Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения

24 июня 2008, 20:00

25 июня

2008 г. Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которое прошло под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова. Участники заседания обсудили «Программу развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)», разработанную Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Правительствами Москвы и Московской области

Цель разработки Программы заключалась в формировании согласованной политики Правительств Российской Федерации, города Москвы и Московской области по развитию транспортного комплекса столичного региона, обеспечивающей решение задачи устойчивого экономического роста, развития Москвы как мирового финансового центра, повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды.

В настоящее время Московский транспортный узел во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Это связано с тем, что по территории региона проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки. В Москве и Московской области расположены 8 таможен, которым подчинено 97 таможенных постов, осуществляющих оформление 60 % грузов, поступающих в Российскую Федерацию автомобильным транспортом. В 2007 г. на таможенных постах столичного региона оформлено 18,6 млн. тонн товаров статистической стоимостью 61,4 млрд. долларов США, большая часть из которых (10 млн. тонн) обработана таможнями г. Москвы. Следует подчеркнуть, что для ввоза такого объема грузов используется свыше 1 млн. большегрузных автомобилей в год.

Прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб способствовали формированию на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено около 70% от общего объема складских площадей Российской Федерации.

За последние годы в Московском регионе значительно возросли темпы жилищного строительства. Суммарно в городе Москве и Московской области в 2007 г. было введено 12,4 млн. кв. метров жилья.

Развитие транспортной инфраструктуры существенно отстает от высоких темпов жилищного строительства, что приводит к тому, что некоторые районы новой застройки оказываются практически отрезанными от системы скоростного пассажирского транспорта, не имеют удобных выездов на магистральную дорожную сеть.

В настоящее время Москва во многом исчерпала свои градостроительные ресурсы, поэтому на перспективу основные объемы жилищного строительства планируются на территории Московской области в зоне, опоясывающей столицу. Планами застройки предусматривается, что в этой зоне будет построено около 77 млн. кв. жилья и будет создано около 733 тыс. рабочих мест.

Суммарная численность населения Москвы и Московской области уже достигла 17 млн. чел. На 20-летнюю перспективу прогнозируется, что численность населения Москвы и Московской области достигнет 20 млн. чел. (прирост – 3 млн. чел.), из которых 12 млн. будут проживать в Москве, а 7,6 млн. – в Московской области. При этом существенно увеличится нагрузка на транспортную инфраструктуру, особенно по направлениям радиальных связей Москвы и Московской области, где уже сегодня практически исчерпана пропускная и провозная возможность транспортной инфраструктуры. Без принятия серьезных мер по развитию транспортного комплекса ситуация может превратиться в критическую и затормозить социально-экономическое и градостроительное развитие столичного региона.

В 2007 г. в Москве численность автопарка возросла до 3,3 млн. автомобилей. В часы «пик» количество автомобилей на городских дорогах превышает 400 тысяч. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.

Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5-10 км в час.

В рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем около 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей.

Такая ситуация неизбежно приводит к росту аварийности. По официальным данным ГИБДД, в 2007 г. в Москве было зарегистрировано почти 15 тыс дорожно-транспортных происшествий, в которых погибл 1161 человек.

По динамике роста уровня автомобилизации Московская область не уступает Москве. В настоящее время в Московской области зарегистрировано 2,1 млн. автомобилей, уровень автомобилизации приближается к 300 легковых автомобилей на 1000 жителей. Наибольшая интенсивность движения автомобилей отмечается на федеральных автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров.

В 2007 г. около 1,1 тыс. км автодорог федерального значения или 47% от их общей протяженности на территории Московского региона работало в режиме перегрузки; 1,8 тыс. км или 73% от их общей протяженности не соответствовали нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

Из-за исчерпания пропускной способности дорожной сети на подходах к Москве регулярно возникают многочасовые пробки и растет уровень аварийности. В 2007 г. в Московской области произошло более 14 тыс ДТП, в которых погибли 2866 человек.

К 2015 г. прогнозируется, что в Московском регионе численность автомобилей увеличится в 1,5 раза и приблизится к 8 млн. автотранспортных средств. Соответственно возрастет интенсивность движения на дорожной сети. Уже сейчас автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Москве составляет около 1 млн. тонн, а в Московской области - около 2-х млн. тонн, что в 7 раз превышает выбросы загрязняющих веществ от всех предприятий региона.

