Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова на III Международной научно-практической конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" (3-4 марта 2004 г.)

04 мартa 2004, 21:00


Доклад
заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова 
на III Международной научно-практической конференции 
"Терроризм и безопасность на транспорте" 
(3-4 марта 2004 г.)

тема: "Проблемы совершенствования антитеррористической защиты объектов транспортного комплекса"

Уважаемые участники конференции!

Террористические акты, произошедшие за последнее время в различных регионах мира, заставили мировую общественность искать новые подходы к проблеме предупреждения и защиты от акций террористического характера во всех сферах жизни и деятельности людей.

В последнее время правительствами ведущих государств мира особое внимание уделяется мерам по повышению безопасности на транспорте. Достаточно упомянуть решения саммитов в Кананаскисе и Эвиане, в которых предусмотрены повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму. В ряде ведущих государств мира, в частности в США и Канаде разработаны и реализуются масштабные мероприятия по повышению уровня защищенности объектов транспорта, прежде всего воздушного. Правительства США и Канады выделили на эти цели свыше 6 миллиардов долларов. Европейские государства также следуют примеру североамериканских партнеров.

Значительное внимание вопросам противодействия терроризму уделяют авторитетные международные транспортные организации, в частности IMO и IKAO. Второй Дипломатической конференцией по охране на море Договаривающихся правительств принята новая глава XI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).

В свою очередь, Ассамблея ИКАО разработала "Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве орудия уничтожения и других террористических актов против гражданской авиации". В Конвенцию о международной гражданской авиации внесены ряд существенных поправок и дополнений. В частности, в приложении №17 "Безопасность" установлено, что "первоочередной целью каждого Договаривающегося государства является безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и публики в целом во всех случаях, связанных с защитой гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Каждое Договаривающееся государство создает организацию, разрабатывает и вводит правила, практику и процедуры для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства с учетом аспектов безопасности, регулярности и эффективности полетов".

С 19 января 2003 г. в странах Евросоюза принят новый регламент, устанавливающий общие правила Евросоюза в области авиационной безопасности. Регламент затрагивает вопросы проверок пассажиров, экипажа и сотрудников аэропорта, устанавливает требования по проверке багажа и осмотру самолета. В статье 10 Регламента содержится поручение соответствующим органам ЕС совместно с ИКАО рассмотреть вопрос о разработке механизма оценки соответствия полетов из аэропортов третьих стран основным требованиям безопасности, зафиксированным в Регламенте.

Российская Федерация, являясь членом международных транспортных организаций, участником большинства международных соглашений в области транспортной безопасности, предпринимает активные усилия по противодействию терроризму на транспорте, обеспечению безопасной и устойчивой работы транспортной инфраструктуры.

Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов деятельности по обеспечению безопасности.

В то же время необходимо отметить, что при общности проблем, стоящих перед различными странами мира в области противодействия терроризму на транспорте, присутствуют и существенные отличия, связанные с особенностями финансового положения конкретных государств, размером территории, количеством морских и речных портов, аэропортов, терминалов, других объектов транспортной инфраструктуры. Объемы работы совершенно не сопоставимы. Одно дело выполнение международных требований по антитеррористической защищенности для таких государств как Бельгия, Дания или даже Германия, совсем другое - для Российской Федерации, некоторых других стран СНГ.

Поэтому, принципиально поддерживая усилия США по борьбе с международным терроризмом, мы в то же время считаем необходимым привлечение помощи, в том числе и финансовой, со стороны международных организаций, структур Европейского Союза для эффективной и своевременной реализации обязательных международных требований по противодействию терроризму на транспорте.

Большое внимание Минтрансом России уделяется развитию сотрудничества в области обеспечения транспортной безопасности с соответствующими структурами Европейского Союза. Так, на состоявшейся в начале февраля текущего года встрече Министра транспорта Российской Федерации С.О. Франка с Генеральным директором по транспорту и энергетике Комиссии ЕС Франсуа Ламурё стороны обменялись мнениями о перспективах сотрудничества в транспортном секторе, подготовке проведения семинара по перспективным направлениям гармонизации транспортных стратегий России и ЕС, возможностях взаимодействия железнодорожных транспортных сетей ЕС и России, сотрудничестве в области инвестиций в российский транспортный комплекс по ряду других проблем. Были обсуждены конкретные предложения российской стороны о возможных направлениях совместной работы в области противодействия терроризму на транспорте. Стороны подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области обеспечения транспортной безопасности. В частности, были определены следующие направления:

а). Сотрудничество в области исследования потенциальных угроз безопасности транспортной системы.

