Изображения

Обычная версия

4 июля 2004 г. работники морского и речного флота будут отмечать свой профессиональный праздник, к этому же дню приурочено празднование 80-летия морского транспорта России

30 июня 2004, 20:00

4 июля 2004 г. работники морского и речного флота будут отмечать свой профессиональный праздник, к этому же дню приурочено празднование 80-летия морского транспорта России. Официальные торжества состоятся 2 июля.

Морской и речной транспорт как часть единой транспортной системы России вносит существенный вклад в развитие внешнеэкономических связей страны и экономики no-существу всех субъектов Российской Федерации, в достижение геополитических и социальных целей.

Моряки и речники отмечают совместно свой профессиональный праздник с 1976 года.

Морской и речной транспорт России представляет собой сегодня динамично развивающуюся структуру с присущим каждой такой сложной системе рядом проблем.

Деятельность водной инфраструктуры транспортного комплекса страны в 2003 году была направлена на обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в транспортных услугах, интеграции ее в мировую транспортную систему, повышение безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке. Продолжалась реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы», Морской доктрины и Концепции судоходной политики России; принята Транспортная стратегия страны.

Морской флот пополнился новыми 15 транспортными судами общим дедвейтом 1300 тыс. т, речной получил 16 судов. Модернизировано 19 речных судов грузоподъемностью 55 тыс. т, три «пассажира»; продолжалось строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Проведены работы по реконструкции шлюзов Волго-Балта, Беломоро-Балтийского и Волго-Донского судоходных каналов.

Грузооборот российский морских портов увеличился на 9,9% и составил 285,7 млн. т. Через порты Балтии и Украины перегружено 90,7 млн. т российских грузов. В 2003 году введено 29,15 млн. т перегрузочных мощностей и более 600 пог. м причалов в портах Махачкала, Мурманск, Оля, Восточный, Усть-Луга, Калининград, Шахтерск (о. Сахалин), Владивосток, Приморск. Приступила к работе грузо-пассажирская паромная линия Россия - Германия (С-Петербург-Балтийск-Любек).

Все, предъявленные к перевозке, грузы морской и речной флот доставили по назначению, в том числе и в районы Крайнего Севера (Северный завоз). Регулярные рейсы из северной столицы в Калининград и обратно совершает паром «Георг Отс».

Набирает силу созданный в прошлом году ФГУП «Росморпорт» - в порядке совершенствования системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами (постановление Правительства Российской Федерации № 705 от 25.09.2002 г.).

Подготовлены и предъявлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов «О Российском международном реестре судов» и «О морских портах Российской Федерации». Безопасность мореплавания и судоходства на внутренних водных путях всегда была и будет приоритетом номер один на водном транспорте. В 2003 году отмечена тенденция снижения аварийности. В 2003 году введена в эксплуатацию лазерная установка швартовки крупных судов на терминале Шесхарис в Новороссийске. До необходимого уровня увеличена безопасность мореплавания и охрана окружающей среды (по планам) в восточной части Финского залива, обеспечивая нефтетрафик в п. Приморск, Высоцк и других.

В 13-ти морских и речных-устьевых портах европейской части, 9-ти Дальнего Востока и 5-ти Черного моря организован контроль иностранных судов согласно Парижскому, Токийскому и Черноморскому меморандумов. Продолжается традиционно активное сотрудничество с международными организациями, с ИМО, особенно в области охраны судов и портовых средств, подпадающих под действия конвенции СОЛАС-74 (гл. XI - 2) и Кодекса ОСПС, который вступит в силу с 1 июля с.г.

В 2004 году на всех морских и речных бассейнах велись работы по созданию береговых объектов связи и навигации для обеспечения и усиления безопасности судоходства.

Ведется работа по реструктуризации сети подведомственных морских и речных учебных заведений с целью ее оптимизации. Создаются крупные университетские комплексы: морские - в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Владивостоке, речные - в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве и Новороссийске.

В 2003 году организована и успешно проведена первая в XXI веке кругосветная экспедиция на парусном учебном судне «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток), приуроченная к 200-летию первого кругосветного плавания российских парусных кораблей под командованием И. Крузенштерна и Ю. Лисянского.

Сеть внутренних водных путей Единой Глубоководной системы России - самая большая в мире - сделала внутренний водный транспорт, особенно с 60-х годов прошлого века, международным. Свыше 700 судов смешанного «река-море» плавания обеспечивают связь внутренних портов страны с портами зарубежных стран, грузоподъемность таких танкеров и сухогрузов достигает 5300 т, большегрузных составов 22500 т. В 2003 году речным транспортом перевезено свыше 120 млн. т грузов. Вместе с морским и Другими видами транспорта, речники активно участвуют в работе Международных транспортных коридоров особенно «Север-Юг», в работе по присоединению к ВТО и сотрудничестве со странами ЕС.