Экономический рост и увеличение торгового оборота способствуют развитию рынка складской недвижимости. Объем рынка складских помещений Московского региона в 2007 г. оценивался в 8,4 млн. мІ, из них современных складских комплексов (сладов класса А и В) – 3,4 млн. мІ. Основная часть складских объектов Московского региона расположена в зоне тяготения МКАД.

К 2015 г. прогнозируется увеличение площади терминально-складских комплексов более чем в 2 раза – до 18 млн. кв. м. Наибольший прирост складских объектов планируется на территории Московской области, где строятся крупные логистические центры. Строительство Центральной кольцевой автодороги также повлияет на увеличение складских площадей. Постепенно вдоль всех основных автомагистралей формируется плотный пояс складских объектов.

Уже сейчас около 60% от общего объема движения грузовых автомобилей в Москве и пригородной зоне связано с облуживанием терминально-складских комплексов. С учетом роста площади терминально-складских объектов более чем в 2 раза прогнозируется, что количество грузовых автомобилей, обслуживающих складские комплексы, увеличится со 190 тыс. до 350 тыс. авт. в сутки, при этом рост интенсивности движения на дорожной сети в зоне МКАД составит 60-70 %.

В режиме перегрузки работают не только автомобильные, но и железные дороги в Московском транспортном узле.

Перечисленные факты свидетельствуют об исчерпании пропускной способности транспортной системы Московского региона. В перспективе, с учетом планов градостроительного развития, ситуация в Московском транспортном узле еще более обострится.

Системный анализ позволил выявить основные проблемы транспортного комплекса Московского региона, вызывающие неудовлетворительные условия движения транспортных потоков, к основным из которых относятся следующие:

1) отставание в развитии транспортного комплекса Московского региона от потребностей в перевозках, нехватка провозных и пропускных мощностей транспортной инфраструктуры;

2) недостаток финансовых ресурсов государства и недостаточное использование возможностей государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры;

3) отсутствие или неэффективное использование административных мер, предусматривающих:

  • ограничение нового строительства на территориях, где исчерпана транспортная емкость;

  • регламентирование правил парковки и работы грузового автотранспорта на территории Москвы.

По расчётам потери ВРП Москвы и Московской области из-за роста затрат времени на передвижения достигли 400 млрд. руб. в год, что составляет около 6 % ВРП Московского региона.

С учетом сложившейся кризисной ситуации в основу разработки Программы положено несколько основных принципов, направленных на приоритетное развитие скоростного внеуличного общественного транспорта и способствующих переключению населения с пользования легковыми автомобилями на транспорт общего пользования:

1. Сформировать комплексную систему управления спросом на передвижения, основная задача которой – сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих 20% при росте общего числа поездок в городе Москве с 10 млрд. до 12,5 млрд. с одновременным повышением пропускной способности транспортной сети.

Решение этой задачи предусматривается за счет ускоренного развития метрополитена и железнодорожного транспорта, строительства транспортно-пересадочных узлов.

2. В настоящее время только на железнодорожном транспорте возможно обеспечить существенное увеличение объема пассажирских перевозок за счет развития Московского железнодорожного узла, организации новых линий движения, обеспечивающих связи не только между Москвой и Московской областью, но и между районами столицы. Поэтому на перспективу ставится задача превращения железнодорожного сообщения из пригородного в пригородно-городское, что позволит в два раза увеличить объемы перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте - с 800 млн. чел. до 1600 млн. чел. в год.

3. В Программе предусматриваются меры по взаимоувязанному развитию скоростного пассажирского транспорта и дорожной сети, регулированию движения грузового транспорта и парковок, внедрению Интеллектуальной транспортной системы, совершенствованию нормативно-правового обеспечения, которые в совокупности решают задачи обеспечения бесперебойного движения автотранспорта по дорожной сети Московского региона.

