Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта Александр Мишарин выступил с докладом на заседании коллегии Минэкономразвития по вопросу «Состояние и задачи таможенных органов на ближайшую перспективу с учетом их ресурсной обеспеченности».

02 февраля 2006, 21:00

 

 

Доклад заместителя Министра транспорта Александра Мишарина на заседании коллегии Минэкономразвития по вопросу «Состояние и задачи таможенных органов на ближайшую перспективу с учетом их ресурсной обеспеченности»
3 февраля 2006 года

Уважаемый Герман Оскарович,

Уважаемые члены и участники коллегии!

Прежде всего, от имени Министерства транспорта Российской Федерации разрешите поблагодарить Вас за приглашение принять участие в заседании и изложить позицию Минтранса России по обсуждаемым вопросам.

Таможня сегодня это не просто контрольный орган на границе – это фактически ворота государства, обеспечивающие пропуск экспортно-импортных и транзитных грузов. В проекте доклада в Правительство Российской Федерации приведены цифры перечислений в федеральный бюджет от деятельности таможни. Они впечатляют, но я считаю, что деятельность таможенных органов имеет мультипликативный эффект, который для транспорта выражается не только в объемах перевезенных грузов, но и, к сожалению, в тех грузах, которые мы недополучили. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу по превращению географических особенностей России в ее конкурентные преимущества.

Считаю, что это наша с вами сегодня общая задача. Для ее реализации Минтрансом России разработана принципиально новая подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России».

Приведу некоторые базовые целевые индикаторы и показатели подпрограммы. К 2010 году объем экспортных услуг транспортного комплекса должен увеличится до 13,1 млрд долл. в год;

прирост объема транзитных перевозок через территорию России составит 25-30 млн. тонн; объем перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах- хабах возрастет до 3- 4 млн пассажиров; доля российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок составит порядка 50%; доля тоннажа, контролируемого Россией торгового флота, зарегистрированного в национальных реестрах, возрастет до 56%.

Достижение целевых показателей в рамках подпрограммы возможно при условии тесной кооперации всех структур власти и бизнеса.

Должен сказать, что за прошедший год мы существенно продвинулись в решении наших общих задач. Работает межведомственная рабочая группа, приняты принципиальные решения по ряду позиций. Специалисты Минтранса России принимали активное участие в процессе согласования Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 № 2225-р. Однако я считаю, что Коллегия – это не повод для победных реляций, а это площадка для обсуждения проблемных вопросов и принятия решений.

Приведу статистику. Сегодня автомобильным транспортом в экспортно-импортном направлении ежегодно перевозится свыше 29 млн. тонн грузов, стоимость которых составляет свыше 50 млрд. долларов США. Стоимость автотранспортных услуг на российском рынке оценивается в 5 млрд. долларов США, в том числе на долю российских перевозчиков приходится около 1,5 млрд. долларов США.

В этой связи скорость перемещения грузов имеет очень высокий приоритет и сказывается на конечной цене продукции. По экспертной оценке АСМАП полезное время работы российского автомобиля составляет только 60-70%, а остальное – непроизводительные простои, то есть эффективность использования транспортного средства при доставке грузов через государственную границу для российских автоперевозчиков составляет 300 километров в сутки, а для западных автоперевозчиков этот показатель равен 600 – 700 километрам.

Проведенное государственными таможенными, пограничными, транспортными контрольными службами анкетирование времени прохождения автомобилей через наиболее современные и технически оснащенные пункты пропуска «Торфяновка» и «Брусничное» на границе с Финляндией показало, что общее время простоя одного автомобиля колеблется от 7 до 16,4 часа, при нормативе 1 час. Причем более 65 % тратится на ожидание при въезде на АПП, а 27% времени - на ожидание контроля.

Отсюда потери российских перевозчиков за 9 месяцев 2005 года от простоев на границе при ожидании въезда в режимную зону только по основным 18 пунктам пропуска (из 146 пунктов пропуска через которые осуществляется перевозка грузов и пассажиров коммерческим автотранспортом) составляют свыше 100 млн. долларов США.

