К рабочему совещанию по проблемам развития Астраханского транспортного узла. Сведения о переработке грузов в портах Астрахань, Оля и Махачкала
25 июля 2004, 20:00
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию отмечается особое значение для обеспечения единства страны и интеграции российской экономики в мировую экономическую систему развития транспортных коммуникаций Международного транспортного коридора "Север-Юг".
В последнее время важным звеном российского участка МТК "Север-Юг" становится Астраханский транспортный узел. Развитие инфраструктуры российских портов на Каспии будет способствовать расширению торговли прикаспийских государств со странами Западной Европы.
Портовые мощности в пределах г.Астрахани составляют около 2 млн. тонн сухих грузов и практически исчерпаны, в результате часть российских экспортных грузов переваливается через казахстанские порты. Дальнейшее развитие портовых мощностей на Каспии возможно за счет строительства незамерзающего порта Оля, который был открыт 16 октября 1997 г и через который планируется осуществлять мультимодальные перевозки контейнеров и других грузов.
В настоящее время порт Оля располагает производственными мощностями для перевалки 0,85 млн. тонн грузов в год. В проекте откорректированной подпрограммы "Морской транспорт" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" предусмотрено строительство контейнерного терминала мощностью 1,25 млн. тонн в год; строительства комплексов для перевалки генеральных грузов мощностью 0,8 млн. тонн в год. В конечном счете, соединение порта с основными железнодорожными магистралями позволит реализовать генеральную схему развития порта с выходом к 2010 г. на проектную мощность 8,0 млн. тонн.
Кроме того, возрастает роль еще одного российского порта на Каспии - Махачкала. Этому способствует помимо других факторов необходимость транспортировки каспийской нефти на западные рынки.
По итогам 2003 г. объем перевозок через российские порты на Каспии превысил 8 млн. тонн, а в перспективе, к 2010 г со 100% вводом портовых мощностей, модернизацией железных дорог грузопотоки через порты Астрахань, Махачкала и Оля составят свыше 20 млн.тонн различной номенклатуры грузов.
Сведения о переработке грузов в портах Астрахань,
Оля и Махачкала (тыс. тонн)
Год |
Вид грузов |
Экспорт |
импорт |
каботаж |
Всего |
Порт Астрахань и Оля | |||||
2003 (6 мес.) |
сухие |
1464,6 |
112 |
3,4 |
1580 |
наливные |
327 |
- |
28,2 |
355,2 | |
всего |
1791,6 |
112 |
31,6 |
1935,2 | |
2004 (6 мес.) |
сухие |
1195,4 |
88 |
4,8 |
1288,2 |
наливные |
889,4 |
- |
89,1 |
978,5 | |
всего, |
2084,8 |
88 |
93,9 |
2266,7 | |
Порт Астрахань | |||||
2005 (прогноз) |
сухие |
3420 |
550 |
50 |
4020 |
наливные |
500 |
200 |
- |
700 | |
всего |
3920 |
750 |
50 |
4720 | |
2010 (прогноз) |
сухие |
4220 |
950 |
170 |
5340 |
наливные |
500 |
200 |
- |
700 | |
всего |
4720 |
1150 |
170 |
6040 | |
Порт Оля | |||||
2010 (прогноз) |
всего |
|
|
|
8000 |
Порт Махачкала | |||||
2003 |
сухие |
- |
- |
- |
1234,7 |
наливные |
- |
- |
- |
3325,0 | |
всего |
- |
- |
- |
4559,7 | |
2004 (6 мес.) |
сухие |
- |
- |
- |
601,1 |
наливные |
- |
- |
- |
2000,3 | |
всего |
- |
- |
- |
2601,4 | |
2005 (прогноз) |
сухие |
1200 |
250 |
- |
1450 |
наливные |
- |
6300 |
- |
6300 | |
всего |
1200 |
6550 |
- |
7750 | |
2010 (прогноз) |
сухие |
1500 |
350 |
- |
1850 |
наливные |
- |
10300 |
- |
10300 | |
всего |
1500 |
10650 |
- |
12150 |
Пресс-служба Минтранса России