Состоялось заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта, посвященное обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации. В работе коллегии принял участие заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов
23 июня 2009, 20:00
Открывая заседание коллегии, руководитель Росавиации Геннадий Курзенков отметил необходимость перехода на профилактические методы управления безопасностью полетов. По его словам, сегодня недостаточно работать с материалами расследований авиапроисшествий.
«Необходимо ежедневно собирать и анализировать данные выполнения полетов, определять риски и приоритетные меры воздействия, -- сказал Геннадий Курзенков. -- Это позволит вскрыть сотни проблем, которые могут стать причинами серьезных авиационных происшествий».
С докладом выступил заместитель руководителя Росавиации Владимир Дмитриев. По его словам, в 2008 году состояние аварийности в коммерческой авиации характеризовалось следующими показателями: произошло 8 катастроф, в которых погибло 129 человек; 5 аварий, 912 инцидентов, 5 чрезвычайных авиационных происшествий. Самые тяжелые последствия имела катастрофа самолета Боинг 737 авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» в аэропорту Пермь. В ней погибло 88 человек.
В 2009 году произошло 2 катастрофы, в которых погибло 11 человек; 1 авария и 298 инцидентов.
Примером недобросовестного выполнения своих обязанностей и нарушения документов, регламентирующих летную деятельность, являются действия экипажа самолета Ту-154 авиакомпании ЮТэйр который 24 апреля 2009 года выполнял полет из Москвы в Самару. С момента взлета и до высоты 7700 метров экипаж не убрал шасси. Это в совокупности с дальнейшими безграмотными действиями экипажа привело к несанкционированному и неконтролируемому снижению воздушного судна. Также экипажем были нарушены требования по обязательному выполнению доклада об изменении высоты полета, а по прибытию в аэропорт Курумоч (Самара) имело место сокрытие данного авиационного события.
Еще одним примером вопиющих нарушений служит катастрофа вертолета Белл-407 с губернатором Иркутской области на борту. По словам Дмитриева, «в процессе организации и выполнения данного полета было нарушено все, что только можно нарушить». Это был вылет без заявки и разрешения органов управления воздушным движением, полет в ночное время на вертолете, не оборудованном для ночных полетов, снижение ниже минимально установленной высоты полета и многое другое. По данной катастрофе проводится расследование.
В деятельности Росавиации важная роль отводится инспекционным проверкам и инспекционному контролю. В 2009 году проведена 841 инспекционная проверка по различным направлениям. Данные проверки проводились представителями центрального аппарата Росавиации, а также инспекторами территориальных управлений. По итогам проверок аннулировано 10 сертификатов эксплуатанта. Двум эксплуатантам действие свидетельства эксплуатанта приостанавливалось.
Вопросы управления безопасностью полетов остро стоят в летных учебных заведениях. В 2006-2007 годах в авиационные училища стали поступать новые воздушные суда первоначального обучения. Период освоения новой техники осложнился увеличением налета на курсанта до 150 часов. Это обусловлено требованиями ИКАО для получения свидетельства коммерческого пилота. В процессе эксплуатации новой техники проявились серьезные конструктивно-производственные дефекты на самолетах Гжель и Як-18Т (36 серии). Росавиация принимала решения о приостановке эксплуатации этих самолетов до устранения дефектов разработчиками. Самолеты Гжель до настоящего времени полеты не выполняют.
Заместитель Министра транспорта Валерий Окулов в своем выступлении заявил, что безопасность полетов базируется на регулировании отношений между органами власти и эксплуатантами. В первую очередь, по словам Окулова, это касается регистрации воздушных судов на территории России. В частности, он заявил о необходимости присоединении России к Кейптаунской конвенции, которая регулирует права собственности на воздушные суда и предусматривает соблюдение прав лизингодателей в случае возникновения финансовых проблем у арендаторов. Присоединение к конвенции и регистрация воздушных судов на территории РФ должны приносить выгоду государству и привлекать не только российские, но и иностранные компании.
Также В. Окулов озвучил задачу формирования единого государственного органа сертификации, который должен учитывать в своей работе результаты аудиторских проверок IOSA.