Среди основных причин сверхнормативного простоя при проведении контрольных операций выделяются:

Недостаточная степень координации работы контрольных органов, расположенных на границе.

Слабая развитость инфраструктуры пунктов пропуска и их низкая техническая оснащенность. Отсутствие единой электронной базы данных на перевозимые грузы, автотранспортные средства и пассажиров, пересекающих границу. Значительные простои (от 3 до 10 дней) при назначении таможенного сопровождения. Крайне ограниченные пропускные способности подъездных путей к пунктам пропуска, а также затрудненный проезд на самих пунктах и так далее.

Практически все обозначенные болевые точки носят универсальных характер и в той ил иной степени актуальны для всех пунктов пропуска – автомобильных, железнодорожных, авиационных и морских. Если их сгруппировать, то мы получим две системные задачи – это определение «хозяина» пунктов пропуска и отработка технологии прохождения грузов.

Что мы предлагаем в этой связи.

Первое. Необходимо в ближайшее время окончательно оформить решение по созданию единой структуры, отвечающей за строительство, реконструкцию, обустройство, техническое оснащение и содержание пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации путем преобразования ФГУП «РОСТЭК» ФТС России в федеральное государственное учреждение «РОСТЭК» ФТС России. Данное ФГУ должно будет взять на себя работу по обустройству не только автомобильных, но и железнодорожных, авиационных и морских пунктов пропуска.

Необходимо в ближайшее время окончательно оформить решение по созданию единой структуры, отвечающей за строительство, реконструкцию, обустройство, техническое оснащение и содержание пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации путем преобразования ФГУП «РОСТЭК» ФТС России в федеральное государственное учреждение «РОСТЭК» ФТС России. Данное ФГУ должно будет взять на себя работу по обустройству не только автомобильных, но и железнодорожных, авиационных и морских пунктов пропуска.

Здесь нам предстоит:

  • выработать механизм перехода права собственности на имущество пунктов пропуска, не принадлежащее Российской Федерации;

  • внести изменения в Закон «О Государственной границе Российской Федерации» либо принять федеральный закон «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации;

  • внести соответствующие изменения в Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства и в постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»);

  • разработать механизм взаимодействия администраций пунктов пропуска и администраций объектов транспортной инфраструктуры (транспортных предприятий) с целью создания адекватных условий для функционирования и модернизации указанных объектов и исключения возможности влияния на технологию и распорядок работы транспортных предприятий;

  • разработать и утвердить устав ФГУ.

Отсутствие единой структуры приводит в том числе к проблемам, связанным с проектированием и строительством специальных зданий и размещением в них инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Например, в порту Санкт-Петербург под размещение ИДК земельный участок выделен таким образом, что потребуется перепроектирование технологической схемы контейнерного терминала. В порту Новороссийск место для размещения ИДК не определено. В порту Восточный работы по установлению ИДК Находкинской таможней ведутся с 1993 г. Здесь затраты бюджетных средств составили порядка 30 млн. руб.

Второе. Разработать и принять регламент и отработать технологию работы пунктов пропуска. В представленном проекте доклада в Правительство Российской Федерации указано, что строительство новых и реконструкция существующих пунктов пропуска с учетом организации государственного контроля планируется осуществлять по новой схеме с размещением в режимной зоне пунктов пропуска только двух служб – таможенной и пограничной. В соответствии с разделом V Закона «О Государственной границе Российской Федерации» на всей территории пункта пропуска обеспечивается соответствующий режим. В этой связи надо понимать каким образом территория пункта пропуска будет разделена на режимную и нережимную зоны.

Кроме того, я еще раз хочу акцентировать внимание на позиции Минтранса России в этой части. Мы поддерживаем тезис о том, что на первой линии пункта пропуска должны находиться представители ФТС России и ФПС России. При этом дальнейший технологический процесс, построенный на основе принципа «одного окна», должен предусматривать введение всех необходимых данных на транспортное средство и перевозимый груз в компьютерную базу данных и получение согласований на пропуск транспортного средства в электронном виде со стороны специалистов всех причастных контрольных структур, работающих на пункте пропуска, включая работников Ространснадзора Российской Федерации. Эту технологию, равно как технологию формирования и прохождения электронной декларации грузов мы должны отработать совместно.