б). Сотрудничество в области обмена информацией о разработках, испытаниях и практическом применении на авиационном, морском, внутреннем водном, автомобильном, городском электрическом, промышленном транспорте и в дорожном хозяйстве технических средств обеспечения безопасности.

в). Сотрудничество в области информационного обмена между соответствующими структурами Российской Федерации и Европейского союза в области обеспечения транспортной безопасности.

г). Сотрудничество в области финансового обеспечения программ технической поддержки антитеррористических мероприятий на транспорте.

д). Сотрудничество в области совместной подготовки специалистов по вопросам борьбы с терроризмом и обеспечения транспортной безопасности.

Участники встречи согласились данные вопросы взять за основу при проведении консультаций в рамках постоянно действующей Рабочей группы по транспортной безопасности.

В настоящее время увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но и произошли определенные изменения в их качестве: существуют реальные угрозы захвата воздушных судов и их использования в качестве средств совершения террористических актов, совершения диверсий на судах с ядерными силовыми установками, судоходных гидротехнических сооружениях, использования автотранспортных средств как оружия террора, совершения терактов на стратегических объектах, таких как мосты, тоннели, объектах железнодорожного комплекса.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и решения Государственного совета Российской Федерации о мерах по противодействию терроризму на транспорте, Минтранс России проводит работу по совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В текущем году Минтрансом России за счет реорганизации своих структурных подразделений создан Департамент безопасности транспорта. Начата работа по совершенствованию системы государственной охраны, в первую очередь на критически важных для национальной безопасности страны объектах транспортной инфраструктуры. Укрепляются подразделения безопасности в отраслевых службах Министерства. Расширяются функции Российской транспортной инспекции, совершенствуется система взаимодействия федеральных транспортных ведомств, правоохранительных органов и специальных служб.

В то же время анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, свидетельствует о серьезном несоответствии между уровнем международных требований и существующим уровнем обеспечения безопасности транспортного комплекса. Это обстоятельство в ближайшее время может стать серьезным сдерживающим фактором развития России как участника международных транспортных перевозок. Поэтому для России и каждого из ее регионов совершенствование антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач.

Существующая в настоящее время в России система обеспечения транспортной безопасности требует дальнейшего совершенствования, с целью реализации на практике повышенных требований, зафиксированных в международных правовых актах (ИМО, ИКАО и др.). Необходимы качественные изменения по всем направлениям, иначе страна может понести также серьезные экономические и финансовые потери.

В целях эффективного решения вышеупомянутых проблем предлагается осуществить реформу системы защиты деятельности транспортного комплекса Российской Федерации от актов незаконного вмешательства, прежде всего его международной составляющей, определив в качестве приоритетных решение в 2004-2005 годах следующих задач:

1. Разработка Концепции безопасности транспортного комплекса как основы работы Министерства транспорта Российской Федерации по созданию системы обеспечения антитеррористической безопасности объектов транспорта;

2. Разработка и включение в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" в рамках отдельных подпрограмм разделов по безопасности объектов транспорта.

3. Разработка законодательной базы, адекватной существующим террористическим угрозам для объектов транспорта, в том числе проекта федерального закона "О транспортной безопасности";

4. Создание на государственном уровне системы лицензирования организаций и предприятий в области соответствия требованиям защиты от угроз диверсионно-террористического характера. Формирование механизмов, позволяющих осуществить категорирование объектов транспорта по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости, а также проведению анализа уязвимости и оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций транспорта от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера;

4. Законодательное закрепление финансовой ответственности участников деятельности по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

5. Пересмотр и оптимальное перераспределение в соответствии со складывающейся обстановкой имеющихся сил и средств.

6. Разработка программы по техническому оснащению объектов транспорта современными средствами обеспечения безопасности, способными реально обеспечить приемлемую степень защиты от существующих террористических угроз.

Следует отметить, что в последнее время вопрос оснащения объектов транспортной инфраструктуры специальной техникой и оборудованием для противодействия возможным террористическим актам приобретает особую значимость. Захваты, угоны и уничтожение транспортных средств к сожалению становятся объективной реальностью. После известных террористических актов в США стало очевидным, что само транспортное средство может стать мощным оружием в руках террористов.

Задача Минтранса России и транспортных организаций сделать все возможное для предотвращения подобных действий и тем самым обеспечить безопасность пассажиров и сохранность грузов. В этом направлении уже проделана значительная работа.

