения и корректировки экономических нормативов по затратам, включаемым в себестоимость продукции, установления ставок налогов и льгот по их уплате, осуществления мер по снижению хозяйственных рисков и повышению доступности кредитных ресурсов и т.д.

Дорожное хозяйство России – в полной мере рыночная отрасль. Более 10 лет заключение контрактов на выполнение дорожных работ осуществляется по результатам конкурсов, и к настоящему времени через торги распределяются практически 100 % бюджетных средств, направляемых на развитие автомобильных дорог. В отрасли сформировалась полноценная конкурентная среда. Сформировались сильные подрядные организации, не стесняющиеся для защиты своих законных интересов обращаться в суд, в том числе на государственных заказчиков, - что тоже является признаком успешного формирования здоровой рыночной среды. Много ли таких отраслей в России?

Поэтому в дорожном хозяйстве применяются методы косвенного регулирования цен на дорожные работы. Целями регулирования является не только экономия бюджетных средств при осуществлении мер по развитию транспортной инфраструктуры. Минтранс России и находящееся в его ведении Федеральное дорожное агентство – федеральные органы государственной власти, и в их задачу входит решение вопросов инновационного развития, технического перевооружения и финансовой устойчивости предприятий отрасли, достойного существования тружеников дорожного хозяйства, в конечном счете - обеспечения социальных стабильности и устойчивого экономического роста России.

Например, Росавтодор периодически доводит до дорожных организаций размеры базовых ставок заработной платы, установленные на основании отраслевого тарифного соглашения. Проектные организации закладывают их в проектную стоимость дорожных работ, и подрядные организации обязаны их придерживаться. Ущемление прав работников, пусть даже и приведшее к экономии бюджетных средств, рассматривается как серьезное нарушение, и в последующем может повлиять на решение государственного заказчика при определении подрядной организации на других объектах дорожных работ. Обязаны подрядчики соблюдать и требования законодательства в части компенсационных и стимулирующих выплат и надбавок к заработной плате. В то же время не допускается завышение затрат на оплату труда в благополучных регионах с более высокой средней заработной платой – мера, направленная на выравнивание уровня жизни в различных регионах страны.

В рамках государственной ценовой политики должен осуществляться аналогичный подход и по другим статьям себестоимости продукции дорожных организаций. К ним можно отнести и установление нормативов, позволяющих оснащать предприятия отрасли современной дорожно-строительной и вычислительной техникой, применять современные материалы и технологии и т.д. И на всех этапах существуют ограничения, не позволяющие безосновательно завышать стоимость дорожных работ. Существуют и такие специфические экономические регуляторы, как, к примеру, норматив возмещения за счет заказчика страховых выплат по строительным рискам, позволяющий при чрезвычайных ситуациях ликвидировать их последствия и снижающий хозяйственные риски подрядных организаций.

Не все реализовано в полной мере, и каждодневная работа специалистов Минтранса и Росавтодора направлена на выявление «болевых» точек, определение причин их возникновения и выработку мер по их «лечению».

* * *

Перед Росавтодором в наступающем 2005 году стоят достаточно традиционные задачи в области ценообразования. Условно их можно разделить на два направления. Первое направление – обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, второе – методическая работа по определению наиболее эффективных с точки зрения интересов государства и общества экономических нормативов.

По первому направлению планируется несколько мероприятий. В первую очередь это повышение контроля за затратами заказчика. Существующая система, ориентированная прежде всего на точное совпадение запланированных объемов финансирования с фактически сложившейся стоимостью строительства, ставит заказчика в достаточно сложную ситуацию. Жестко регламентированный порядок работы с бюджетными деньгами приводит к тому, что перераспределить сэкономленные средства на другой объект сложно, а на другой вид дорожных работ – практически невозможно (требуется не более и не менее чем внесение изменений в закон о федеральном бюджете). В результате экономия, возникающая в первой половине года, после выполнения длительных процедур, предписанных законодательством, все-таки перераспределяется. А во второй половине года, когда времени до завершения финансового года остается мало, средства заказчика под различными предлогами – необходимостью выполнения дополнительных работ, удорожанием отдельных видов ресурсов и т.д. – передаются подрядчику. Конечно, заказчики этими средствами оплачивают работы, необходимые для улучшения состояния дорог и повышения безопасности дорожного движения, но не предусмотренные программой финансирования на очередной год.

