Изображения

Обычная версия

Выступление Заместителя Министра транспорта Российской Федерации Ч.Ш. Измайлова на 9-ой международной конференции по транспорту и логистике «ТрансРоссия 2004»24 марта 2004г.

24 мартa 2004, 21:00

Выступление Заместителя Министра транспорта Российской Федерации Ч.Ш. Измайлова на 9-ой международной конференции по транспорту и логистике «ТрансРоссия 2004»

24 марта 2004г., г. Москва

«О перспективах сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом в области транспорта»

Как известно, транспорт является одним из ключевых факторов политического, социального и культурного развития общества.

Развитие транспортных связей направлено на обеспечение потребностей внешнеторгового товарооборота и ориентировано на нужды каждого конкретного человека, на реализацию в полной мере его прав на свободу передвижения.

Для этих целей разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2025 года. Этот документ одобрен Правительством Российской Федерации.

В Транспортную стратегию включены, помимо государственной политики, которая является ее первой составляющей, еще две основные компаненты- программа реформ на транспорте и план развития транспортной инфраструктуры.

Государственная транспортная политика направлена, прежде всего, на либерализацию рынка, развитие конкуренции. Вместе с тем, государство обязано обеспечить стратегическое планирование развития транспорта и участвовать в финансировании транспортной инфраструктуры, при этом непреходящей сферой его ответственности останется обеспечение безопасности на транспорте и снижение вредного влияния на окружающую среду, причем указанные приоритеты должны рассматриваться наравне с экономической эффективностью.

Отрадно отметить, что формировалась Транспортная стратегия в условиях, когда российский крупный бизнес уже в состоянии разделить с государством ответственность за благополучие общества и доктрина социальной ответственности бизнеса, развиваясь, превращается в концепцию корпоративного гражданства. При этом, хочется подчеркнуть, что именно в транспортной отрасли, при создании новых объектов инфраструктуры, мы имеем реальные примеры успешного частно-государственного партнерства.

Вторая составляющая Транспортной стратегии России – пакет программ развития структурных преобразований на отдельных видах транспорта. Это программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, системы организации воздушного движения, управления внутренними водными путями.

Третья составляющая Транспортной стратегии России –перспективный план развития национальной транспортной инфраструктуры. Перспективный план развития национальной транспортной инфраструктуры также увязан со сценариями развития производительных сил страны и будет реализован на основе концепции развития евроазиатских транспортных коридоров.

Говоря о развитии национальной транспортной инфраструктуры, хотел бы кратко остановиться на основных итогах работы транспортного комплекса России в 2003 году. Подробно эти данные были представлены в материалах Коллегии Минтранса России, прошедшей 3 марта 2004года и опубликованы в отраслевых СМИ.

Отмечу, что в последние годы транспорт работает и развивается на фоне позитивных изменений в экономике. Рост объемов производства, торговли и внешнеторгового оборота, повышение реальных доходов населения предопределили рост спроса на транспортные услуги. За последние четыре года объемы перевозок грузов выросли на 23%, подвижность населения - на 12%. Объемы инвестиций - без учета дорожного хозяйства - увеличились почти вдвое.

При общем увеличении подвижности населения наибольший рост объемов перевозок наблюдался в гражданской авиации, которая продолжает восстанавливать свои позиции важнейшего для России магистрального вида транспорта.

На речном транспорте получили дальнейшее развитие социально-значимые пассажирские перевозки в северных регионах и туристические перевозки в европейской части страны, спрос на которые устойчиво растет.

Вырос Грузооборот на автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте. Почти на 9 процентов увеличился объем переработки грузов в морских портах, на 14 процентов - транзит через российские коммуникации.

В полном объеме было осуществлено бюджетное финансирование транспортного комплекса. Объемы инвестиций в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России" на 21 процент превысили уровень прошлого года в сопоставимых ценах. Значительную часть прироста обеспечили средства российских инвесторов.

Введено в действие более двух тысяч восьмисот километров автомобильных дорог общего пользования, а также мосты и путепроводы общей протяженностью 25 тысяч погонных метров.

В морских портах Восточный, Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Оля, Приморск, Калининград и других введены в строй перегрузочные комплексы общей мощностью более 29 миллионов тонн. Завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Архангельск, Пулково, Якутск, Томск, Пермь и в ряде других.

