Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта Александр Мишарин выступил с докладом на "круглом столе "Приоритетные национальные проекты и роль автомобильных дорог в их реализации"

30 мартa 2006, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С.Мишарина на "круглом столе
"Приоритетные национальные проекты и роль автомобильных дорог в их реализации"
31 марта 2006 года

Уважаемый Евгений Максимович,

Уважаемые участники, гости, и организаторы «круглого стола»,

Прежде всего, от имени Министерства транспорта Российской Федерации, от имени Министра- Игоря Евгеньевича Левитина, благодарю вас за приглашение принять участие в этом мероприятии.

Тема, которую мы сегодня выносим на обсуждение, безусловно, очень актуальна. Как отметил в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин – «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены».

Действительно, повышение качества жизни граждан России – это сегодня ключевой вопрос государственной политики. Принимая во внимание многофакторность понятия благосостояние нации, мы сегодня говорим и о новом, доступном и комфортабельном жилье, и об укреплении здоровья, и о социальной защите населения, и о развитии сельского хозяйства и, в этой связи - о транспортной доступности и транспортной безопасности.

Конечно ситуацию, при которой более 50 тысяч населенных пунктов России не имеют круглогодичных транспортных коммуникаций, а на автомобильных дорогах ежегодно погибает свыше 30 тысяч человек нельзя назвать удовлетворительной.

Приведу здесь еще одну выдержку из выступления Президента: «Значительное число пострадавших – это дети и молодые люди до 40 лет. Гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной, трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны. По сути дела, подрывается потенциал российского общества, его демографический резерв. На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более двух процентов ВВП. Это колоссальная цифра. В абсолютном выражении это сотни миллиардов рублей, которых лишается страна, экономика и российские семьи.

 В перспективе напряженность транспортных потоков будет только возрастать. По экспертным оценкам, нагрузка на улично-дорожную сеть к 2020 году увеличится в десять раз по сравнению с ее расчетной пропускной способностью. Бесспорно, необходимы солидные долгосрочные инвестиции в строительство и модернизацию автотранспортных сетей».

Не меньшие средства нужны и на развитие сети федеральных автомобильных дорог.

  Сегодня Министерством транспорта Российской Федерации разработан ряд программных документов, определяющих перспективные стратегические направления развития транспортного комплекса страны. К ним мы относим:

1. Ликвидацию основных разрывов и «узких мест» в опорной транспортной сети для обеспечения целостности и единства страны, устранения диспропорций в развитии регионов и развития единого экономического пространства России.

2. Повышение эффективности системы товародвижения в целях снижения удельных транспортных издержек.

3. Реализацию транзитного потенциала России для повышения конкурентоспособности на мировом рынке и достижения геополитических целей, повышения конкурентоспособности российских перевозчиков.

4. Повышение доступности транспортных услуг для населения в целях создания условий для повышения качества жизни населения.

5. Повышение уровня безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы для обеспечения гарантированной Конституцией Российской Федерации безопасности граждан.

Все эти направления непосредственно увязаны с реализацией приоритетных национальных проектов. Приведу несколько примеров. В 2005 году продолжалась реализация программы по строительству внеклассных мостовых и транспортных сооружений. В рамках ее реализации мы ввели в эксплуатацию внеклассные мосты через:

  • реку Ветлугу в западной части Республики Марий Эл, отделенной от центра региона и других районов р. Волгой и р. Ветлугой. Во время весенних паводков существующий понтонный мост прекращал работу, и население района оказывалось на 2 месяца отрезанным от учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров;

  • Мост через реку Кама у г. Перми, завершение 1 очереди которого позволило вынести транзитное движение из центра города и разгрузить проезд по узкой плотине Камской ГЭС, повысить безопасность эксплуатации этого крупного гидротехнического сооружения. Отмечу, что этот объект был сдан в эксплуатацию на год раньше срока.

  • Мост через Кольский залив у г. Мурманска, который обеспечивает устойчивую автотранспортную связь районов Мурманской области и выход к границам Норвегии и Финляндии, позволяет расширить экономическое сотрудничество России со странами региона Баренцева моря.