На федеральном уровне предусматриваются следующие меры по улучшению условий движения транспортных потоков:

1. Развитие автомобильных дорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения транспортных потоков. Сегодня по федеральным автодорогам Московской области, протяженность которых составляет 14% от общей протяженности дорожной сети региона, осуществляется 65% грузовых автоперевозок.

В Программе предусматриваются большие объемы реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, а также строительство новых скоростных автодорог.

В Московском регионе начнет формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается:

  • строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;

  • реконструкция автодороги М-4 «Дон»;

  • строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь";

  • строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.

В Программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог. В результате доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет с 27% до 65%. Доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшится с 47% до 29%. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится с 1,9 до 1,3 ед. на 1000 автомобилей (на 46%).

2. Развитие Московского железнодорожного узла с целью перераспределения транспортной работы и сокращения нагрузки на дорожную сеть за счет:

  • усиления головных участков основных направлений магистральных железных дорог;

  • развития пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами Российской Федерации;

  • вынос части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирование оставшихся для обеспечения завоза грузов в г. Москву;

  • развитие дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения;

  • развитие контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами и формирование сетевых грузопотоков.

Всего в Программе определена необходимость строительства 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце, предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций.

Для улучшения качества перевозок пассажиров и уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть Программой предусматривается организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиаузла и железнодорожными вокзалами Москвы.

На расчетную перспективу объем пассажирских перевозок между аэропортами и Москвой прогнозируется на уровне 20 млн. чел. в год, что потребует организации скоростного пассажирского сообщения.

В настоящее время 2,5 млн. жителей Москвы (24% от общей численности населения города) проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метрополитена. Отставание в сооружении линий метрополитена составляет более 100 км.

С целью улучшения транспортного обслуживания населения г. Москвы и сокращения перегрузки действующих линий метрополитена в Программе предусматривается строительство 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена к 2015 г.

В результате реализации программы общая протяженность сети метрополитена в Москве возрастет с 292 км в 2007 г. до 371 км в 2015 г. В результате численность населения г.Москвы, не обслуженного метрополитеном, уменьшится в 1,5 раза. За счет строительства третьего контура метрополитена появится возможность подключения новых направлений, принимаемых из Московской области.

Приоритетным проектом для г. Москвы является организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги, где по прогнозу объем перевозок на перспективу составит около 270 млн. чел. в год. На Малом кольце предусматривается строительство III главного пути и организация 7 пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и 11 пересадочных пунктов на линии метрополитена.

Малое кольцо позволит объединить разрозненные радиальные железнодорожные линии в единую транспортную систему, интегрированную с сетью метрополитена, что будет способствовать уменьшению затрат времени пассажиров на поездки.

К приоритетным задачам развития улично-дорожной сети г. Москвы относятся:

  • обеспечение ввода в город новой трассы автодороги Москва – Санкт-Петербург за счет строительства Бусиновской транспортной развязки и участка Фестивальной улицы и транспортной развязки на ней с продолжением до 4-ого транспортного кольца;

  • поэтапное формирование 4-го транспортного кольца, которое в перспективе обеспечит связь между новыми радиальными вводами федеральных автомобильных дорог – Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск;

  • обеспечение ввода в город обхода г. Одинцово за счет строительства транспортной развязки на Молодогвардейской ул. и Северного дублера Кутузовского проспекта;

  • строительство участка от 4 транспортного кольца до МКАД и далее до границы Московской области;

  • строительство южного дублера Кутузовского проспекта до Минской ул. и от Аминьевского шоссе до пересечения с южным дублером Кутузовского проспекта.

В результате реализации Программы к 2015 г. планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети и 39 транспортных сооружений.

Перечисленные меры позволят снизить долю протяженности магистральной улично-дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, с 80% до 60% к 2015 г.

Меры по развитию общественного транспорта и улично-дорожной сети позволят улучшить транспортное обслуживание населения Москвы, повысить среднюю скорость передвижения по городу на 15%, увеличить долю численности населения, затрачивающего на трудовые передвижения нормативные 50-55 минут, с 35% до 50%, снизить число заторовых перекрестков на 20%.