 

Историческая справка

18 июля 1924 года постановление Совета Труда и Обороны заложило основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны. Восемь десятилетий назад Акционерное общество «Совторгфлот» объединило транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий, включая строительные. К 1 января 1925 года под флагом было 128 пароходов - это менее 168 тысяч брутто-регистровых тонн. Централизация позволила значительно, в 1,5 раза увеличить грузоперевозки. 25 октября 1925 года на Балтийском заводе спустили на воду первый советский лесовоз «Товарищ Красин», в 1926 году Северная верфь в Ленинграде головное грузопассажирское судно «Мария Ульянова», в 1931 году Николаевский завод - первый серийный танкер «Москва» (9300 т).

В 1928-1932 гг. флот получил 66 отечественных и 44 судна иностранной постройки - грузооборот в 1932 году достиг уровня 1913 года, превысив уровень 1928 года в 2 раза; грузооборот портов также достиг уровня 1913-года, составив 48,6 млн. т. Реконструировались СРЗ; два института (Ленинград и Одесса), 7 техникумов и мореходные школы готовили морские кадры.

На 30-е годы пришлось практическое освоение Северного морского пути, превращение его в действующую транспортную магистраль.

К началу ВОВ (на 1 апреля 1941 года) страна имела 870 судов дедвейтом 2,1 млн.т. Порты были значительно механизированы (65%).

С первых часов и дней войны все 14 пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов, других предприятий - более 100 тысяч человек - были мобилизованы на отпор врагу и нацелены на Победу. За годы войны моряки перевезли 100 млн. т. грузов, переработав в портах более 175 млн. т; из общего количества грузов по ленд-лизу 16 млн. т наши суда в тяжелейших условиях перевезли более половины. 13900 тружеников моря получили боевые награды, а члены экипажа «Старого большевика» И.Афанасьев (капитан), К.Петровский и Б.Аказенок стали Героями Советского Союза.

В войну отрасль потеряла 380 судов, дедвейтом около миллиона тонн, было разрушено более ста портов, портпунктов, СРЗ.

Во второй раз за 30 лет стране пришлось возрождать флот, порты и СРЗ. Уже в 1965 году флот насчитывал 1187 судов, это 8,4 млн. т дедвейта и 6-е место в мире.

Морской транспорт стал мощным инструментом государства - главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках.

Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со 130 странами на всех континентах.

Постройке новых специализированных судов, ледоколов в главе с атомным ледоколом «Ленин» продлила навигацию в Арктике, сделав ее круглогодичной в Карском море.

Высоко поднимали престиж флота и страны такие знаменитые плавания, как а/л «Арктика» к Северному полюсу (17 августа 1977 года) и ледокол «Владивосток» в Арктику (1985 г.).

Капитаны этих судов Ю.С. Кучиев и Г.И. Антохин, руководители этих экспедиций Т.Б. Гуженко и А.Ж. Чилингаров здравствуют и поныне.

В 70-80-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, ролкеры, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов) для их обработки были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.

Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.

В связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств, отрасль оказалась в глубоком кризисе.

Учитывая сложившуюся обстановку и в целях обеспечения потребностей России в перевозке грузов и перевалке их в портах, Правительство страны 8 октября 1993 года приняло Программу возрождения торгового флота России, был создан Фонд возрождения.

Несмотря на все экономические и бюджетно-финансовые трудности, предприятия отрасли предприняли все меры, чтобы транспорт продолжал обеспечивать условия стабильной работы в интересах национальной экономики Российского государства.

***

Сегодня система водного транспорта играет значительную роль, решая ответственные экономические и социальные задачи, обеспечивая потребности экономики России в морских и речных перевозках, пополняя валютные запасы государства за счет экспорта транспортных услуг.

Предприятия морского и речного флота продолжают активную работу по привлечению средств для пополнения флота, создания новых и реконструкции действующих мощностей портов, развития социальной сферы. Созданное в марте 2004 г. в результате административной реформы Федеральное агентство морского и речного транспорта призвано способствовать урегулированию их отношений, лучшей координации работы в крупных транспортных узлах, устьевых портах, в области безопасности судоходства, социальной сфере и т.д. Реформа предусматривает разделение законотворческих, производственных, управленческих и надзорно-контрольных функций. К решению неотложных проблем и задач Агентство уже приступило в ходе идущих управленческих преобразований.

Федеральное агенство морского и речного транспорта

Все новости