Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова на съезде профсоюза летного состава России 27февраля 2004 года

08 мартa 2004, 21:00

Доклад 
заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова 
на съезде профсоюза летного состава России
27февраля 2004 года

Уважаемые коллеги!

Как и предыдущие годы, прошедший 2003 год был для нашего транспортного комплекса годом напряженной многоплановой работы, направленной в целом на улучшение транспортного обслуживания экономики и населения, на более полное удовлетворение предъявляемых к транспорту экономических, социальных и других специальных требований.

Была продолжена работа по реализации принятой в 2001 году федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», определяющей задачи и необходимые меры в области транспорта нашей страны на период до 2010 года.

Продолжалось совершенствование правовой и законодательно-нормативной базы, регламентирующей транспортную деятельность.

Важным событием явилось принятие Правительством Транспортной стратегии Российской Федерации, которая прошла всестороннее обсуждение на Государственном Совете и на Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Кремлевском дворце в декабре 2003 г.

В транспортной стратегии определены приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на видах транспорта с учетом их специфики на период до 2025 года.

Транспортная стратегия рассматривается как основа для разработки целевых программ в области транспорта и в смежных с транспортом отраслях хозяйства.

Ее положения являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.

В 2003 году в экономике и социальной сфере нашей страны произошли, как известно, заметные положительные сдвиги.

По данным Госкомстата России прирост ВВП составил 7%, инвестиций в основной капитал – 12,5%, объема розничной торговли – 8%, денежных доходов населения – 14,5%.

Соответственно увеличился спрос на перевозки пассажиров и грузов. Грузооборот всех видов транспорта (включая железнодорожный и трубопроводный) вырос на 7,4% (в 2002 г. против 2001 г. на 5,6%), пассажирооборот – на 7,8% (в 2002 г. упал на 0,6 %). По отраслям Минтранса прирост пассажирооборота составил 2,1%, а грузооборот несколько сократился.

Наиболее значительный прирост пассажирооборота – 9,4% - наблюдался на воздушном транспорте. При этом он опережал прирост пассажирооборота на железных дорогах МПС и имел место во всех видах сообщений, в том числе и в местном, что свидетельствует о возрождении малой авиации и улучшении обслуживания отдаленных территорий, о восстановлении роли авиации, как ведущего звена в системе пассажирского сообщения.

В 2003 году индекс тарифов на пассажирские перевозки в целом по всем видам транспорта, а также по основным видам транспорта, обслуживающим дальнее пассажирское сообщение составил 112% и был несколько выше индекса потребительских цен. Однако повышение тарифов осуществлялось, прежде всего, на услуги повышенного качества и в целом не повлияло заметно на ограничение спроса на транспортные услуги. Так, особенно ощутимо – на 17,9% - возросли тарифы авиационного транспорта, однако на нем наблюдался и наибольший прирост пассажирооборота.

К тому же, начиная с 2001 года, темпы роста тарифов воздушного транспорта снизились вследствие повышения эффективности работы авиакомпаний и проведения ими более гибкой тарифной политики, что позволило более успешно конкурировать с железнодорожным транспортом.

По предварительным оценкам, гражданская авиация в целом получила в 2003 году прибыль, которая составила около 10,0 млрд. рублей. Доходы составили около 160,0 млрд. рублей, что на 11,8% больше, чем в 2002 году. Финансовые результаты свидетельствуют, что в целом гражданская авиация второй год подряд завершает с прибылью после нескольких лет убытков.

Вместе с тем необходимо отметить, что основная доля прибыли приходится на крупнейших авиперевозчиков (“Аэрофлот-РА”, Сибирь, Пулково и т.п.), Госкорпорацию по ОВД и на узловые аэропорты (Шереметьево, Толмачево, Внуково, Домодедово, Иркутск, Сочи и т.п.). Предприятия и организации Западной Сибири, Саха (Якутия), Коми, Камчатки, Восточной Сибири, Красноярска, Поволжья и Центральных районов суммарно закончили год с убытками.

