Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта Александр Мишарин выступил с докладом на «круглом столе», посвященном «Партнерству государства и частного бизнеса в развитии транспортных коридоров в Российской Федерации».

15 февраля 2006, 21:00

Доклад заместителя Министра А.Мишарина
«Партнерство государства и частного бизнеса в развитии транспортных коридоров в Российской Федерации»
на "Круглом столе" 16 февраля 2006 г.

Уважаемые коллеги!

В последние пять лет в России произошли серьезные изменения в подходах к формированию государственной экономической политики. Для транспорта их результатом стало появление ряда важных программных документов, определяющих стратегию его развития (в том числе, Стратегия развития транспорта до 2010 г. и Транспортная стратегия России до 2020 г.).

В сложившихся экономических условиях транспортный комплекс России работает устойчиво, удовлетворяет растущий спрос и населения и отраслей экономики в транспортных услугах.

Необходимый объем финансирования транспортной отрасли только на капитальные вложения составляет порядка 650 млрд. руб. в год в ценах 2005 года (т.е. около 4 % от ВВП). Согласно финансовому плану Стратегии развития транспорта России до 2010 г., объемы участия федерального бюджета не превысят 1% ВВП, что полностью соответствует мировой практике.

Поэтому одной из приоритетных задач Минтранса России становится привлечение инвестиций из частных источников. Формируются новые экономические инструменты развития транспортной инфраструктуры. Особое место здесь отводится разработке механизмов государственно-частного партнерства для реализации высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение.

В качестве механизмов взаимодействия с инвестором будут предложены:

  • соразмерное (совместное) финансирование особо значимых проектов транспортной инфраструктуры (прямое финансирование и выдача гарантий), в том числе, участие в уставном капитале управляющей компании;

  • выпуск обеспеченных государственными гарантиями целевых облигаций или займы;

  • предоставление права аренды земельных участков прилежащих к объектам транспортной инфраструктуры инвестору;

  • для коммерчески эффективных, окупаемых проектов можно предложить снижение рисков частного инвестора путем гарантирования обслуживания долга на период строительства объекта или субсидирования процентной ставки (особо социально значимые и не окупаемые проекты могут компенсироваться инвестору после возведения объекта в 100% объеме);

  • вложения ресурсов пенсионной накопительной системы в транспортные инфраструктурные объекты;

  • софинансирование транспортной инфраструктуры грузоотправителями или пользователями транспортных услуг;

  • внебюджетные гарантии, т.е. предоставление права увеличения тарифа или продление срока соглашения в случае отсутствия достаточных для возвратности инвестиций финансовых потоков.

Минтрансом сформирован перечень ВИП (высокоэффективных инвестиционных) проектов, сейчас в перечне более 150 крупных проектов. В перечень проектов вошли такие как строительство высокоскоростной автомагистрали Спб-Москва, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Спб-Москва с продолжением до Хельсинки, Западный скоростной диаметр, ЦКАД, внеклассные мостовые переходы через р. Волгу в Волгограде и р.Каму в Татарстане, мост через р.Ангара в Иркутске, крупные интермодальные транспортные комплексы Шереметьево, Кольцово, Емельяново.

Для обеспечения достаточных объемов финансирования проектов, реализуемых на условиях ГЧП, Минтранс России разработал новую подпрограмму в ФЦП «Модернизация транспортной системы России(2002-2010): «Развитие экспорта транспортных услуг», предусматривающую поддержку проектов ГЧП на транспорте.

Для внедрения государственно-частного партнерства и концессий в сфере российской транспортной инфраструктуры необходимо создать дополнительные условия.

Завершение формирования нормативно-правового поля. Здесь необходимо принятие ФЗ «О платных дорогах», утверждение Правительством РФ типовых концессионных соглашений.

Совершенствование методической базы Инвестиционного фонда, введение условия многолетнего планирования (как минимум на 3 года), позволяющего частному партнеру планировать график инвестиционных затрат.

Важнейшим для частного инвестора остается вопрос о земле. Особо стоит подчеркнуть, что создана Правительственная комиссия по этим вопросам. Достигнуты договоренности по порядку подготовки решений об изъятии земельных участков в целях реализации транспортных проектов; перечню федеральных агентств, уполномоченных на принятие решения о резервировании и изъятии; стороне соглашения, выступающего от имени РФ собственником земельного участка.

Стоит обратить внимание на необходимость разработки адекватной методики оценки социально-экономической (общественной) эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов, учитывающей мультипликативный эффект.

При Минтрансе создан экспертный совет по государственно-частному партнерству, который возглавляет Министр, цель совета подготовка экспертных заключений по проектам, имеющим общегосударственное значение.

Для реализации крупных проектов с участием частного инвестора потребуется участие активного национального банка в качестве партнеров Минтранс рассматривает такие российские кредитные организации как Внешэкономбанк, ВТБ, Сбербанк. Для определения кредитной организации по конкретному проекту будет проводиться конкурс между банками. Критерием помимо объемов активов, рейтинга банка станет опыт реализации проектов на транспорте и в смежных отраслях.

2006 год становится стартовым, показательным для реализации проектов государственно-частного партнерства в транспортной сфере.


Все новости