По прогнозу пассажиропотоки между Москвой и Московской областью возрастут с 315 тыс. чел. в утренний час «пик» в направлении Москвы до 440 тыс. чел. В настоящее время около 22% от общего числа передвижений совершается на легковых автомобилях, 62% - на железной дороге, 16% - на наземном пассажирском транспорте. Задача на перспективу – при общем росте пассажиропотоков обеспечить управление спросом и не допустить увеличения доли перевозок на легковом автотранспорте.

Поэтому в Программе предусмотрены меры по приоритетному развитию железных дорог и повышению качества пригородно-городских перевозок в Московской области за счет увеличения интенсивности движения поездов, организации экспрессов на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава.

Организация перевозок скорыми электропоездами предусматривается на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами - Крюково, Лобня, Пушкино, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино и другими.

Задачи по развитию дорожной сети регионального значения предусматривают:

  • преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московского региона в сетевую структуру с развитием хордовых автодорог, которые обеспечивают разгрузку Московской кольцевой автомобильной дороги и головных участков федеральных автомобильных дорог;

  • строительство и реконструкцию перегруженных участков дорожной сети, а также автодорог, обеспечивающих подъезды к аэропортам, объектам массового жилищного строительства и рекреационного назначения.

Всего Программой предусматривается строительство и реконструкция 1172 км региональных автомобильных дорог.

В Программе также предусмотрены:

1) мероприятия по оптимизации движения грузового автомобильного транспорта, которые включают создание в городе зон локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе МКАД, стимулирование вывода грузогенерирующих и грузовых автопредприятий в эти зоны, разработку системы маршрутов проезда грузового автотранспорта, постепенный вынос постов таможенного оформления за пределы Москвы, внедрение системы ночной доставки грузов;

2) мероприятия по повышению безопасности движения, которые включают разработку схем совершенствования организации движения транспортных и пешеходных потоков, строительство внеуличных пешеходных переходов, формирование транспортно-пешеходных зон и улиц спокойного движения, строительство разделительных полос на городских магистралях, ликвидацию железнодорожных переездов в одном уровне с городскими магистралями, ликвидацию очагов ДТП;

3) мероприятия по регулированию системы парковок, строительству внеуличных и перехватывающих паркингов;

4) мероприятия по внедрению Интеллектуальной транспортной системы в Московском регионе, включающей:

  • автоматизированную систему управления наземным городским пассажирским транспортом;

  • интегрированную систему электронных платежей;

  • систему управления движением грузового транспорта;

  • автоматизированную систему управления дорожным движением с подсистемой управления светофорной сигнализацией в реальном режиме времени и подсистемой приоритетного пропуска общественного транспорта;

  • систему управления парковочным пространством города.

В Программе развития транспортного комплекса Московского региона предусмотрен ряд организационных и нормативно-правовых мероприятий.

К приоритетным задачам совершенствования транспортного законодательства на федеральном уровне относятся:

  1. разработка и принятие федерального закона «О метрополитенах и других видах скоростного внеуличного транспорта»;

  2. внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих современные нормативы транспортной обеспеченности городов (в частности, количество мест стоянок автотранспортных средств в зависимости от объемов жилищного строительства);

  3. обновление строительных норм и правил на проектирование объектов транспортной инфраструктуры в городах. Действующий СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не в полной мере учитывает современные направления развития магистральной дорожной сети, рост уровня автомобилизации населения, не отражает специфических требований к проектированию скоростных дорог и магистралей непрерывного движения в городах, сложных многоуровневых транспортных узлов;

  4. внесение изменений в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» в части ужесточения штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги и нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств;

  5. внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, определяющих возможность взимания сборов за парковку транспортных средств в городах и отнесение их к региональным или местным сборам;

  6. внесение изменений в Правила дорожного движения в части возможности выделения полос приоритетного движения маршрутного транспорта, а также условий использования выделенных полос.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований к приоритетным задачам совершенствования транспортного законодательства относятся:

  1. Принятие законодательного акта, определяющего стандарты транспортного обслуживания населения в городах. Стандарты транспортного обслуживания должны отражать обязательные требования к показателям доступности, объема и качества транспортных услуг. Установление подобных гарантий будет выступать своеобразной публично-правовой обязанностью городских властей перед населением города.

