Изображения

Обычная версия

11 июня Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом «О реформировании системы управления внутренними водными путями Российской Федерации»

14 июня 2009, 20:00

Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации подготовлена Минтрансом России во исполнение решений совещания под руководством Председателя Правительства РФ В. Путина в Ростове-на-Дону 15 июля 2008 года, совместного совещания членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и комиссии Совета Федерации по национальной морской политике у заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова 17 сентября 2008 года и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Проект Концепции был одобрен на совещании членов Морской коллегии при Правительстве РФ 17 апреля 2009 года.

При разработке проекта Концепции была проанализирована система управления внутренними водными путями в зарубежных странах.

Российская Федерация располагает одной из самых протяженных в мире сетью внутренних водных путей (101,6 тыс. км), по которой ежегодно перевозится более 150 млн. тонн грузов и 20 млн. пассажиров, работает более 30 тыс. судов (1500 судовладельцев). В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации.

На сегодняшний день на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 16 федеральных государственных учреждений (в том числе 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна») и федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы». В их составе функционируют 92 филиала. Общая штатная численность работающих в организациях внутренних водных путей составляет порядка 32 тыс. человек.

Существующая система управления внутренними водными путями - единственная в системе транспорта, где не проведена административная реформа. Сложившаяся ситуация не создает условий для реализации транзитного потенциала страны; кардинального повышения уровня безопасности судоходства; повышения эффективности управления государственной собственностью в речных портах; решения вопросов обновления состава флота; ускорения экономического развития предприятий внутреннего водного транспорта и инновационного развития отрасли в целом.

Стратегической целью Концепции реформирования является формирование системы управления внутренними водными путями, позволяющей обеспечить:

  • эффективную государственную систему обеспечения безопасности судоходства;

  • коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.

При этом должно быть обеспечено:

  • удовлетворение потребностей населения, бизнеса и государства в экономичном и безопасном перемещении людей, грузов по всей сети внутренних водных путей при оптимальных расходах федерального бюджета,

  • повышение устойчивости работы внутреннего водного транспорта,

  • формирование единой гармоничной транспортной системы страны,

  • развитие судостроения, реализация транзитного потенциала внутренних водных путей.

  • улучшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе единой глубоководной системы европейской части России (приведение их в соответствие с современными стандартами, ликвидация лимитирующих участков) создаст условия для обновления речного флота, вывода из эксплуатации технически устаревших судов, внедрения инновационных технологий, развития российской судостроительной промышленности.

Достижение поставленных целей будет способствовать переключению части существующих грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт, что позволит снизить: экологическую нагрузку на окружающую среду; себестоимость перевозок грузов и пассажиров; нагрузку на автомобильные и железнодорожные магистрали; а также удовлетворить спрос на перевозки грузов, которые невозможно перемещать иными видами транспорта.

Систему управления внутренними водными путями и речными портами предлагается организовать на основе работы:

  • федеральных государственных учреждений – администраций речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства – для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах, а также в целях усиления контроля за безопасностью судоходства и судоходными гидротехническими сооружениями,

  • федерального государственного унитарного предприятия «Российский водный путь» (ФГУП «Росводпуть») с филиалами в бассейнах внутренних водных путей – для содержания внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Представляется целесообразным на первом этапе сохранить в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта ФГУП «Канал имени Москвы», которое является стратегическим.

После реформы за администрациями речных бассейнов предлагается закрепить на праве оперативного управления следующее федеральное имущество: судоходные гидротехнические сооружения, включая судоходные каналы;  промерно-изыскательский и служебно-разъездной флот; административные помещения; иное имущество необходимое для выполнения передаваемых функций.

За федеральным государственным унитарным предприятием «Росводпуть» на праве хозяйственного ведения предлагается закрепить: обстановочный, технический, обслуживающий флот и суда специального назначения; средства навигационной обстановки; отстойные ремонтные пункты; объекты технологической связи; имущество речных портов и причалы, находящиеся в федеральной собственности; производственные и административные здания; иное имущество необходимое для выполнения передаваемых видов деятельности.

