Изображения

Обычная версия

26 февраля 2004 года состоялось заседание Совета Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу "Об итогах социально-экономического развития гражданской авиации в 2003 году и задачах на 2004 год"

01 мартa 2004, 21:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Об итогах социально-экономического развития гражданской авиации 
за 2003 год и задачах на 2004 год

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В.Нерадько об итогах социально-экономического развития гражданской авиации за 2003 год и задачах на 2004 год, Совет государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (далее ГСГА) отмечает, что практическая деятельность гражданской авиации в 2003 году проводилась в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, повышения конкурентоспособности организаций гражданской авиации, совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности гражданской авиации в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, Концепцией развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, а также федеральной целевой программой (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России».

В рамках реализации программных документов в 2003 году ГСГА тесно взаимодействовала с администрациями субъектов Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по развитию авиационной инфраструктуры гражданской авиации в регионах.

В результате принятых мер в 2003 году обеспечен дальнейший рост основных показателей деятельности гражданской авиации, который был начат в 2001 году. Пассажирооборот увеличился на 9,9 %, тоннокилометраж на 6,8% относительно уровня 2002 года. Авиапредприятиями России перевезено 29,5 млн. пассажиров.

Имеются предпосылки к развитию перевозок местного и регионального значения. За 2003 год объем региональных перевозок превысил 1 млрд. пассажиро-километров, перевезено более 1,5 млн. пассажиров, темп роста составил 7%.

Улучшились финансовые показатели работы отрасли. В целом гражданская авиация получила в 2003 году около 10 млрд. рублей прибыли. Доходы отрасли за год выросли на 11,8% и составили около 160 млрд. рублей.

В среднем по отрасли среднемесячная заработная плата на одного работника возросла по сравнению с 2002 годом в 1,26 раза и составила 10576 рублей.

Отмечается улучшение финансирования гражданской авиации из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований на нужды отрасли в 2003 году составил 2658,9 млн. рублей, что в 1,16 раза больше 2002 года.

В гражданской авиации проводится работа по совершенствованию процедур государственного контроля за обеспечением безопасности полетов, сертификации и лицензирования.

В области регулирования деятельности эксплуатантов гражданской авиации в 2003 году введены новые Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», ужесточившие сертификационные требования в части обеспечения безопасности полетов, финансовой состоятельности и совершенствования производственной базы.

Из-за несоответствия сертификационным требованиям в течение 2003 года произошло сокращение количества эксплуатантов с 235 до 215. Из этого числа только 23 авиакомпании выполняют 85% объема перевозок пассажиров, груза, почты и соответствуют общепринятому в мире определению «авиакомпания».

Для совершенствования летной деятельности разработан, согласован с Минобороны России, Межгосударственным авиационным комитетом и направлен на согласование в Минюст России проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ст. 21, 36, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации», касающийся деятельности авиации общего назначения. Завершается согласование проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Положение о свидетельствах авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации». Разработано и представлено на утверждение Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов Российской Федерации. В завершающей стадии разработки находятся федеральные авиационные правила «Производство полетов в гражданской авиации Российской Федерации» и «Общие правила выполнения авиационных работ».

В 2003 г. с целью обеспечения контроля и надзора за деятельностью авиакомпаний обеспечено финансирование дополнительной численности государственных инспекторов по безопасности полетов и авиационной безопасности в аэропортах («полевых» инспекций). В настоящее время укомплектованность штатов "полевых" инспекторов составляет 384 единицы.

Начато финансирование расследований авиационных происшествий и инциндентов с гражданскими воздушными судами за счёт средств федерального бюджета, что позволило увеличить объем специальных исследований на базе научно-исследовательских организаций более чем в 2 раза и, тем самым, повысить эффективность разрабатываемых мероприятий по повышению надежности авиационной техники и совершенствованию профессиональной подготовки летного состава,

ГСГА Минтранса России совместно с Российской транспортной инспекцией и правоохранительными органами осуществляется пресечение деятельности субъектов, занимающихся незаконной деятельностью в области гражданской авиации.

Комплекс принятых мер позволил сократить аварийность в гражданской авиации по числу авиационных происшествий с 21 в 2002 г. до 9 в 2003 году, по числу погибших в результате катастроф с 131 до 29 человек.

