Изображения

Обычная версия

Первое интервью Министра транспорта и связи И.Левитина. Гудок. 12 марта 2004 года

14 мартa 2004, 21:00

Гудок
12 марта 2004 года

Высокая ответственность

Прежде публичной политикой он не занимался и широкой общественности неизвестен. Какие личные качества выдвинули его в министры? Каким, по его мнению, должно быть новое министерство? На эти и другие вопросы в своем первом интервью Игорь ЛЕВИТИН ответил газете «Гудок».

– Игорь Евгеньевич, говорят, министрами не рождаются. Но ведь известно – каждый человек творец своей карьеры и судьбы. Случались ли в вашей жизни события, которые задолго до нынешнего назначения предрекали министерский портфель?
– Я реалист и никогда не думал о том, что может символизировать назначение на очередную должность. Моя служебная биография весьма типична. Окончил после школы Военное училище Железнодорожных войск и военных сообщений, а несколько позже Военную академию тыла и транспорта. Трудился не за страх, а на совесть. Начинал службу в Одесском военном округе. Затем была Южная группа войск, где на венгерской пограничной станции занимался переводом железнодорожных составов с широкой колеи на узкую.

– Вы так буднично об этом говорите. А между тем здесь не впервые у вас проявился творческий подход к делу. Разве не вы тогда рассчитали эффективность нового, более экономичного способа отправки войск и грузов?
– Да, действительно, в 80-е годы я был в числе тех, кто разработал новую технологию отправки военной техники из-за рубежа. Вместе с сослуживцами я доказал, что перевалочную базу, куда со всех концов Южной группы приходила и где простаивала техника, нужно заменить местом оперативного сбора. Отсюда и стали раз в три дня уходить составы на военные заводы Советского Союза. Налаженный порядок отправки техники позволил сэкономить большие средства. И сегодня эта технология используется операторскими компаниями для перевозки различных грузов. Они заставили производителей четко соблюдать железнодорожный график, что вдвое ускорило вагонооборот.

– Служить в те годы в «теплых» местах желающих было много. Но не всем это удавалось. А Забайкальский военный округ, который называли «забудь вернуться обратно», считался чуть ли не вечной ссылкой. Как же вы отважились поехать на БАМ, да еще первым комендантом участка глухой таежной станции Ургал?

– В то время офицер, как правило, место службы не выбирал. А мне к тому же интересно было увидеть знаменитый БАМ. И я не ошибся. Здесь действительно была настоящая школа работы в экстремальных условиях. Служба на БАМе запомнилась от первого до последнего дня. А особенно «золотая» смычка на разъезде Мирошниченко, где встретились строители, прокладывавшие магистраль с запада и с востока.


– Стоит ли скромничать, в их трудовом подвиге есть и ваша весомая доля. По словам командующего Железнодорожными войсками Григория Когатько, вы находили удачные решения в довольно сложных ситуациях. Руководство по достоинству оценило ваши заслуги?
– После службы на БАМе меня направили на Московскую железную дорогу. Был военным комендантом, начальником отдела перевозок, заместителем начальника управления военных сообщений. Занимался воинскими перевозками и подготовкой дороги к работе в особый период. Московская дорога с ее огромными объемами перевозок, высокой технической оснащенностью стала для меня еще одной ступенькой в практике принятия стратегических решений.

– В то время почти все мужское население страны проходило через горнило Советской армии. И не всем годы в погонах пошли на пользу...

– Не знаю, как других, а меня служба в армии закалила как человека и как руководителя. Она научила грамотно оценивать задачи, добиваться их выполнения, проявляя разумную инициативу. Не надо забывать – армия была и остается единым эффективно управляемым организмом. Она как раз и является той централизованной структурой, которая способна успешно выполнять конкретные задачи. Именно служба научила организовывать взаимодействие между различными видами транспорта, без чего невозможна ни одна воинская операция. Поэтому коллектив, в котором я служил, выполнял, по сути, функции воинской транспортной компании. Этот опыт впоследствии пригодился мне в бизнесе.

– Вы уволились из армии в звании полковника. Многие офицеры, особенно высшего комсостава, очень болезненно переносят переход от абсолютно регламентированной жизни к более свободным, необязательным, а порой «расхлябанным» гражданским отношениям. Как вы нашли себя в новой жизни?

