Изображения

Обычная версия

О проекте концепции развития внутреннего водного транспорта России

20 ноября 2001, 21:00

Справка
к заседанию коллегии Минтранса России по рассмотрению проекта Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Проект Концепции развития внутреннего водного транспорта разработан в соответствии с решением Правительственной комиссии по транспортной политике (протокол заседания от 7 февраля 2001 г. №1). Этот документ основан на Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации и прогнозах социально-экономического развития страны. Базовым законодательным актом для разработки Концепции стал Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, принятый в марте 2001 г.

Главной целью разработки Концепции является определение принципиальных положений государственной политики по формированию системы внутреннего водного транспорта, полностью удовлетворяющей перспективным потребностям экономики и населения страны в перевозках по внутренним водным путям России.

Концепция предусматривает 2 этапа развития внутреннего водного транспорта.

Основной задачей государственной политики на первом этапе реализации Концепции (2002-2006 гг.) является преодоление негативных тенденций и кризисных явлений, возникших в отрасли при ее переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования. К основным из них относятся следующие:

  • Резкое снижение в последнее десятилетие объемов грузовых и пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте (примерно в пять раз) в результате спада хозяйственной деятельности в стране и сокращения доходов населения;

  • Избыток провозных мощностей водного транспорта по отношению к платежеспособному спросу при возрастающей несбалансированности их структуры со структурой спроса;

  • Старение материальной базы речного флота, портов и перегрузочных средств, несоответствие ее современным требованиям платежеспособного спроса;

  • Функционирование в системе речного транспорта избыточного количества мелких, экономически несостоятельных компаний (2123), не имеющих долгосрочных перспектив развития, но лишающих крупные пароходства заметной части платежеспособного спроса.

  • Деградация внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

  • Относительно низкие результаты финансовой деятельности отрасли и недостаточный уровень инвестиций в основные фонды.

    Преодоление указанных кризисных явлений и тенденций планируется обеспечить путем существенной реструктуризации отрасли и создания объективных предпосылок для ее дальнейшего саморазвития. Для этого, в частности, предполагается:

  • Повысить, используя методы государственного управления, степень концентрации хозяйственной деятельности в сфере коммерческих грузовых и пассажирских перевозок как необходимое условие становления и развития экономически состоятельных эксплуатационных предприятий.

  • Устранить за счет более активного использования инструментов антимонопольного регулирования финансовые диспропорции и обеспечить рациональный масштаб конкуренции в рамках каждого элемента системы внутреннего водного транспорта.

  • Осуществить, используя в том числе стимулирующее воздействие системы стандартов, постепенный переход на эксплуатацию новой, экономически эффективной материальной базы флота преимущественно российского производства.

  • Обеспечить основную часть финансирования поддержания и развития гидротехнических сооружений речного транспорта из внебюджетных источников, прежде всего за счет увеличивающихся доходов судоходных компаний и портов.

  • Содействовать развитию предпринимательства, в частности малого бизнеса, для восстановления социально-значимых для населения услуг - организации пассажирских перевозок в межобластном и пригородном сообщениях, паромных переправ и др.

    В целом, на первом этапе реструктуризации отрасли, государство стимулирует вывод с рынка неэффективных судоходных компаний, не способных обеспечить высокую рентабельность использования судов и, соответственно, амортизацию эксплуатируемой техники, а также содействует ускоренному списанию устаревшей техники. Это будет осуществляться, прежде всего, путем:

  • уточнения лицензионных требований к судоходным компаниям;

  • совершенствования страховой практики;

  • ужесточением стандартов безопасности и экологических стандартов.

    В результате планируется обеспечить увеличение загрузки парка современных судов, резко повысить экономическую эффективность эксплуатирующих их компаний.

    Совершенствование нормативной базы функционирования портов с использованием антимонопольного законодательства будет способствовать снятию территориальных барьеров для судоходных компаний, что на первом этапе должно стимулировать ликвидацию неэффективных перевозчиков, а на следующем - экономическую концентрацию эффективных компаний.

    Предполагается сформировать нормативную базу внебюджетного финансирования части расходов на содержание гидротехнических сооружений, технического флота и обстановки из возрастающих доходов реструктурированных судоходных компаний.

    Планируется активизировать работу по формированию эффективных саморегулирующих организаций водного транспорта. По мере их становления будут расширяться функции таких организаций по регулированию рынка водных перевозок и к 2003 г. должно завершиться их становление. За счет указанных организаций к концу первого этапа существенно сузятся регулирующие функции Минтранса на данном сегменте рынка перевозок. Основное внимание органов государственного управления на водном транспорте будет сосредоточено на обеспечении всех видов безопасности, в том числе экологической.

    К концу первого этапа российские судоходные компании должны стать достаточно конкурентоспособными и подготовленными для участия в процессе глобализации транспортных перевозок.

    Основным содержанием второго этапа реализации Концепции (2007-2015 гг.), наряду с закреплением достижений первого этапа по повышению устойчивого и эффективного функционирования внутреннего водного транспорта страны, станет интенсификация процесса интеграции речного флота в перспективные товаропроводящие системы и активное вхождение в систему мировых хозяйственных связей.

    Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта планируется обеспечить при освоении новых грузопотоков прямыми смешанными сообщениями с железнодорожным и автомобильным транспортом, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, новых информационных технологий транспортного комплекса и единых транспортных документов. В этих же целях часть имеющихся и вновь вводимых мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок.

    Участие водного транспорта в расширении мировых хозяйственных связей будет обеспечиваться внешнеторговыми и транзитными перевозками в судах смешанного (река-море) плавания. Внутренние водные пути России планируется подготовить для интеграции в европейскую транспортную систему для бесперевалочной доставки грузов из европейских стран по водным путям в порты России и в обратном направлении. Это позволит сформировать новые транспортные коридоры и освоить перевозки по маршруту Волга-Дон-Дунай-Рейн.

    На втором этапе реализации Концепции планируется также активное развитие международного речного туристического бизнеса в направлении расширения географии маршрутов до прибрежных районов морских бассейнов.

    Концепция служит основой для разработки и реализации федеральных и региональных программ по вопросам деятельности внутреннего водного транспорта и решения других связанных с внутренним водным транспортом проблем отдельных отраслей и народнохозяйственного комплекса России в целом.

    Целевые показатели Концепции приведены в таблице. Основные положения Концепции могут корректироваться и уточняться с учётом стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Целевые показатели Концепции развития внутреннего водного транспорта

Показатели

2002 г.

2010 г.

2015 г.

1

Перевозки грузов, млн. тонн

126,8

230-240

260-280

2

Перевозки грузов на Крайний Север, млн. тонн

14,2

20

30-35

3

Загранперевозки, млн. тонн

20,5

25

28-30

4

Перевозки пассажиров, млн. чел

25,5

30-32

35-37

5

Перевалка грузов в речных портах, млн. тонн

165

260-270

280-300

6

Добыча нерудных строительных материалов, млн. тонн

53,9

70-80

90-100

7

Строительство технического флота, ед.

- земснарядов

- самоходных судов

- судов экологического назначения

4

1

2

1

 

9

64

27

 

15

90

40

8

Модернизация пассажирских туристических теплоходов, ед.

1

10

22

9

Строительство скоростных пассажирских судов, ед.

2

23

40

10

Поставка речных грузовых транспортных судов, тыс.т/ед.

В том числе:

- суда смешанного "река-море" плавания

- для перевозок в районы Крайнего Севера

- для внутрирегиональных перевозок

70,5/23

 

19,5/4

51,0/19

1026/322

 

722/159

41/30

277/133

1300/405

 

900/210

70/50

330/165

 
Все новости