Проводимая работа по совершенствованию защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, усиление превентивных мер безопасности совместно с ФСБ и МВД России позволила обеспечить в 2003 году соответствующий уровень защиты деятельности гражданской авиации от проявлений терроризма.

Службами авиационной безопасности России, действующими в 431 аэропорту и в 215 авиакомпаниях и насчитывающими более 12 тыс. подготовленных сотрудников, в 2003 году пресечено около 60 тыс. попыток проноса на борт воздушных судов опасных предметов. Изъято 14 тыс. единиц оружия всех видов, более 30 тыс., единиц боеприпасов, более 38 тыс. колюще-режущих предметов, 206 кг взрывчатых веществ, около 25 тыс. комплектов пиротехнических средств, более 11 тонн легковоспламеняющихся, ядовитых и других опасных веществ, запрещенных к перевозке в салонах пассажирских воздушных судов.

В 2003 году за счет государственных субсидий, выделенных в размере 139 млн. руб., закуплено оборудование досмотра для 14 аэропортов, из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели выделено 501 тыс. руб., из собственных средств авиапредприятий - 32,6 млн. руб.

В настоящее время уже почти 90 % территории России обеспечивается силами и средствами СПАСОП ГА. При этом на 89 аэродромах гражданской авиации организовано дежурство поисково-спасательных воздушных судов 68 авиакомпаний.

В области развития гражданской авиационной техники в 2003 году была продолжена работа по организации доработки воздушных судов (ВС) в соответствии с утвержденной Минтрансом России, МАК, Росавиакосмосом и Минпромнауки Комплексной программой работ на период 2002-2010 годы по проблеме снижения шума, эмиссии и повышения точности навигации отечественных самолётов и вертолётов в обеспечении требований норм ИКАО и ЕС. Произведено оборудование бортовой аппаратурой предупреждения столкновения в воздухе всех воздушных судов, эксплуатируемых за рубежом. В 2002 и 2003 годах системами TCAS, ACAS, BRNAV, RVSM оборудованы и допущены к эксплуатации около 560 ВС, звукопоглощающими конструкциями под главу 3 ИКАО оснащено 209 ВС.

В 2003 году авиакомпаниями России приобретено 19 новых воздушных судов, в 2002 году - 12 воздушных судов отечественного производства.

Осуществлены меры по стимулированию авиакомпаний для обновления парка воздушных судов. В 2003 году из госбюджета выплачено 113,8 млн. руб. компенсации части затрат по лизинговым платежам и части процентной ставки по кредитам для приобретенных воздушных судов российского производства.

В 2003 году продолжалась работа по развитию наземной инфраструктуры аэропортов. В рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на развитие наземной базы предприятий гражданской авиации согласно программе «Модернизация транспортной системы России» по предварительным данным направлено капитальных вложений в сумме 3914 млн. рублей, в том числе привлечено 1977 млн. рублей собственных средств предприятий. На поддержание в эксплуатационном состоянии и обустройство аэродромов направлено 1587 млн. рублей бюджетных средств.

В 2003 г. после реконструкции были введены в действие 7 взлетно-посадочных полос (Архангельск, Богородское, Пермь, Пулково, Нижнекамск, Томск, Якутск), аэровокзальный комплекс в Пулково, построен аэровокзальный комплекс в Казаченском (Иркутская область) с пропускной способностью 50 пассажиров в час. Осуществлена замена систем светосигнального оборудования с огнями малой интенсивности в 13 аэропортах, с огнями высокой интенсивности - в 4 аэропортах.

В целом функционирование гражданской части ЕС ОрВД осуществлялось устойчиво. Уровень безопасности полетов в системе ОВД соответствует мировым стандартам.

В 2003 году в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" продолжалось реформирование системы предприятий ФГУП "Госкорпорация по ОВД".

Проведена опытная эксплуатация и направлен в Правительство доклад об использовании сокращенных минимумов вертикального эшелонирования в Калининградском районе УВД. Организована работа по выполнению межведомственного плана подготовки к внедрению сокращенных интервалов в воздушном пространстве России,

Достигнуты договоренности о подписании контрактных документов на предоставление Корпорацией "Сумитомо" кредитных средств для реализации проекта модернизации системы ОВД Дальневосточного региона России.

Введена в эксплуатацию АРАС УВД "Альфа" в аэропорту города Уфа (ГУДП "Башаэронавигация"). Проводилась работа по установке новых и замене выработавших ресурс средств наземного УВД в аэропортах городов: Уфа, Саратов, Сыктывкар, Пенза. Волгоград, Элиста, Благовещенск, Оренбург, Махачкала, Волгоград и др.