  • В 2005 году введен в эксплуатацию уникальный метромост имени 60-летия Победы в г. Омске.

    В результате проведенных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог на федеральных автомобильных дорогах в 2005 году переустроен 801 участок концентрации ДТП, выполнена поверхностная обработка на участках протяженностью 1346 км, сооружено 50 км искусственного освещения дорог и мостов, построено 8 пешеходных переходов в разных уровнях.

    Существенным достижением текущего года можно считать коренное изменение соотношения между расходами на нужды эксплуатации дорог и строительство в структуре средств федерального бюджета. Если в 2005 году объем финансирования эксплуатации федеральных дорог составлял первоначально 23,7 млрд. рублей, что позволяло осуществить работы в объеме около 21 % от потребности, то в текущем году объем финансирования эксплуатации федеральных дорог уже с начала года установлен на уровне 42,76 млрд. рублей. Доля расходов на эксплуатацию дорог в структуре средств, выделяемых на дорожное хозяйство из федерального бюджета, достигнет 36 %.

    В целях оптимизации бюджетных расходов, достижения наибольшей отдачи от выделенных средств в 2006 году изменена структура расходов на ремонтные работы. Учитывая высокую степень разрушения федеральных дорог существенно увеличены вложения в капитальный ремонт дорог и мостов. По сравнению с 2005 годом расходы на эти цели увеличены в 1,7 раза (с 10,7 млрд. рублей до 18,7 млрд. рублей в сопоставимых ценах). Расходы на ремонт составят 9,1 млрд. рублей при 8,1 млрд. рублей в 2005 году, или на 12 % больше в сопоставимых ценах. Такое изменение структуры расходов позволит существенно повысить капитальность работ и долговечность отремонтированных дорог, а значит существенно снизить потребность в расходах на эксплуатацию этих участков в последующие периоды.

    Тем не менее, уровень финансирования эксплуатации федеральных автомобильных дорог остается существенно ниже минимально необходимого для приведения федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние с учетом продолжительности жизненного цикла и межремонтных сроков, установленных нормативными документами. Даже без учета ликвидации накопленного в прошлые годы «недоремонта» необходимо направлять на цели эксплуатации федеральных автомобильных дорог не менее 90 млрд. рублей в год.

    Учитывая тридцатилетнюю продолжительность жизненного цикла дорог, и исходя из того, что основные объемы работ по строительству и реконструкции дорог были выполнены в период 70-х – 90-х годов ХХ века, необратимая деградация дорожной одежды, мостовых сооружений без принятия соответствующих мер проявит себя уже через 5-10 лет.

    Я считаю, что в рекомендациях нашего «круглого стола» эта тема должна найти свое отражение.

    Среди других приоритетных направлений развития транспорта тесно связанных с реализацией национальных проектов я хотел бы выделить:

    1) развитие системы общественного пассажирского транспорта, куда входит развитие маршрутной сети, развитие скоростных видов транспорта, повышение ценовой доступности услуг общественного транспорта для населения при обеспечении высокого качества перевозок, создание рынка услуг по транспортному обслуживанию инвалидов и других категорий маломобильных граждан ;

    2) реформирование общественного городского транспорта, которое предусматривает в первую очередь обновление парка транспортных средств общего пользования (ФЗ-122).

    3) Развитие пригородного и междугородного автобусного сообщения, воздушных и речных пассажирских перевозок в тех частях страны, где эти виды транспорта являются безальтернативными.

    4) Более эффективная законотворческая деятельность (Федеральный закон «О платных автодорогах», ФЗ «Об автомобильных дорогах общего пользования» и д.р.);

    5) Скорейшая реализация проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства;

    Таким образом мы рассчитываем что к 2010 году уровень доступности населения и хозяйствующих субъектов к основным транспортным коммуникациям увеличится на 20%, будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с более чем 3 тыс. населенными пунктами по дорогам с твердым покрытием, подвижность населения России возрастет в 1,3 раза (в 2003 г. – 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах – более 10 000 км).

    Благодарю за внимание .

Все новости