В настоящее время на базе положений Транспортной стратегии ведется корректировка ФЦП "Модернизация транспортной системы России". В ходе этой работы поставлена задача радикально повысить качество проектов, уровень экспертизы, а также оценки мультипликативного эффекта их реализации. В приоритете - проекты, которые способны обеспечить значительное повышение эффективности работы и качества транспортного сервиса.

Перспективные направления международной деятельности в области транспорта основываются на создании условий для интеграции экономических отношений России и ЕС. Это становится особенно актуальным в период расширения ЕС в связи с присоединением еще 10 стран. Евросоюз становится ближе к России: почти удваивается протяженность общей границы- с 1300 до 2200км, а доля ЕС в российском экспорте, которая уже сейчас составляет 35%, при этом превысит 50%.

На переговорах с ЕС главная тема: формирование в соответствии с решениями прошлогоднего Петербургского саммита РФ-ЕС четырех общих пространств: экономического, внешней безопасности, правосудия и внутренней безопасности, науки, образования и культуры.

Другим субстантивным наполнением этих целей мы полагаем:

  • развитие транзитного транспортного сообщения между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой всеми видами транспорта: морем- по Севморпути, железнодорожным, автомобильным и воздушным;

  • сотрудничество в области законотворческой деятельности, с учетом интеграции в европейские и мировые транспортные системы, гармонизация и унификация базовых документов, регулирующих деятельность транспорта;

  • участие в работе международных организаций, в том числе Комитете по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, Международной Морской организации, Европейской Конференции Министров транспорта, Международной Организации гражданской Авиации;

  • двустороннее сотрудничество в развитии МТК на территории стран –участниц с учетом национальных интересов, согласование технических параметров и условий функционирования участков МТК;

  • поэтапное формирование Единого транспортного пространства государств-участников Евразийского экономического сообщества, а также объединенной транспортной системы Союзного государства Беларуси и России;

  • выработка согласованных со странами СНГ позиций по наиболее важным вопросам транспортной политики в рамках деятельности международных организаций;

  • формирование транспортной политики с государствами Прибалтики с учетом их вступления в ЕС, особенно в части транзита грузов в/из Калининградской области Российской Федерации.

Вопросам взаимодействия с ЕС, выработки условий вступления России в ВТО, гармонизации транспортного пространства в связи с расширением Евросоюза уделяется большое внимание и мы ощущаем значительную поддержку со стороны МИД России, Минэкономразвития России.

Мы очень признательны коллегам за совместную работу.

Интенсивно идет совместная работа и с международным сообществом.

Так, в Брюсселе в мае 2003г. проходил международный симпозиум по Европейским транспортным сетям «К интеграции Трансъевропейских и Общеевропейских транспортных сетей», в сентябре в Санкт –Петербурге проведена III Международная Евроазиатская Конференция по транспорту, участники которых обменялись мнениями по проблемам эффективного объединения инфраструктурных и технических параметров Европейской транспортной системы.

Широкий круг вопросов, связанных с разработкой и внедрением передовых информационных технологий, систем телекоммуникаций на транспорте, формированием опорной телекоммуникационной сети, как основы единого информационного пространства транспортной системы России, СНГ и Евразии будет обсужден в период с 21 по 24 апреля с.г. на Второй международной научно-практической конференции «ТелекомТранс-2004» в г. Сочи.

Поиску путей сближения транспортных стратегий России и ЕС будет посвящен семинар, который состоится 12 мая с.г. в Москве.

Возвращаясь к основной теме своего выступления, хочу еще раз подчеркнуть, что развитие международных транспортных коридоров является особым приоритетом национальной транспортной политики России.

По нашему мнению, в ближайшее десятилетие картина европейских пассажирских и грузовых потоков будет существенно меняться. При этом важным аспектом останется рост взаимосвязей Европейского и Азиатского регионов.

Основная часть проектов развития международных транспортных коридоров связана с переоснащением, модернизацией, улучшением технического состояния инфраструктуры. Создание новых объектов предполагается только там, где радикальным образом меняется характер пассажирских или грузовых потоков. Технологическая модернизация должна быть подкреплена совершенствованием таможенных и пограничных процедур, а также заключением международных соглашений в области транспорта.

Формирование и развитие сети трансконтинентальных коридоров на территории России мы рассматриваем в контексте развития евроазиатской транспортной системы как одной из составляющих процесса мирового экономического развития. Это обусловлено, в частности, прогнозируемым ростом мировой торговли между странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По территории России проходят основные евроазиатские коридоры «Запад-Восток» (Транссиб) и «Север – Юг», а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных транспортных связей.