В области международной деятельности гражданской авиации в результате проделанной работы увеличилось количество договорных маршрутов, расширилась география и частота полетов российских авиаперевозчиков, открыт доступ на перспективный рынок авиаперевозок.

Общая численность работников гражданской авиации по состоянию на 01.01.2004 год составляет 223 тыс. человек (99,4% к 2002 г.). В целом около 70% работников гражданской авиации являются квалифицированными специалистами.

В 2003 году по всем организациям гражданской авиации были поощрены наградами: государственными - 140 чел; ведомственными - 431 чел; отраслевыми - около 10 тысяч чел. Кроме того, ежегодно более тысячи лиц летного состава награждаются сменными планками «За безаварийный налет часов».

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден расширенный Список должностей членов летных экипажей ВС гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей ВС гражданской авиации».

В 2003 году учебные заведения ГА выпустили 2385 авиационных специалистов, в том числе -819с высшим и 1566 - со средним специальным образованием. Прием осуществляется по 32 специальностям (из них по 15-ти — в ВУЗах). По сравнению с 2002 годом набор увеличился на 196 человек, в основном в высших учебных заведениях ГА.

Большое внимание в 2003 году уделялось совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности гражданской авиации. Результатом этого стало введение в действие семи федеральных авиационных правил: «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту АОН, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуа-тантов АОН», «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», «Сертификация наземной авиационной техники», «Положение о допуске к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

Разработан, согласован со всеми общероссийскими профсоюзами гражданской авиации и утвержден Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях гражданской авиации.

Наряду с указанными позитивными результатами следует отметить следующие недостатки.

В целом по отрасли вся прибыль в 2003 году была получена за счет деятельности не более 10 % организаций гражданской авиации. Большинство предприятий и организаций Западной и Восточной Сибири, Красноярского края, Поволжья, Коми, Камчатки и Центральных районов закончили год с убытками.

Неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов сложилось в авиапредприятиях, подконтрольных Камчатскому МТУ ВТ Минтранса России и Южном ОМТУ Минтранса России (по 1 катастрофе), ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России и Саха (Якутском) ТУ ВТ Минтранса России (по 2 аварии), Красноярском МТУ ВТ Минтранса России и Северо-Восточном МТУ ВТ Минтранса России (по 1 аварии).

Ряд проблем организационного характера затрудняет работу инспекторских органов гражданской авиации. Основная проблема, препятствующая завершению создания и функционированию в соответствии с международными стандартами института «полевых» инспекций, связана с финансовыми вопросами (низкая оплата труда, социальные вопросы, форменная и спецодежда). Это затрудняет привлечение на работу наиболее подготовленных авиационных специалистов. Более того, по указанным причинам в последнее время происходит отток уже набранных на работу специалистов (Приобское МТУ ВТ, Дальневосточное ОМТУ ВТ, Западно-Сибирское ОМТУ ВТ Минтранса России).

Аналогичным образом обстоят дела и с привлечением на работу высококвалифицированных летных специалистов как в аппарат ГСГА, так и в территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России.

Остаются отдельные не решенные проблемы в обеспечении авиационной безопасности.

В 2003 году проведено 35 инспекционных проверок эксплуатантов, которые выявили значительное количество несоответствий основным нормам международных и национальных стандартов. Эксплуатанты не обеспечивали выполнение требований в части организационной структуры, методики управления и контроля за производством полетов, программы подготовки авиационного персонала и системы технического обслуживания ВС. В результате приостановлено 18 и аннулировано 24 сертификата эксплуатантов.

Проблема обновления парка стоит перед гражданской авиацией очень остро. По истечении установленных ресурсов и календарных сроков службы продолжается списание воздушных судов. В 2003 году было списано 95 ВС. При сохранении роста объемов перевозок спрос на них превысит располагаемые провозные емкости парка ВС в 2005 году.

Учитывая рост объемов авиаперевозок, структуру и состояние эксплуатируемого парка ВС, требуется существенная доработка механизма формирования заказов на поставку новых отечественных воздушных судов, базирующегося на реальных экономически обоснованных прогнозах потребности, а также обеспечение комплексного подхода при разработке во взаимодействии с Росавиакосмосом программных документов, связанных с модернизацией существующего парка, созданием воздушных судов нового поколения, созданием системы послепродажного обеспечения поддержания летной годности и повышением ответственности поставщика за качество и эффективность эксплуатации поставляемой авиационной техники.