  2. Для достижения стандартов транспортного обслуживания необходимо разработать нормативы затрат на содержание и ремонт объектов городского транспорта, улиц, дорог и искусственных сооружений, которые должны лечь в основу системы бюджетного планирования.

  3. Необходима разработка территориальных норм проектирования для крупнейших городов, которые должны регламентировать проектирование, строительство и реконструкцию объектов и транспортных сооружений в границах исторически сложившихся и периферийных районов. Установленные нормы должны разрабатываться с учетом сложившейся транспортной нагрузки и перспективных изменений в структуре и объемах движения, связанных с развитием городов.

  4. Принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок деятельности платных парковок на территории населенных пунктов.

  5. Принятие нормативного правового акта, устанавливающего, что жилые и общественные здания на территории городов могут приниматься в эксплуатацию только при условии обеспечения их подключения к системе общественного транспорта, дорожной сети и парковочному пространству.

Общий объем необходимых расходов на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона на период 2010-2015 годы составляет 4900,8 млрд. руб. в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:

  • средств федерального бюджета – 2324,4 млрд. рублей;

  • средств бюджетов субъектов РФ – 1212,2 млрд. рублей, в том числе:

    • бюджета г. Москвы – 1070,7 млрд. рублей,

    • бюджета Московской области – 141,5 млрд. рублей.

  • внебюджетных инвестиций – 1364,2 млрд. рублей.

В составе федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», одобренной Правительством Российской Федерации, предусмотрено финансирование развития Московского транспортного узла за счет средств федерального бюджета в объеме 979 млрд. руб., что составляет 42% от потребности. За счет этих средств решаются задачи развития аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительства автомобильных дорог федерального и регионального значения. В частности, предусмотрено софинансирование объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения Московской области и объектов улично-дорожной сети г. Москвы за счет средств федерального бюджета в объеме 209,2 млрд. руб.

Однако в составе федеральной целевой программы не предусмотрено финансирование ряда объектов развития дорожной сети и метрополитена г. Москвы, без которых невозможно обеспечить решение транспортных проблем Московского региона.

При общем дефиците бюджетного финансирования в объеме 2417,4 млрд. руб. и возможностью дополнительного финансирования из бюджетов г.Москвы и Московской области в объеме 985,4 млрд. руб. и 40,1 млрд. руб., соответственно, общая потребность в дополнительном финансировании «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)» за счет средств федерального бюджета составляет 1345,3 млрд. руб., в том числе:

  • на развитие сети автомобильных дорог федерального значения – 248,5 млрд. руб.;

  • на развитие сети автомобильных дорог регионального значения – 91,1 млрд. руб.;

  • на развитие улично-дорожной сети г. Москвы – 675,2 млрд. руб.;

  • на развитие метрополитена г. Москвы – 318 млрд. руб.;

  • на внедрение Интеллектуальной транспортной системы Московского региона – 12,5 млрд. руб.

Данный вопрос был рассмотрен на совещании в Минэкономразвития России с участием представителей Минтранса России, Минрегиона России и Минфина России.

Для обеспечения решения проблем развития московского транспортного узла Минтранс России предлагает предусмотреть дополнительное выделение средств из федерального бюджета в размере 1345,3 млрд. руб. на реализацию мероприятий «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)».

Оценка экономических последствий от реализации «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010-2015 годы)» показала, суммарный эффект от реализации программных мероприятий оценивается величиной 7,2 трлн. руб.

Реализация мероприятий Программы окажет существенное положительное влияние на темпы роста экономики Московского региона. Проведенный анализ показал, что в результате инвестирования в развитие транспортного комплекса прирост валового регионального продукта Московского региона по сравнению с прогнозируемым значением может составить 16,6 процентных пунктов, прирост товарооборота – 17 процентных пунктов, прирост объема инвестиций в основной капитал – 15,9 процентных пунктов за 20-летний период.

Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для развития территорий и появления новых видов деятельности и экономических агентов, обеспечивающих дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Значительное положительное влияние мероприятий Программы на темпы роста экономики Московского региона, а также высокие показатели общественной эффективности обосновывают целесообразность ее утверждения и оказания ей государственной поддержки.

Все новости