Состоялась конференция «Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года»
10 февраля 2009, 21:00
В рамках конференции «Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» состоялись четыре «круглых стола». В ходе работы «круглого стола» «Устранение правовых коллизий и формирование правовых предпосылок для развития транспортного потенциала Российской Федерации» были обсуждены вопросы целесообразности разработки и принятия «Закона о транзите». Статс - секретарь - Заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил необходимость создания единой системы государственного регулирования транзитных перевозок грузов для полноценного использования транзитного потенциала страны. Он также подчеркнул необходимость координации между транспортными организациями и органами, осуществляющими меры государственного контроля при транзитных перевозках.
Участники заседания отметили, что в настоящее время нормы законодательства, регулирующие вопросы транзитных перевозок грузов, недостаточно регламентируют правовой статус организаций, ответственных за решение организационных и финансовых вопросов, связанных с транзитной перевозкой. Особенно это касается вопросов взаимодействия с перевозчиками и государственными контрольными органами.
На круглом столе «Формирование механизмов гарантий для частных инвесторов при реализации инфраструктурных транспортных проектов» были обсуждены вопросы выработки правовых механизмов и конструкций защиты интересов частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры. Ведущий «круглого стола» Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков отметил, что практика осуществления инфраструктурных транспортных проектов на сегодняшний день показывает взаимовыгодность участия частного капитала в указанных проектах совместно с государством.
Участники «круглого стола» решили обратиться в исполнительные и законодательные органы власти с предложением рассмотреть вопрос по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности в области транспортной инфраструктуры. В частности, начать разработку федерального закона, регламентирующего деятельность по развитию транспортных узлов, образовавшихся на базе крупных городов - Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск и т.д. Была отмечена необходимость разработки и принятия нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры государственной собственности (взлетно-посадочные полосы, автодороги, причальные стенки и т.д.) Участники призвали представителей государственной власти и заинтересованных частных инвесторов продолжить работу по повышению качества подготовки и проверки финансовой жизнеспособности инвестиционных проектов, связанных со строительством и модернизацией транспортной инфраструктуры. Кроме того, была отмечена необходимость разработки комплекса мер для расширения притока частного капитала на транспортный рынок, включая обеспечение формирования прозрачной сбалансированной системы экономических отношений между участниками рынка при реализации инфраструктурных транспортных проектов.
В ходе работы «круглого стола» «Особенности правового регулирования концессионных механизмов при строительстве автодорожной, железнодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктуры» были обсуждены вопросы применения закона о концессионных соглашениях. Было предложено разработать методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию портфелей региональных и муниципальных проектов, реализация которых возможна с применением концессионных механизмов. Кроме того, участники высказались за внесение изменений в бюджетное и в концессионное законодательство, обеспечивающие возможность применения концессионных механизмов при создании и реконструкции не платных автомобильных дорог;
В ходе дискуссии была высказана необходимость устранения противоречий «Закона о концессионных соглашениях» с «Законом об унитарных предприятиях». Это, прежде всего, касается вопроса запрета предприятиям, являющимся арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам.
По итогам «круглого стола» уполномоченным в сфере транспорта органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано определить перечни объектов транспортной инфраструктуры, создание и развитие которых возможно с применением концессионных механизмов.
Круглый стол «Транспортная безопасность - выработка правовых механизмов ее повышения» был посвящен обсуждению вопросов выработки правовых механизмов повышения транспортной безопасности, а также оценки текущего состояния и перспектив развития законодательства в области транспортной безопасности. Участники круглого стола отметили, что значительную угрозу для устойчивой работы транспортного комплекса России представляют и акты незаконного вмешательства не террористического характера, среди которых превалируют факты разоборудования железнодорожных путей и разукомплектования средств сигнализации и связи.
В настоящее время основной задачей остается создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Основу ее должны составить акты Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации иные нормативные документы необходимые для реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».