Особую озабоченность вызывают проблемы с надежностью комплектующих изделий, несбалансированная ценовая политика промышленности при их поставках, что стимулирует эксплуатантов к использованию комплектующих изделий с истекшими ресурсами и сроками службы.

Среди проблем, нерешенных в 2003 году, следует отметить существующую недостаточность воздушных судов, соответствующих введенным на территории стран Евросоюза, Японии, США требованиям в отношении авиационного шума, что приводит к вытеснению российских авиакомпаний с авиарынков перечисленных стран, утрате конкурентных позиций и экономическим потерям. Переговорным путем удалось получить в ограниченном ряде случаев временную отсрочку, что не решает проблемы в целом. Необходимо скорейшее введение в эксплуатацию новой отечественной авиатехники.

Значительное количество аэродромов государственной и экспериментальной авиации, имеющих статус совместного базирования и совместного использования с гражданской авиацией, не в полной мере соответствуют требованиям норм и правил гражданской авиации, аэропортовая деятельность осуществляется на них с нарушением действующих нормативных документов.

Своевременно не принимается должных мер по концентрации финансовых ресурсов на пусковых объектах, что привело к длительным срокам строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос и других важнейших сооружений в аэропортах.

Недостаточными темпами осуществляется оснащение аэропортов федерального значения современным аэронавигационным и светосигнальным оборудованием.

Требуют повышенного внимания со стороны региональных органов воздушного транспорта Минтранса России вопросы управления государственным имуществом гражданской авиации. Недостаточен уровень взаимодействия с субъектами Российской Федерации по обновлению и развитию инфраструктуры гражданской авиации в регионах.

В отдельных авиапредприятиях не уделяется должного внимания методическому обеспечению подготовки летных экипажей. Не отработан механизм стимулирования консолидации средств авиационных предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности для создания тренажерных центров с современными комплексными тренажерами.

Не завершена совместно с разработчиками и изготовителями авиационной техники сверка эксплуатационной документации согласно рекомендациям ИКАО.

Требуется принятие срочных опережающих мер в области подготовки авиационного персонала с учетом роста объемов перевозок и интенсивности полетов.

Обеспечение устойчивой деятельности гражданской авиации в 2004 году требует принятия дополнительных мер по совершенствованию системы государственного регулирования гражданской авиации России, повышению эффективности работы ГСГА и территориальных органов ВТ Минтранса России.

Совет государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации постановляет:

1. Руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов государственной службы гражданской авиации Минтранса России, начальникам территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации сосредоточить в 2004 году усилия на решении следующих основных задач:

реализация Основ политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 03 февраля 2001 года, Концепции развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 07 декабря 2000 г., и Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 №144;

реализация подпрограммы «Единая система организации воздушного движения», программы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;

выполнение заданий Федеральной адресной инвестиционной программы на 2004 год в части реконструкции и строительства объектов гражданской авиации;

повышение конкурентоспособности российских авиакомпаний путем создания условий их укрупнения и формирования альянсов;

развитие тенденций увеличения объемов перевозок и работ гражданской авиации на основе рационального сочетания методов государственного регулирования и создания условий для развития предпринимательской деятельности при обеспечении высокого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности;

создание условий для обновления парка воздушных судов авиакомпаний России за счет поступления новой авиационной техники отечественного производства;

совершенствование аэропортовой деятельности и управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации;

принятие эффективных мер по защите российского рынка авиаперевозок от экспансии иностранных авиакомпаний;

поддержка и развитие научно-технического потенциала гражданской авиации;

укрепление кадрового состава гражданской авиации, его исполнительской и технологической дисциплины, развитие института государственных инспекторов.

В целях реализации указанных задач утвердить план мероприятий государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации на 2004 год (приложение).

Контроль за выполнением постановления Совета государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации возложить на члена Совета - заместителя Министра транспорта Российской Федерации К.К.Руппеля, руководителей департаментов, начальников управлений ГСГА Минтранса России - по направлениям деятельности»

Председатель Совета,
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации 
А.В. Нерадько

Все новости