Главная задача по второму направлению – выработка нового базового отраслевого документа по ценообразованию в дорожном хозяйстве. В начале 2004 года тогда еще Госстроем России был принят документ под названием «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004). Прежний дорожный отраслевой документ имел отдельные пробелы, и после выхода «Методики» было принято решение о разработке нового документа. К этой работе уже привлечены научные организации, принятие документа планируется в середине 2005 года.

Имеются планы по снижению в 2005 году административных барьеров при применении современной техники и технологий на объектах дорожных работ. Предстоит разработать методику определения экономического и внеэкономических эффектов при использовании новой техники и технологии. В настоящее время их внедрение затруднено тем, что эффект часто проявляется в увеличении межремонтных сроков, снижении затрат по текущему содержанию, а на этапе строительства или ремонта происходит удорожание – недопустимое без оговорок об эксперименте, опытном участке по отработке новой технологии и т.д. Учет комплексной стоимости – по формуле Стоимость строительства + Стоимость содержания + Стоимость ремонтов на период эксплуатации дорожных объектов позволит снять это противоречие и оценить истинную экономическую целесообразность применения технического новшества. Оценка же важных для всего общества внеэкономических эффектов (с оговоркой, что внеэкономическими они являются только с точки зрения заказчиков и подрядчиков) – таких как снижение аварийности на автомобильных дорогах, экологического вреда населению и окружающей среде, является весьма актуальной.

Важным направлением является продолжение внедрения в дорожном хозяйстве метода укрупненных единичных расценок. Суть метода сводится к тому, что заказчик покупает не технологический процесс – перемещение энного количества кубометров грунта, укладку нескольких тонн щебня или асфальтобетонной смеси, а конечный результат (километры отремонтированных с определенными техническим требованиям дорог, погонные метры мостов и т.д.). Кроме того, укрупненные расценки позволяют подрядчику выбрать наиболее оптимальную технологию с учетом имеющейся в его распоряжении дорожно-строительной техники.

* * *

Важную роль играют и традиционно проводимые Росавтодором конференции по обмену опытом и учебные семинары, к проведению которых привлекаются авторитетные специалисты в области ценообразования.

В 2004 году было запланировано три таких мероприятия, но, к сожалению, мероприятия административной реформы внесли в эти планы коррективы, и состоялось только одно из них.

С 16 по 19 ноября 2004 года на базе Владимирского учебного центра была проведена научно-практическая конференция «Ценообразование и торги в системе дорожного хозяйства».

В работе конференции приняли участие 150 человек, в том числе около 100 представителей федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством, представители научных, проектных и подрядных организаций, работники Министерства транспорта и Федерального дорожного агентства.

Конференция рассмотрела широкий круг вопросов, связанных с проблемами ценообразования и размещения заказов для государственных нужд в дорожной отрасли, результаты работы и задачи по разработке и совершенствованию нормативной базы, повышению эффективности контроля, научно-технического и программно-информационного обеспечения, развития конкуренции на рынке дорожных работ.

С докладами на конференции выступили специалисты в области государственного управления и регулирования рыночной экономики, ученые, представляющие основные научные центры, специализирующиеся на проблемах ценообразования в строительстве и развитию автомобильных дорог из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Воронежа, практическим опытом поделились работники из подрядных организаций, органов управления дорожным хозяйством, экспертных организаций.

Участники конференции отметили своевременность проведения конференции и актуальность обсуждавшихся на ней проблем. Было отмечено, что вопросы ценообразования и организации конкурсов являются одними из ключевых в дорожной отрасли. Без их решения невозможно эффективное развитие транспортной инфрастуктуры России, оптимизация расходов, развитие подрядных организаций и коренное повышение качества дорожных работ. Также были определены целый ряд проблем, требующих скорейшего решения. Была одобрена проводимая Росавтодором работу по совершенствованию системы ценообразования и конкурсов в дорожном хозяйстве и отмечена необходимость ускорения разработки нормативно-правовых актов в области ценообразования и конкурсов в дорожном хозяйстве.

Все новости