– Во время службы в ВОСО я ежедневно сталкивался с работой различных транспортных подразделений, и мне хорошо были знакомы все их проблемы. Поэтому после увольнения из армии занялся близким мне делом: стыковкой железнодорожного и морского транспорта. Как говорил века и века назад мудрый Лао Цзы: «Дело должно соответствовать возможностям; действие должно соответствовать времени». Как член совета директоров Туапсинского морского торгового порта занимался развитием морской инфраструктуры вместе с представителями Министерства транспорта.

– Вы проработали на транспорте более 30 лет, но, естественно, заниматься созданием такого крупного государственного учреждения, как Министерство транспорта и связи, приходится впервые...

– Я работал заместителем генерального директора компании «Северстальтранс». Ее управление можно назвать прообразом небольшого министерства. География ее деятельности простирается в трех морских бассейнах России. Среди них такие крупнейшие порты, как Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Махачкала, Таганрог, Одесса, Ильичевск, Мариуполь, Измаил. В работе со многими отраслями, и в частности с металлургической, компании удалось выйти на очень эффективные партнерские отношения.

– Какой первый управленческий шаг вы предпримете на новом посту?

– Понятно, что сегодня еще нет даже структуры министерства. Моя главная задача ее создать. Первым делом надо встретиться с руководством всех бывших министерств. Обсудить вопросы, которые были наработаны. И, соблюдая преемственность, направления начатых реформ, определиться с характером деятельности, функциями и приоритетами нового министерства. Важно, чтобы из трех бывших министерств получился высокопрофессиональный орган принятия решений. Поэтому в министерском блоке не будет параллельных и дублирующих функций. Очень важно, чтобы министерство было прозрачным и эффективным.

– Общеизвестно, что из-за наличия двух транспортных министерств – МПС и Минтранса – в этом важнейшем секторе экономики страны недоставало четкой, слаженной работы, накопилось множество проблем. Что надо сделать, чтобы поднять эффективность управленческой вертикали?

– Подчеркну, для нового министерства весь транспорт страны единое целое. Он не будет делиться на морской, речной, автодорожный, авиацию, железнодорожный или трубопроводный. Но технологии каждого из них, как, впрочем, и преемственность людей, будут сохраняться и развиваться. Все они будут работать на людей, на конкретного пассажира, владельца груза, организуя высочайший уровень сервиса. Стратегическая линия нового министерства – повышение конкурентоспособности транспорта.
Сегодня, по сути, реформируется верхняя структура управления для совершенствования всей системы транспорта. И этот процесс должен идти незаметно для потребителей. Как, вероятно, и вся административная реформа. С той лишь разницей, что люди должны ощущать ее положительные результаты.

– Президент поставил задачу удвоения ВВП. Понятно, что без кардинального улучшения работы транспорта ее не решить...

– Да, действительно транспорту в деле удвоения ВВП принадлежит едва ли не самая главная роль, он должен всемерно помогать подъему промышленности. Пути решения этой задачи обозначены в Транспортной стратегии до 2020 года, которую и предстоит реализовывать новому министерству. Но в первую очередь необходимо создать новое министерство, как принято говорить, команду единомышленников. А эффективных идей, которые предстоит реализовать, сегодня более чем достаточно.

– Игорь Евгеньевич, отправляясь на встречу с вами, получил от находившегося в стенах редакции Валентина Григорьевича Распутина наказ: передать лично от него и от его товарищей по писательскому цеху привет и поздравления с назначением на высокую и ответственную должность своему большому другу, которого они ценят не только за личные качества, за глубокое знание и любовь к литературе, но и за активное содействие издательской деятельности в непростых нынешних условиях.

– Мне действительно приятно услышать слова дружеского привета и добрые напутствия от глубоко чтимых мною достойнейших сынов России. Может быть, несколько преувеличивает мои заслуги перед русской литературой Валентин Григорьевич, но хочу ему передать, что большой труд наших лучших писателей своим примером будет давать и мне дополнительные силы в работе на новом ответственном посту. Только вот жаль, что на чтение художественной литературы у меня теперь времени явно будет недоставать. Больше придется читать и прорабатывать сухие, казенные бумаги. Но от того, как они будут нами прочитаны, а грамотные планы реализованы, зависит воистину качество жизни каждого из нас, зависит, в конечном счете, и жизнь страны.

В.Дерновой

Все новости