Большая роль здесь должна отводиться созданию единой для всех контрольных органов информационной системы. Использование на автомобильных пунктах пропуска контрольными органами информации, получаемой ФТС России по каналам предварительного информирования таможенных органов, позволит им сократить время на внесение информации в базы данных, что в итоге уменьшит время непроизводительных простоев автотранспортных средств на границе.

В качестве конечного результата мы видим внедрение единых норм и правил строительства, эксплуатации, технического оснащения пунктов пропуска и технологий работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Третье. Дальнейшее развитие взаимодействия между Минтрансом России и ФТС России возможно также при совместном выполнении положений постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» в части использования современного контрольно-измерительного оборудования и досмотровых комплексов.

Дальнейшее развитие взаимодействия между Минтрансом России и ФТС России возможно также при совместном выполнении положений постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» в части использования современного контрольно-измерительного оборудования и досмотровых комплексов.

Минтранс России поддерживает предложение ФТС России и Пограничной службы ФСБ России по оптимизации количества автомобильных пунктов пропуска, реконструкции существующих, а также обеспечению их современным контрольно-измерительным оборудованием, досмотровыми комплексами, и внедрению современных информационных технологий.

Однако здесь имеются определенные недоработки в части согласования проектов реконструируемых или вновь вводимых пунктов пропуска. Недостаточное взаимодействие контрольных органов при строительстве и реконструкции пропуска не позволяет вовремя обеспечивать их инспекторским составом и специальными техническими средствами, что негативно сказывается на работе пунктов пропуска.

Особое значение имеет совершенствование механизма контроля за перевозкой тяжеловесных грузов в международном автомобильном сообщении. Для этого от ФТС России как балансодержателя автомобильных пунктов пропуска потребуется решение вопроса установки новых весовых систем на автомобильных пунктах пропуска, организации и финансирования ремонта и своевременной поверки имеющегося весового оборудования. Инспекторами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при транспортном контроле проводится взвешивание автотранспортных средств, результаты которого используются также сотрудниками таможенных органов. Взвешивание проводится на весовых системах, находящихся как на балансе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так и на балансе ФТС России, и их надежная работа должна обеспечивать контрольные службы достоверной информацией. Однако на сегодняшний день не все весовые системы работают надлежащим образом и решение этой задачи возможно только при взаимодействии наших служб.

Говоря о совершенствовании работы пунктов пропуска Минтранс России считает необходимым определиться по необходимости работы малодеятельных пунктов пропуска, что даст возможность сэкономить государственные средства при строительстве и обустройстве планируемых пунктов пропуска.

И последнее. Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» предусматривает формирование на территории Российской Федерации крупных узловых аэропортов – хабов, которые будут играть ключевую роль в перераспределении мультимодальных транзитных грузов и пассажиров. В этой связи нам потребуется отработать такую технологию работы таможенных органов, при которой транзитный грузопоток будет без задержек перходить с одного вида транспорта на другой. Эта отдельная задача, над которой нам предстоит поработать.

Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» предусматривает формирование на территории Российской Федерации крупных узловых аэропортов – хабов, которые будут играть ключевую роль в перераспределении мультимодальных транзитных грузов и пассажиров. В этой связи нам потребуется отработать такую технологию работы таможенных органов, при которой транзитный грузопоток будет без задержек перходить с одного вида транспорта на другой. Эта отдельная задача, над которой нам предстоит поработать.

Я надеюсь, что предложения Минтранса России найдут свое отражение в итоговых документах Коллегии.

В заключении я хотел бы еще раз поблагодарить специалистов и руководителей Минэкономразвития России, федеральной таможенной службы, других министерств и ведомств за конструктивизм и готовность работать в режиме диалога, за умение слушать и находить правильные решения. Надеюсь, что наша совместная работа будет и дальше строиться на тех принципах, которые мы заложили.

Благодарю за внимание и желаю дальнейших успехов!

Все новости