Наибольшее значение имеет железнодорожный маршрут, реализуемый через Транссибирскую магистраль, которая является ключевым звеном, связывающим транспортные системы Азии и Европы.

Транссибирская магистраль составляет основу международного евроазиатского маршрута, который берет свое начало в Японии и Южной Корее и заканчивается в странах Скандинавии, Центральной Европы, Центральной Азии, занимая ведущие позиции в перевозках транзитных и внешнеторговых грузов.

Инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется. Осуществлено необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и Кореей, усилены подходы к морским портам, проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.

И это уже принесло свои плоды. Объем перевозок по ТСКМ достиг 240 тыс ДФЭ, из которых 99 тыс – транзитные. При этом нельзя не упомянуть о той большой работе, которую проводит в целях привлечения грузов на мощности магистрали Координационный Транспортный Совет по Транссибирским Контейнерным Перевозкам, возглавляемый его Генеральным секретарем Г.М. Фадеевым и Первым заместителем Генерального секретаря Б.Е. Луковым.

Другим важным маршрутом является международный транспортный коридор «Север - Юг», который соединяет страны Северной Европы и Россию со странами Индийского океана и проходит через Центральную Азию.

Евроазиатский транспортный коридор «Север-Юг» может эффективно использоваться для перевозок транзитных грузов стран Центральной Азии в сообщении со странами Прикаспийского региона, Персидского залива и Южной Азии.

Северная ветвь коридора совпадает с участком коридора № 9 Москва – Санкт-Петербург – граница с Финляндией, где основу транспортной системы составляют транспортные узлы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с развивающимися портовыми комплексами в Приморске, Усть-Луге, Высоцке. Так, в строящемся морском торговом порту Усть-Луга будут осуществляться не только экспортно-импортные операции с российскими грузами, но и перерабатываться грузы сопредельных стран, которые получат возможность для своих грузов прямого выхода в Европу и обратно.

Структурные изменения в транспортной системе России повысили роль автомобильных дорог, обеспечивающих международные перевозки, как основного звена грузопроводящей системы.

Одним из наиболее масштабных проектов, которые реализованы в полосе европейского коридора №2 и его продолжения – Транссибирского транспортного коридора, безусловно, является строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, протяженностью свыше 2100 километров.

Ввод в строй этого объекта не только обеспечивает завершение строительства самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва-Владивосток, но и создает дополнительные возможности для связей восточных территорий России со странами Азии.

Проводимые работы по реконструкции и новому строительству отдельных участков автомобильных дорог, а также мостов и объектов дорожного сервиса, позволили уже сейчас увеличить на российских автомагистралях, входящих в коридоры, пропускную способность и среднюю скорость движения автотранспорта, повысить безопасность дорожного движения.

Говоря о наземном транспорте, используемом для транзита по территории России, нельзя не обратить внимания на магистральные трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка такого жизненно важного для населения товара, как энергоносители.

Я имею в виду товары углеводородной группы.

В этой связи примером выхода на нефтяные мировые рынки транзитом по территории России является Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК), по системе которого прокачивается казахстанская нефть с месторождения Тенгиз.

Известно, что 87% российского экспорта нефти направляется в Европу, что обусловлено существующей транспортной инфраструктурой на побережьях Черного и Балтийского морей.

В то же время, введение турецкими властями ограничений для танкеров, следующих черноморскими проливами, действия Евросоюза по запрету использование однокорпусных танкеров, диктуют необходимость разработки альтернативных маршрутов экспорта нефти.

В этой связи прорабатываются новые маршруты трубопроводов на направлениях Восточная Сибирь - побережье Японского моря и Западная Сибирь - побережье Баренцева моря.

По предварительным оценкам, эти маршруты могли бы быть также использованы для транзита нефти странами, не имеющими выхода к морю.

Другим перспективным направлением развития международных транспортных коридоров являются воздушные, в частности, кроссполярные маршруты, осуществляемые над территорией России и связывающие Северо-Американский континент с Азиатскими государствами.

Следует отметить, что все процессы транспортной интеграции и развития евроазиатских транспортных сетей происходят на фоне начинающегося Нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой Организации (ВТО).

Безусловно, движение к свободе торговли приведет к увеличению объемов последней, а, следовательно, возрастут и потребности в работе транспорта, в том числе для обеспечения товарообмена между крупнейшими мировыми рынками сбыта.

 
Все новости