Изображения

Обычная версия

Рассмотрение в Госдуме во втором чтении проекта федерального закона № 203259-3 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 7 марта 2001 г. перенесено на 21 февраля

18 февраля 2003, 21:00

Рассмотрение в Госдуме во втором чтении  проекта федерального закона № 203259-3 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 7 марта 2001 г. перенесено на 21 февраля

21 февраля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоится рассмотрение во втором чтении  проекта федерального закона № 203259-3 «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 7 марта 2001 г., внесенный депутатом Государственной Думы В. Язевым.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении состоялось на заседании Государственной Думы 11 сентября 2002 года.

Внесенный депутатом Государственной Думы В. Язевым проект федерального закона направлен на устранение существующих противоречий и установление единого порядка государственной регистрации и технического надзора за спортивными судами. По мнению депутата в настоящее время на спортивные суда распространяются требования двух кодексов: Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Предлагаемый законопроект призван исключить дублирование положений этих кодексов (причем зачастую требования одного кодекса противоречат требованиям другого), положения Кодекса торгового мореплавания распространить на плавучие средства, используемые в спортивных целях, и исключить из Кодекса внутреннего водного транспорта, потому что Кодекс внутреннего водного транспорта,  не учитывает всю специфику эксплуатации спортивных судов по крайней мере по трем основным критериям.

Первый: спортивные суда эксплуатируются не только на внутренних, но и на морских акваториях. Одни соревнования проходят на внутренних водоемах, на реках и на озерах. И после этого эти же суда, бывает, участвуют в морских гонках и регатах.

Второй критерий: происходит разделение государственного и технического надзора за спортивным флотом в зависимости от места регистрации и базирования судна. На внутренних водах - это Кодекс внутреннего водного транспорта, в устьях рек и морей - это Кодекс торгового мореплавания.

Третий критерий: к одинаковым спортивным судам предъявляются различные технические требования, надзор за соблюдением которых возложен на разные госорганы. Это не позволяет обеспечивать равные условия для одинаковых судов, а основное условие проведения любых спортивных соревнований - это предъявление ко всем участникам этих соревнований единых технических требований, что распространяется и на экипажи, и на материальную часть судов.

В результате спортивные суда, приписанные к внутренним водоемам, не могут выходить в море без перерегистрации, а специфика спортивных судов состоит в их высокой мобильности: они в течение одного спортивного сезона принимают участие, как я сказал, в соревнованиях и на внутренних водоемах, и на морских акваториях. Применение к таким судам Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации лишает их возможности участия в морских гонках.

С целью ликвидации указанных противоречий вносятся изменения и дополнения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Эти дополнения направлены на исключение спортивных судов из Кодекса внутреннего водного транспорта. Они касаются пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 17, пункта 2 статьи 35 и пункта 2 статьи 36 кодекса. Таким образом, порядок государственного и технического надзора за спортивными судами сосредоточивается в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Предложенный к рассмотрению в первом чтении законопроект не в полной мере учитывает официальную позицию Правительства Российской Федерации, Минтранса России в части надзора за безопасностью эксплуатации таких судов государственной речной судоходной инспекцией, а также для сохранения целостности и единообразия в текста Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Вместе с тем следует учитывать, что Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации регулируют отношения, возникающие из торгового мореплавания, тогда как Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, поддерживая идею необходимости унификации правового регулирования использования спортивных судов на внутренних водных путях и в море, тем не менее полагало, что требуется учесть следующее.

Спортивные суда при плавании по внутренним водным путям в части правил судоходства попадают под действие Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и должны указанные правила соблюдать. С учетом этого обстоятельства, в отношении спортивных судов не может быть сделано изъятие, предлагаемое к внесению в пункте 3 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В статье 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации более конкретным было бы не изъятие спортивных судов из перечня судов, подлежащих техническому надзору, а приведение юридической формулы пункта 2 в части органов, осуществляющих этот надзор, в соответствие с юридической формулой, содержащейся в пункте 3 статьи 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а именно после слов «органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации» дополнить словами: «на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации». Постановлением правительства Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами Российской Федерации» государственная регистрация и технический надзор за спортивными судами возложен на Госкомспорт России.

Нельзя согласиться в полной мере и с изменениями, касающимися надзора за безопасностью эксплуатации судов (статья 36 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), так как на внутренних водных путях такой надзор осуществляет государственная речная судоходная инспекция.

С учетом изложенного, Правительство Российской Федерации считало целесообразным концептуально поддержать предложение о внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части упорядочения правового регулирования использования спортивных судов с условием последующей доработки законопроекта.

После обсуждения законопроекта в первом чтении, законопроект был принят при следующих результатах голосования :

  • проголосовало за 325 чел. 72,2%

  • проголосовало против 0 чел. 0,0%

  • воздержалось 4 чел. 0,9%

  • голосовало 329 чел.

  • не голосовало 121 чел. 26,9% 

Правительство Российской Федерации по результатам первого чтения внесло в Государственную Думу следующие поправки к проекту федерального закона:

1. Пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить, оставив без изменения пункт 3 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

2. Пункт 2 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«Пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции: «2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и вместимостью не менее чем 80 тонн».

3. Пункт 3 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«Пункт 2 статьи 35 изложить в следующей редакции: «2. Технический надзор за прогулочными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и вместимостью не менее чем 80 тонн осуществляется органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации».

4. Пункт 4 статьи 1 законопроекта исключить, оставив в редакции пункт 2 статьи 36 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации при внесении поправок к законопроекту исходит из следующего.

Предлагаемые поправки к проекту федерального закона направлены на устранение существующих противоречий и установление единого порядка государственной регистрации и технического надзора за спортивными и прогулочными судами.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, тогда как Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации регулируют отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Спортивные и прогулочные суда, а их насчитывается более 900 тысяч единиц, осуществляют плавание совместно с грузовыми и пассажирскими судами по внутренним водным путям в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. По статистике значительное количество происшествий на внутренних водных путях, так или иначе, связано с эксплуатацией спортивных и прогулочных судов. Указанные суда при плавании по внутренним водным путям подпадают под действие Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части безопасности эксплуатации судов. Надзор за безопасностью эксплуатации судов на внутренних водных путях осуществляет государственная речная судоходная инспекция. С учетом этого обстоятельства, в отношении спортивных и прогулочных судов не может быть сделано изъятие, предполагаемое к внесению в пункте 3 статьи 1 пункта 2 статьи 36 указанного Кодекса.

Государственную регистрацию спортивных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов осуществляют органы технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 г. №74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами Российской Федерации» государственная регистрация и технический надзор возложен:

  • на Госкомспорт России – в отношении спортивных судов независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

  • на Российский морской регистр судоходства – в отношении морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

  • на ГИМС МПР России – в отношении прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.

Таким образом, из правового поля регистрации и надзора выпадают прогулочные суда пассажировместимостью более 12 человек. К таким прогулочным судам относятся суда грузоподъемностью свыше 80 т и мощностью главных двигателей более 55 киловатт.

С целью сохранения логического единообразия в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации и устранения противоречий, целесообразно в пункте 2 статьи 17 и пункте 2 статьи 35 Кодекса оставить только прогулочные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и вместимостью не менее чем 80 тонн.

Росречфлот

 

Все новости