Изображения

Обычная версия

В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось заседание Круглого стола по теме "Состояние и перспективы развития контейнерных перевозок в России"

20 июля 2004, 20:00

В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось заседание Круглого стола по теме "Состояние и перспективы развития контейнерных перевозок в России"

21 июля 2004 года в Министерстве транспорта РФ состоялось заседание Круглого стола по теме "Состояние и перспективы развития контейнерных перевозок в России"

В совещании приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Мишарин, директор Департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Минтранса России Серик Жусупов, представители заинтересованных министерств и ведомств, а также представители компаний, обеспечивающих контейнерные перевозки.

Открывая заседание, А.Мишарин отметил, что задача удвоения ВВП невозможна без серьезных изменений в транспортной инфраструктуре, без реализации транзитного потенциала страны. Развитие контейнерных перевозок должно способствовать решению поставленных задач. Замминистра подчеркнул, что есть много условий, которые можно использовать для развития контейнерных перевозок, однако пока в России ситуация далека от того, что достигнуто в мире. На сегодняшний день доля контейнеропригодных грузов в России составляет 30%, а всеми видами транспорта перевозится чуть более 2%. Перед участниками круглого стола была поставлена задача обозначить существующие проблемы и совместно выработать пути их преодоления.

В результате дискуссии участники круглого стола пришли к выводу о необходимости образования рабочей группы или комиссии, в рамках которой планируется обсуждать вопросы организации контейнерных перевозок. В состав рабочей группы могут войти представители Минтранса, МЭРТа, Федеральной службы по тарифам, ОАО "РЖД". Рабочая группа может быть сформирована в течение месяца.

Директор Департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Минтранса России Серик Жусупов, выступая на заседании, обратил внимание на неоспоримое преимущество контейнера – скорость доставки, удобство при перегрузке с одного вида транспорта на другой, обеспечение сохранности груза, удешевление стоимости перевозки. Все это послужило стимулом бурного развития контейнерных перевозок во всем мире, которое продолжается и по сей день.

Объем контейнерных перевозок в мире растет на 8-10% ежегодно. В 2003 г. он составил 281,4 млн TEU. В России за последние пять лет объем перевозок грузов в контейнерах увеличивается на 15-20% ежегодно. Морские контейнерные терминалы России в 2003 г. переработали 10,5 млн. т грузов в контейнерах, что соответствует 1 миллиону контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. По сравнению с 1999 г. объем перевалки контейнеров увеличился в 2,5 раза (4,3 млн. т – 400 TEU). Ежегодный прирост составляет более 1 млн. т. Аналогичная динамика наблюдается и в перевозках грузов в контейнерах железнодорожным транспортом. В 2003 г. по железным дорогам было перевезено около 18 млн. т грузов в контейнерах, из них 6,1 млн. т внешнеторговых грузов, что выше перевозок 2002 г. на 17%, внешнеторговых на 20,8%. По сравнению с 2000 г. произошло увеличение в 1,6 раза (11,25 млн. т), внешнеторговых грузов – почти в 2 раза (3,15 млн. т). Причем тенденция роста характерна как для перевозок внешнеторговых грузов, так и для внутренних перевозок. Доля внутренних перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом составляет 65,3% от общего объема перевозок.

Небходимо отметить, что 90% всех контейнерных перевозок грузов морским и железнодорожным транспортом начинаются или заканчиваются перевозкой автомобилем, кроме того, автомобилисты востребованы на международных и внутрироссийских перевозках с «коротким плечом». Темпы роста перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах автомобильным транспортом специалистами оцениваются так же в 15-20% ежегодно.

В ближайшие 10 лет эксперты ожидают прирост контейнерных перевозок в среднем на 7-10% ежегодно, и к 2012 г. мировые перевозки могут достигнуть 375 млн. TEU. В России объем контейнерных перевозок грузов в 2012 г. может составить 7 млн. TEU из них 5 млн. TEU через морские порты. При этом объем контейнерного грузопотока через Дальний Восток прогнозируется на уровне 1 млн. TEU , через Черноморские и Каспийские порты 1 млн. TEU, через российские порты на Балтике – 3,2 млн. TEU.

Рост контейнерного рынка в России послужил всплеском деловой активности участников транспортного процесса, привлек внимание инвесторов в развитие инфраструктуры. Уже сейчас много делается для обеспечения спроса на контейнерные перевозки в России. Созданы компании «Трансконтейнер» и «Национальная контейнерная компания» (НКК). Строятся новые контейнерные терминалы в портах Усть-Луга, Новороссийск. Ввод контейнерного терминала в порту Усть-Луга в эксплуатацию ожидается в 2006–2007г. Его мощность составит 1,5 млн. TEU. Еще 500 тыс.TEU в год даст программа модернизации и расширение «Петролеспорта». Ведется строительство контейнерного терминала в порту Новороссийск, который должен обеспечить перевалку 600 тыс. TEU в год. В августе 2004 г. планируется ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки для контейнерного терминала порта Оля (Астраханская область).

Для развития железнодорожных контейнерных терминалов необходимо создавать привлекательные условия для инвесторов. ОАО «РЖД» и «Трансконтейнеру» необходимо изучать и внедрять передовые технологии перевозки контейнеров железнодорожного транспорта.

С помощью тарифного регулирования надо формировать сквозные ставки, конкурентоспособные с другими маршрутами перевозок. Особенно это актуально для Транссибирской магистрали, где сконцентрировался огромный потенциал для роста контейнерных перевозок.

Немаловажную роль в повышении качества предоставляемых услуг играет совершенствование нормативно-правовой базы. Это касается и правил перевозок грузов, предусматривающих длительное согласование перевозок (подача заявки не менее чем за 15 дней до начала перевозок), и нового Таможенного кодекса РФ, в целом соответствующего требованиям времени, но очень медленно реализуемого на практике на местах таможенного оформления. Время таможенного оформления сократилось и не превышает 3-х суток, тем не менее, это еще далеко от зарубежного уровня. Необходимо организовано и технически создать условия для выравнивания технологических циклов работы государственно-контролирующих органов и контейнерных терминалов, что является государственной задачей. Кроме того, одновременно с появлением современных логистических складских терминалов необходимо предусмотреть возможность создания специальных таможенных условий для транзитных грузов, позволяющих грузовладельцам более гибко распоряжаться грузом при дальнейших отправках.

В условиях проводимой у нас реформы органов государственного управления, необходимо сохранить принцип равнодоступности к инфраструктуре транспортного комплекса, обеспечить публичность контейнерных терминалов. Это позволит развивать «добросовестную» конкуренцию среди компаний – контейнерных операторов и экспедиторов.

Пресс-служба Минтранса России


Все новости