Изображения

Обычная версия

Международное совещание руководителей вузов транспортного комплекса и связи стран СНГ и Балтии

17 май 2004, 20:00

Сегодня в Московском Государственном Университете Путей Сообщения (МИИТ) открылось Международное совещание руководителей вузов транспортного комплекса и связи стран СНГ и Балтии.

Предметом разговора стало развитие профильных ВУЗов сфер транспорта и связи.

В работе совещания приняли участие Министр Транспорта и Связи Российской Федерации Игорь Левитин, а также заместитель министра образования и науки Российской Федерации Леонид Гребнев, заместитель директора департамента Министерства Иностранных дел Михаил Хорев, главы ВУЗов транспорта и связи России, СНГ и стран Балтии, представители научных и академических кругов.

Во вступительном слове Игорь Левитин отметил, что «сегодня российское отраслевое образование остро нуждается в выработке общей идейной платформы, в концептуальном обосновании стратегических потребностей развития кадрового потенциала страны в долгосрочной перспективе». В связи с этим, Министр выступил с предложением о создании Общественного совета по образованию и науке при Министерстве транспорта и связи Российской Федерации, в который вошли бы все заинтересованные лица не только российских вузов, но и вузов стран СНГ и Балтии, а также иных общественных организаций и объединений, цели и задачи которых будут пересекаться с целями работы Совета.

Участники совещания отметили, что реализация транспортной стратегии стран СНГ и Балтии, а также эффективное взаимодействие высших учебных заведений транспорта требуют формирования единого образовательного пространства с использованием современных телекоммуникационных разработок.

Это особенно важно в свете расширения межвузовских связей, увеличения количества международных студенческих обменов.

Доклад Министра транспорта и связи Российской Федерации 
И.Е.ЛЕВИТИНА
на Международном совещании 
руководителей вузов транспортного комплекса и связи стран СНГ и Балтии

 

Уважаемые коллеги!

Фото А.СенцоваРад приветствовать Вас от имени Министерства транспорта и связи Российской Федерации.

Такой представительный форум отраслевых ВУЗов транспорта и связи cтран СНГ и Балтии собрался впервые, и знаменательно, что это происходит в зале торжеств Московского государственного университета путей сообщения - всем известного МИИТа.

Все мы знаем, что в свое время инфраструктура транспорта и связи наших государств создавалась, как единая целостная система, призванная обеспечивать сбалансированное и комплексное развитие всех республик бывшего СССР.

С распадом Советского Союза многие из прежде существовавших связей оказались разрушенными. Ослабли координация и взаимодействие в сфере образования и подготовки будущих кадров.

Вместе с тем, мы не должны забывать, что наличие единой инфраструктуры - это наше общее конкурентное преимущество, реальный инструмент для усиления позиций наших стран на мировом рынке транспортных и коммуникационных услуг.

К сожалению, проблема не исчерпывается только лишь сферой межгосударственных отношений. Надо честно признать, что в последние годы вопросы образовательной политики часто отходили на второй план и решались с позиций остаточного принципа. Это касается не только вопросов финансирования. Сегодня российское образование остро нуждается в выработке общей идейной платформы, в концептуальном обосновании стратегических потребностей развития кадрового потенциала страны на пять (5), десять (10), двадцать (20) лет вперед.

В развитых странах уже давно пришли к осознанию того, что знания, высокий образовательный уровень населения, человеческий и интеллектуальный капитал являются главным ресурсом и двигателем экономического развития.

Для России – это вдвойне актуальная задача. Совершенствование системы образования и улучшение качества подготовки специалистов являются важнейшими условиями перехода от ресурсной к инновационной модели развития, решения задач по удвоению ВВП, повышению национальной конкурентоспособности, уровня жизни и благосостояния российских граждан.

Особая роль в реализации этих задач отводится транспорту и связи. В последние десятилетия коммуникации выступают одним из определяющих факторов в мировом экономическом развитии.

В начале девяностых, развитие информационных технологий и появление новых средств связи привело к серьезному технологическому прорыву, изменившему традиционный уклад и способы экономической активности общества.

Сегодня информатизация – это уже не просто веяние времени. Это тот фундамент, на котором выстраивается высокая эффективность и конкурентоспособность практически любого субъекта хозяйственной деятельности.