Количественные и качественные показатели обслуживания транспортным комплексом его клиентуры прямо зависят от технического уровня и состояния его производственно-технической базы, ее соответствия спросу на перевозки и современным требованиям.

В этой области в 2003 году также произошли хотя и небольшие, но положительные сдвиги.

На развитие и совершенствование производственно-технической базы транспортного комплекса, на улучшение ее эксплуатационного состояния в 2003 году были направлены из всех источников финансирования инвестиции в размере 127 млрд.рублей – на 25,4% больше, чем в предыдущем году. При этом почти в 1,5 раза увеличились инвестиции из федерального бюджета, их удельный вес в общем объеме существенно возрос.

Осуществлялись работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов и других объектов в 36 действующих аэропортах федерального значения, строительству новых аэропортов в Сыктывкаре и Омске. Завершена реконструкция аэропорта Пулково и ВПП в аэропортах Пермь, Иркутск, Богородское. Установлено радионавигационное оборудование в 22 аэропортах.

Однако задачи по необходимому улучшению инфраструктуры транспортного комплекса решены далеко не в полной мере.

В аэропортах гражданской авиации значительное количество аэродромов не соответствует требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов по геометрическим размерам и прочностным характеристикам, а также по эксплуатационному состоянию. Недостаточен уровень технического оснащения аэропортов.

В гражданской авиации реально используются в оперативном режиме только около 50% воздушных судов. По прогнозу из-за списания по выработке ресурса парк самолетов и вертолетов уже в 2005 году уменьшится примерно на 20%, причем за счет самолетов, осуществляющих около 70% перевозок.

В 2003 году на условиях лизинга, кредита и прямых закупок в авиакомпании России поставлено только 16 воздушных судов при общей численности их парка около 6 тысяч единиц.

В целом итоги 2003 г. свидетельствуют о том, что в состоянии производственно-технической базы транспорта произошло некоторое улучшение. Улучшилось транспортное обеспечение практически всех регионов страны. Развернулись работы по обустройству участков инфраструктуры, входящих в международные транспортные коридоры.

В то же время в этой области остается очень много серьезных нерешенных задач разного характера, решение которых потребует настойчивых усилий, больших средств и сроков.

В минувшем году, наряду с решением стратегических задач транспортного комплекса много внимания уделено социальным вопросам.

В области социальной политики проводилась работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса Российской Федерации, решение основных задач - повышения оплаты труда, сохранения и создания рабочих мест, обоснования льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Разработан и утвержден приказом Минтранса России № 197 от 7 октября 2003 года Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса. Работа по его формированию проходила с непосредственным участием вашего профсоюза, за что мы вам признательны и благодарны.

Заработная плата на транспорте имеет достаточно стабильный уровень.

За прошедший год среднемесячная заработная плата в отраслях транспортного комплекса достигла 6,9 тыс. рублей.

Прирост составляет 23,7 %, что соответствует уровню прироста в среднем по России.

Сопоставление динамики численности работающих с объемами транспортной деятельности свидетельствует о сохранении тенденции к росту производительности труда.

Производительность труда возросла на видах транспорта, причем ее прирост опередил темп роста заработной платы.

Наибольших размеров достигла заработная плата работников трубопроводного транспорта– 16,8 тыс. рублей, морского транспорта – 13,2 тыс. рублей, авиационного транспорта – 12,0 тыс. рублей, железнодорожного транспорта – 9,2 тыс. рублей.

Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2004 г. имеют 1,1 тыс. предприятий транспортного комплекса (около 15%) с численностью работающих в них 177,6 тыс. человек.

По отдельным видам транспорта задолженность составила: на авиационном – 115,8 млн. руб., на морском – 14,5 млн. руб., на внутреннем водном – 166,4 млн. руб., в дорожном хозяйстве – 259,1 млн. рублей.

84,7% (1036,1 млн. руб.) просроченной задолженности по заработной плате – это задолженность из-за отсутствия у предприятий собственных средств, 15,3% (187,0 млн. руб.) - из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 6,3% приходится на федеральный бюджет и 93,7% - на территориальные бюджеты (субъектов РФ и местные бюджеты).

