Изображения

Обычная версия

С докладом на конференции выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин

10 февраля 2009, 21:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации
Игоря Евгеньевича Левитина
 на конференции
«Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии
Российской Федерации до 2030 года»

11 февраля 2009 г.

Приоритетная задача - совершенствование нормативно-правовой базы развития транспортной системы, обеспечивающей достижение целей Транспортной стратегии


Уважаемые участники конференции!

Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг остается приоритетной задачей для реализации конституционных прав человека, достижения целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, развития механизмов государственно-частного партнерства, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте.

Процитирую слова Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, сказанные недавно (29 января) на Съезде «Ассоциации юристов России»: «юрист в любом обществе выполняет особую миссию. Его профессиональный ресурс позволяет быть ему проводником идеи верховенства закона, способствуя формированию правового государства и полноценного гражданского общества».

Законопроектная работа юристов Министерства транспорта всегда была направлена на решение задач комфортного и безопасного функционирования транспортной системы, повышение эффективности и качества предоставляемых транспортных услуг.

Уважаемые Коллеги!

Принятая в прошлом году Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года уделяет большое внимание совершенствованию нормативно-правового обеспечения транспортной системы и рынка транспортных услуг.

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте остается задачей номер один для всего транспортного сообщества.

Подчеркну, что совершенствование транспортного права, наряду с прямыми инвестициями, является эффективным средством развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Снятие административных барьеров, создание регламентов взаимодействия субъектов транспортного рынка, выработка четких правил способно повысить эффективность работы транспорта, снизить издержки и увеличить скорость работы, что обеспечит, помимо прочего, реализацию транзитного потенциала России. Многие транспортные компании мира пускают грузы в обход России только по причине недостаточно гармонизированных правил и норм. Наша задача - привлечь дополнительные транспортные потоки, обеспечив наряду с высокотехнологичной инфраструктурой, внедрение современных стандартов по высокому уровню безопасности, прозрачности процедур.

За прошедшие пять лет созданы законодательные основы для развития и управления транспортным комплексом в рыночных условиях, это свыше 30 федеральных законов. Здесь я хочу поблагодарить за конструктивное сотрудничество и поддержку все органы исполнительной власти, членов Федерального собрания, без активного участия которых такая работа не могла состояться!

Логическим продолжением этой работы стало утверждение Транспортной стратегии до 2030 года.

Отмечу, что формирование транспортного права осуществлялось Минтрансом России по двум глобальным направлениям:

Первое большое направление – универсальность права, полный охват транспорта в целом либо отдельной отрасли

В настоящее время в сфере законодательного обеспечения транспортной отрасли и дорожного хозяйства созданы основы правовой базы отрасли, отвечающей новым социально-экономическим условиям, принят ряд основополагающих федеральных законов, определяющих стратегию развития транспортного комплекса страны.

В качестве примера могу привести

Федеральные законы «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «О транспортной безопасности».

Второе направление законотворческой деятельности Минтранса России – уточнение и совершенствование законодательства, основанное на практике применения и анализа изменчивых реалий жизни, внутрироссийская и международная гармонизация нормативно-правового обеспечения транспортной системы.

Примером могут служить Федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Уважаемые участники и гости конференции!

Сегодня в рамках конференции «Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» мы обсудим на круглых столах важнейшую задачу, важнейший механизм реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года – формирование законодательно-правовой базы, направленной на достижение ЦЕЛЕЙ поставленных Правительством Российской Федерации в Транспортной стратегии.

Какой мне видится законопроектная работа Минтранса России на перспективу?

Первая задача – продолжение подготовки основополагающих законов по видам транспорта, позволяющих заложить основу деятельности и принятие нормативных актов, создающих конкретные механизмы реализации законов.

Например, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», который готовится к принятию во втором чтении

Другой важнейшей задачей становится развитие инфраструктуры транспорта. Создается адекватное правовое поле для развития государственно-частного партнерства в транспортной отрасли.

Особенное значение эта задача приобретает в связи с мировым финансовым кризисом. Еще раз хочу заверить наших частных партнеров, организации транспортного комплекса, что все инвестиции в транспорт основаны на принципе главенства закона, соблюдения гарантий прав инвестора.

Примером могут быть отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог, которые регулируются в соответствии с положениями принятого Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» законодательно закреплено организационное единство комплекса железнодорожных электрических сетей и электрического хозяйства с комплексом железнодорожных путей и станций общего пользования под единым управлением ОАО «Российские железные дороги», необходимое для обеспечения безопасности движения и устойчивой работы железнодорожного транспорта.

Отдельно отмечу, что в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте осуществляется работа по разработке концепций и проектов технических заданий на разработку ряда федеральных законов, а также подготовку специальных технических регламентов, направленных на установление основополагающих требований к технической и эксплуатационной безопасности на железнодорожном транспорте.

И наконец, третьей задачей законопроектной деятельности становится обеспечение прав человека в широком смысле: как работника транспорта, пассажира и предпринимателя.

Применительно к транспорту это означает создание максимально комфортных условий для работника транспорта, для пользователя услуг и грузоотправителя. Отмечу, что такого рода задача, как ориентация на потребителя услуг становится индикатором совершенствования правоотношений на транспорте, понимания, что не человек для транспорта а транспорт для человека.

В условиях финансового кризиса тем более необходимо обеспечить эффективное оперативное управление отраслью, гарантирующее нашим гражданам, их конституционные права. Здесь может быть использован целый спектр механизмов, например, компенсация перевозчикам уровня социального тарифа в регионы Дальнего Востока.

Важной задачей для обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы, в условиях снижающегося спроса на услуги, становится сохранение и развитие предприятий транспортного комплекса и инфраструктуры, кадрового и научного потенциала отрасли.

В заключении подчеркну, что правовое обеспечение реализации Транспортной стратегии Российской Федерации это большая работа и на ее выполнение будет сконцентрировано особое внимание, так как одним из главных условий дальнейшего развития транспортной системы является совершенствование нормативной правовой базы транспортной отрасли, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации и основанной на принципе развития правоотношений: от регулирования общетранспортных правоотношений к регулированию и стимулированию развития инфраструктуры и далее к обеспечению прав работника, пассажира и грузоотправителя.

Хочу пожелать нам всем успешной работы, открытых интересных дискуссий и плодотворных встреч. Новый уровень развития транспортной отрасли требует адекватного законодательного закрепления и понимания, что все инвестиции в транспорт основаны на принципе главенства закона.

Все новости