Не менее глубокие изменения происходят и в транспортной сфере. Совершенствование транспортных средств, развитие мультимодальных перевозок, увеличение скорости обработки и доставки грузов, в последние годы выступают одним из решающих факторов высокой динамики роста международной торговли.

Транспорт становится все более высокотехнологичным, наукоемким и многофункциональным процессом.

Как следствие - сегодня в мире происходит постепенная трансформация во взглядах на понимание природы и основных задач транспортной деятельности.

Она все больше перестает быть простым средством доставки готового товара из пункта А в пункт Б.

Уже сейчас современная мировая логистика включает в себя элементы производственной, дистрибьюторской и сервисной деятельности. А в будущем - следует ожидать еще бо́льшего расширения пакета предоставляемых на транспорте услуг.

Соответственно, с каждым годом возрастает спрос на специалистов широкого профиля, компетентных не только в вопросах транспорта, но и имеющих глубокие системные познания в области экономики, менеджмента, права и информационных технологий.

Собственно, мы и собрались для того, чтобы обсудить:

  • В каких специалистах сегодня нуждается отрасль?

  • Каким образом должна выстраиваться система их подготовки?

  • Как можно поднять эффективность и качество образовательного процесса?

  • Какие возможности существуют для развития сотрудничества и кооперации между вузами России, стран СНГ и Балтии?

Далее, хотел бы кратко остановиться на ряде приоритетных вопросов и направлений, которые, как я надеюсь, будут детально и всесторонне рассмотрены в ходе сегодняшнего совещания.

ПЕРВОЕ – это дальнейшее совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации отраслевых кадров, включая такой важный аспект, как развитие сотрудничества по этому направлению со странами СНГ, Балтии и другими членами Евросоюза.

Хочу сообщить Вам - что на переговорах с представителями ЕС рассматривался вопрос о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для России.

Сейчас от нас требуется подготовить соответствующие предложения и сформулировать конкретные пожелания с российской стороны.

ВТОРОЕ направление – это подготовка специалистов нового поколения (завтрашнего дня).

Считаю, что здесь мы должны определить для себя не только пути повышения образовательного уровня наших выпускников, но и подумать над тем, как научить их на практике применять получаемые знания.

В современных рыночных условиях профессиональный специалист должен обладать не только высоким уровнем подготовки, но и уметь быстро разбираться в сложных ситуациях, принимать смелые и нестандартные решения.

Приближение системы образования к реальным потребностям рынка уже сейчас требует диверсификации номенклатуры предлагаемых профессий.

Надо отметить, что за последние годы многие вузы внесли серьезные коррективы в свои учебные программы и приступили к подготовке студентов по таким специальностям, как:

  •  «Управление персоналом»,

  • «Юриспруденция»

  • «Антикризисное управление»

  • «Менеджмент» и другие

Вместе с тем, насколько мне известно, ни один из вузов сегодня не готовит специалистов по мультимодальным и контрейлерным перевозкам.

Фактически отсутствует система подготовки менеджеров высшей квалификации и управленцев широкого профиля, спрос на которых особенно остро ощущается при реализации комплексных инфраструктурных проектов, охватывающих разные виды транспорта и связи.

ТРЕТЬЕ направление, которое мы должны с Вами обсудить – это рационализация и оптимизация существующей образовательной сети Министерства.

Сегодня образовательная система, подведомственная МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ, включает в себя сто пятьдесят девять (159) образовательных учреждений, из которых двадцать четыре (24) - высшие.

Из общего количества учебных заведений – двадцать шесть (26) относятся к заведениям закрытого типа с контингентом обучающихся - около двадцати тысяч человек (20 000 чел.), курсанты которых, по типу военных учебных заведений, находятся на полном государственном обеспечении.

Вопрос реструктуризации системы транспортного образования в настоящее время является открытым.

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ уже поднимался вопрос о передаче ведомственных образовательных учреждений в общую систему образования, предполагающую переподчинение их МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Поэтому я очень надеюсь, что на сегодняшнем заседании мы сможем сформулировать общую консолидированную позицию по этому вопросу - для отстаивания наших ОБЩИХ интересов на заседании ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Хотелось бы также услышать Ваше мнение по поводу возможных путей оптимизации существующей образовательной сети Министерства.