Основная причина отсутствия у предприятий средств на выплату заработной платы - это неплатежи за оказанные транспортные услуги.

Ситуация с выплатой заработной платы в 2003 г. изменилась к лучшему. Так, по состоянию на 1 января 2004 г. по сравнению с данными на 1 января 2003 г. на 24,3% уменьшилось количество предприятий, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, а ее сумма на 21,4%.

Осуществлялась организация и координация работы подразделений Министерства по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.

В соответствии с планом работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) обеспечивались подготовка и представление на РТК замечаний и предложений по рассматриваемым социальным вопросам. В 2003 году на заседаниях рабочих групп РТК и заседаниях самой Комиссии дважды рассматривались вопросы, связанные с реализацией 179 Конвенции МОТ «О найме и трудоустройстве моряков». Подготовкой материалов к заседаниям РТК занимались соответствующие подразделения Минтранса России.

Координировалась деятельность сторон по составлению, заключению (продлению) тарифных соглашений, включающих различные аспекты социально-трудовых отношений.

В целях реализации государственной политики в области охраны труда и постановления Коллегии Минтранса России «О мерах по улучшению условий и охраны труда на предприятиях транспортного комплекса» от 31.01.02г. №1 проанализированы условия и состояние управления охраной труда на предприятиях транспортного комплекса.

В соответствии с утвержденным Планом мероприятий совместно с отраслевыми службами и профсоюзами разработана концепция Системы управления охраной труда в транспортном комплексе, которая одобрена на заседании Комиссии Министерства по совершенствованию системы управления транспортным комплексом. При разработке концепции указанной Системы обращено внимание на налаживание и развитие взаимоотношений по вопросам охраны труда с региональными органами исполнительной власти через территориальные органы отраслевых служб, отделения РТИ, сеть научно-методических центров охраны труда. В конце декабря прошлого года разработано и утверждено распоряжением Минтранса России Положение о Координационном совете по охране труда. В настоящее время идет формирование его состава. Приглашение принять участие в его формировании Минтранс направил всем отраслевым профсоюзам и объединениям работодателей. 10 отраслевых профсоюзов выразили желание участвовать в его работе.

Осуществлялась координация работ по формированию и реализации отраслевых программ улучшения условий и охраны труда на 2001-2005г.г. В настоящее время действуют соответствующие целевые программы на речном транспорте, в дорожном хозяйстве и в гражданской авиации, решаются вопросы финансирования программ на морском, автомобильном и горэлектротранспорте.

Проводилась работа по организации планомерного обновления отраслевой нормативной правовой базы по охране труда (в пределах выделяемых бюджетных средств и внебюджетных источников).

Работа Министерства транспорта Российской Федерации по вышеперечисленным направлениям социальной политики будет планомерно проводиться и в наступившем году, и мы надеемся на тесное сотрудничество и взаимопонимание со стороны всех отраслевых профсоюзов, в том числе и профсоюза летного состава России.

В 2004 году в нашей стране ожидается дальнейшее развитие сложившейся в последнее время тенденции стабильного экономического роста и повышения уровня жизни населения, что предъявит к транспорту новые требования.

По прогнозу Минтранса России в 2004 г. прирост объема перевозок пассажиров в отраслях транспортного комплекса составит 3,6 - 3,8 %, прирост грузооборота - 3,1-4,4 %. С улучшением транспортного обеспечения спрос на перевозки может возрасти в еще большей степени.

Не потеряют актуальности задачи улучшения экономических, качественных и экологических показателей перевозок, повышения доступности транспортных услуг и безопасности работы транспорта.

Чтобы реализовать возможный вклад транспорта в решение экономических и социальных проблем необходимо систематически устранять ограничения, накладываемые транспортом на экономические связи и подвижность населения.

Целесообразные пути решения этих задач установлены Транспортной стратегией Российской Федерации, которая будет определять нашу деятельность в течение двух десятилетий.

Они состоят в проведении государственной политики, обеспечивающей согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами, в продолжении институциональных реформ и в ускоренном развитии инфраструктуры транспорта.

Все новости