Из всех отраслей транспорта, входящих в транспортный комплекс, наибольшие успехи в противодействии терроризму достигнуты на воздушном транспорте. Департаментом авиационной безопасности и специального обеспечения полетов ГСГА Минтранса России разработаны необходимые нормативные документы, в основных международных аэропортах внедрены современные технические средства для обеспечения надлежащего контроля пассажиров, груза и багажа.

Проводится целенаправленная работа по ряду направлений, основными из которых являются:

  • предотвращение доставки на борт воздушных судов авиапассажирами (в их ручной клади и багаже) или другими лицами оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов, которые могут быть использованы для захвата воздушного судна, совершения террористических актов, создания угрозы жизни пассажиров и членов экипажа;

  • усиление охраны объектов, подведомственных Минтрансу России, и защиты объектов от террористических актов (организация охраны воздушных судов и объектов воздушного транспорта);

  • оборудование воздушных судов системами защиты от несанкционированного проникновения в кабину пилотов и вмешательства в действия экипажа;

  • оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности;

  • введение дополнительных мер по обеспечению устойчивой деятельности воздушного транспорта при поступлении информации о возможных терактах;

Основной проблемой здесь является выработка ресурса специальными техническими средствами досмотра и необходимость их скорейшей замены на новые. Прежде всего это относится к небольшим аэропортам местного значения.

Работа по техническому оснащению специальными средствами обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму проводится и на других видах транспорта.

На пассажирском автомобильном транспорте внедряются средства телекоммуникационных систем и спутниковой навигации для предупреждения, обнаружения и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и террористических акций при перевозках пассажиров. Данная система создана в городах Краснодаре, Сочи, Брянске, Череповце, Майкопе, Костроме, Новокузнецке, Владимире, Волгограде, Волжском и Сургуте. Продолжаются работы по развертыванию данной системы в городах Москве, Ярославле и Туле.

На морском транспорте разрабатываются рекомендации по использованию экипажами судов буев системы "Коспас-Сарсат" и радиооборудования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в случае совершения против судов террористических актов и пиратских нападений. Проводятся необходимые мероприятия по реализации требований Международного Кодекса по охране судов и портовых средств и Конвенции по охране человеческой жизни на море.

При морских администрациях портов созданы подразделения морской безопасности, которые в пределах своей компетенции осуществляют разработку, контроль и выполнение мероприятий, направленных на защиту судов, их экипажей и пассажиров, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от террористических посягательств.

На метрополитенах Российской Федерации ведется работа по повышению уровня их технической оснащенности средствами предупреждения и ликвидации последствий возможных террористических акций. В первую очередь упор делается на внедрение технических мер, направленных на:

  • развитие телекоммуникационной структуры метрополитенов, включая оборудование станций, межстанционных и уличных переходов, примыкающих к ним, системами видеонаблюдения с видеозаписью;

  • оборудование метропоездов и станций системами контроля доступа к управлению поездом и в служебные помещения;

  • исключение возможности проникновения посторонних лиц в подземные коммуникации, вентиляционные шахты и киоски;

  • обнаружение применения в метрополитене химических отравляющих веществ и оповещение о химической опасности.

Ведется работа по созданию единой системы антитеррористической оценки метрополитенов, которую можно будет использовать как на действующих шести метрополитенах, так и при проектировании и строительстве новых.

Не следует забывать и о человеческом факторе. Учитывая возросшую угрозу терроризма на транспорте, в комплексе превентивных мер по защите объектов транспортного комплекса он должен играть ведущую роль. Поэтому подготовка специалистов по безопасности на всех видах транспорта весьма актуальна, особенно в свете последних трагических событий.

Однако необходимо отметить, что для надежного обеспечения безопасности объектов транспорта предстоит сделать еще очень много. Это подтверждает и последний террористический акт в Московском метрополитене. Нужны новые надежные и относительно недорогие технические средства отечественных производителей. Это средства контроля пассажиров, груза и багажа, средства охраны объектов транспортного комплекса, а также средства для обеспечения безопасности на самом транспортном средстве. Нам нужны также новые технологии в области охраны объектов транспорта.

В связи с этим, Минтранс России обращается ко всем производителям и разработчикам средств безопасности с предложением о сотрудничестве. Мы готовы рассмотреть Ваши предложения и принять по ним необходимые решения.

Благодарю за внимание!


Все новости