Что касается имущества речных портов, то полномочия собственника по управлению федеральным имуществом в речных портах, а также по передаче указанного имущества в аренду юридическим и физическим лицам в настоящее время осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В соответствии с решением совместного совещания членов Морской коллегии и Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации 17 сентября 2008 года Минэкономразвития России и Росимущество в настоящее время проводят инвентаризацию объектов инфраструктуры речных портов, находящихся в федеральной собственности, которая должна быть завершена к 1 июля 2009 г. К данной работе по просьбе Росимущества подключены и государственные бассейновые управления водных путей и судоходства и ФГУП «Канал имени Москвы». По результатам данной работы будут сформированы конкретные предложения в отношении имущества речных портов, передаваемого во ФГУП «Росводпуть».

После реформы содержание судоходных гидротехнических сооружений и осуществление безопасного судопропуска будет осуществляться Администрациями речных бассейнов за счет средств федерального бюджета по нормативам, также Администрации речных бассейнов будут получать доходы от оказания государственных услуг.

Источниками доходов ФГУП «Росводпуть» будут:

  • субсидии из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей в соответствии с нормативами; доходы от использования имущества речных портов и причалов и иной предпринимательской деятельности в соответствии с положениями Устава.

При этом в целях реализации Концепции планируется осуществить следующие мероприятия:

  • переход на содержание внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета в полном объеме в соответствии с нормативами;

  • оформление прав на объекты недвижимости, находящиеся на балансе государственных бассейновых управлений и объекты, планируемые к передаче во ФГУП «Росводпуть» (имущество речных портов, не подлежащее приватизации).

Объемы бюджетных ассигнований будут определены в рамках бюджетного процесса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из основных задач Концепции, кроме повышения уровня безопасности судоходства и судоходных гидротехнических сооружений, является более эффективное использование федерального имущества, усиление инвестиционной привлекательности внутреннего водного транспорта, привлечение дополнительного финансирования, которое позволит обновлять и модернизировать основные фонды, включая строительство нового речного флота и внедрять инновационные технологии. При реформировании особо важен социальный аспект, при этом необходимо решить следующие задачи: сохранение кадрового потенциала организаций внутренних водных путей; в последующем необходимо обеспечить повышение мотивации труда путем совершенствования системы оплаты труда работников, решения социальных вопросов, что позволит повысить производительность труда.

Концепцией предусмотрено проведение реформирования системы управления внутренними водными путями в два этапа, что позволит в случае необходимости провести корректировку процесса. Целый ряд мероприятий первого и второго этапа Концепции предполагается проводить параллельно. Кроме того, Концепцией предусматривается возможность корректировки управляющих решений, в случае выявления их неэффективности.

Первый этап рассчитан на трехлетний период, в течение которого предусматривается: внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации; создание ФГУП «Росводпуть», внесение изменений и дополнений в уставы предприятий (ФГУП «Росводпуть» создается на базе существующего ФГУП «Речсвязьинформ»; инвентаризация и передача части федерального имущества инфраструктуры внутренних водных путей во ФГУП «Росводпуть», включая федеральное имущество в речных портах и причалы.

На втором этапе необходимо: завершить оптимизацию структуры управления внутренними водными путями и речными портами; усовершенствовать механизм формирования источников доходов ФГУП «Росводпуть»; подготовить основы для объединения ФГУП «Росводпуть» и ФГУП «Канал имени Москвы» с дальнейшим возможным акционированием этого предприятия.

Реализация указанных мероприятий по реформированию позволит:

1. Оптимизировать систему управления внутренними водными путями, разделив административно властные полномочия и предпринимательскую (хозяйственную) деятельность.

2. Повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях, обеспечить порядок и безопасность в речных портах.

3. Осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты.

4. Обеспечить инвентаризацию, систематизацию федерального имущества (причалы, гидротехнические сооружения, акватории речных портов, рейдовые стоянки и пр.).

5. Привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры речного транспорта из внебюджетных источников.

В результате реализации Концепции будет сформирована единая гармоничная транспортная система, получит развитие транзитный потенциал внутренних водных путей Российской Федерации и будет сохранена эффективная государственная система обеспечения безопасности судоходства.

Все новости