Сегодня рассматривается несколько вариантов решения данной проблемы. В частности – прорабатывается схема создания вертикально-интегрированных учебных комплексов, которые бы объединили в себе систему среднего и высшего профобразования.

Еще одним из возможных подходов могло бы стать слияние вузов с различной специализацией, - создание на их базе

крупных региональных академических центров, готовящих специалистов для разных сфер транспорта и связи.

ЧЕТВЕРТАЯ группа вопросов, на которых нам также следовало бы особо остановиться, - это улучшение материально-технической базы и проблема привлечения молодых энергичных преподавательских кадров.

Понимаю – вопрос очень острый.

Однако подходить к нему только лишь с позиций увеличения бюджетного финансирования сегодня мы тоже не можем.

Необходимо искать внутренние резервы.

  • ПЕРВЫЙ РЕЗЕРВ, о котором я уже говорил, - это рационализация существующей структуры учебных заведений.

  • ВТОРОЙ РЕЗЕРВ - необходимо выходить на представителей деловых кругов, активнее рекламировать им свои возможности и предоставляемые услуги.

Думаю, что постепенно мы должны переходить к практике целевого контрактного обучения, предусматривающего финансовое участие коммерческих структур в подготовке своего кадрового резерва.

Такой подход поможет нам решить и еще одну острую проблему.

Сегодня мы фактически не знаем - куда после окончания вуза идут работать наши выпускники.

Вместе с тем, подготовка специалиста-транспортника – это высоко затратный и трудоемкий процесс, который требует проведения длительных практик, использования сложного оборудования и дорогостоящих тренажеров.

Согласитесь, что расходовать такие средства на подготовку, К ПРИМЕРУ, - будущих работников торговли или сферы коммунальных услуг, является непозволительной роскошью не только по российским меркам, но и по меркам любого высокоразвитого государства.

Наконец, ТРЕТИЙ РЕЗЕРВ, - это выполнение контрактных научных исследований и участие в инновационных разработках.

Во всех развитых странах вузовская наука является активным участником инновационного процесса, являющимся неплохим источником дополнительных финансовых поступлений.

Здесь опять встает вопрос о кооперации с частным сектором.

Сегодня, когда в экономике постепенно закладываются основы долгосрочного планирования и прогнозирования, возрастает спрос на проведение системных научных исследований, в частности по таким направлениям, как:

  • совершенствование транспортной сети, международных транспортных коридоров и технологий перевозки грузов

  • основы организации и функционирования логистических распределительных центров

  • разработка согласованных среднесрочных и долгосрочных программ развития транспортных систем;

  • создание единого информационного пространства; развитие новых технологий формирования, обработки и передачи информации; формирование систем информационной безопасности

С учетом вышесказанного считаю, что назрела необходимость более тесной координации работы МИНИСТЕРСТВА и РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВУЗов транспортного комплекса и связи России по решению насущных задач и разработке перспективных планов развития.

В этой связи, хотел бы вынести на обсуждение идею создания Общественного совета по образованию и науке при Министерстве транспорта и связи Российской Федерации.

По нашему мнению, Совет должен формироваться исходя из следующих принципов.

Во-первых, он должен быть максимально открытым для участия всех заинтересованных лиц - не только российских вузов, но и вузов стран СНГ и Балтии, а также иных общественных организаций и объединений, цели и задачи которых будут пересекаться с целями работы Совета.

Во-вторых, он должен стать мобильным, профессиональным и по настоящему авторитетным органом выработки эффективных решений и принципиально новых подходов к организации научно-образовательной деятельности, отвечающих требованиям времени и ключевым приоритетам развития страны.

Таковы в общих чертах главные темы сегодняшней дискуссии.

Уверен, что в ходе обсуждения будут подниматься и другие, не менее значимые проблемы и вопросы, которые было достаточно сложно осветить в рамках одного короткого выступления.

Хочу пожелать всем участникам совещания успешной, плодотворной, а главное – результативной работы. Надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит укреплению взаимопонимания и международных связей между вузами стран СНГ и Балтии во благо развития экономик и процветания наших государств.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба

Все новости