Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин в Бишкеке принял участие в 10 заседании Совета по транспортной политике при интеграционном комитете ЕврАзЭС

26 апреля 2006, 20:00

27 апреля 2006 года заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин в Бишкеке принял участие в 10 заседании Совета по транспортной политике при интеграционном комитете ЕврАзЭС.

Участники заседания утвердили План работы Комиссии по транспортным тарифам при Совете по транспортной политике на 2006-2007 годы, а также План работы Рабочей группы по согласованию политики по развитию транспортных коридоров при Совете по транспортной политике на 2006 – 2007 годы.

Был рассмотрен вопрос «О подготовке Информации о выработке предложений по оптимизации транспортной нагрузки в конечной цене перевозимых грузов между государствами-членами ЕврАзЭС и транзитом по их территориям». Александр Мишарин рассказал о существующей в России динамике транспортных издержек в цене основных номенклатур грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования. По его словам, снижение транспортных издержек в экономике в Российской Федерации является одной из основных задач государственной политики на железнодорожном транспорте.

Исходя из анализа динамики транспортной составляющей по укрупненным статистическим номенклатурам на основе анализа роста цен на продукцию определенных отраслей (по данным Росстата России) и изменения средневзвешенного тарифа за перевозку этих грузов на среднюю дальность транспортировки за определенный период в 2005 году транспортная составляющая составила следующие величины: нефть – 17,5%, нефтепродукты – 10,1%, уголь – 47,1%, удобрения – 11,5%, черные металлы – 3,9%, цветные металлы – 1,1%.

За период 2003 - 2005 годов транспортная составляющая существенно снизилась по всем перевозимым номенклатурами грузов, прежде всего, в межгосударственном сообщении. Так, на фоне увеличения тарифов на железнодорожные перевозки в пределах индекса инфляции цены на товарных рынках государств-членов ЕврАзЭС на продукцию металлургического комплекса выросли в среднем на 68,5%, в топливной промышленности - на 64,7%, нефтедобывающей – на 65,4%, в нефтепереработке – на 48,9%, в газовой промышленности – на 88,5%, в угледобывающей - на 51,4%.

«Такая тенденция сложилась со второй половины 2003 года и сохраняется по настоящее время», -- отметил Александр Мишарин.

Таким образом, снижение транспортной составляющей по основным видам перевозимых грузов составило в 2005 году по отношению к 2004 году при перевозках угля – 16,6%, нефти – 8,8%, нефтепродуктов -3,3%, черных металлов – 1,9%, удобрений – 1,8%.

По мнению Мишарина, существенное, но не решающее значение для решения задачи снижения транспортной нагрузки в экономике стран – членов ЕврАзЭС имеет государственное регулирование тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Данная задача должна решаться по трем основным направлениям:

1. В отношении тарифов на перевозки грузов транзитом по территории государств-членов ЕврАзЭС.

Тарифы на перевозки грузов в транзитном сообщении по территории государств – членов ЕврАзЭС устанавливаются в рамках Тарифного соглашения государств-участников СНГ от 17 февраля 1993 г., участниками которого являются все страны ЕврАзЭС.

В этой связи было рекомендовано предложения об установлении тарифов в транзитном сообщении направлять в Министерство транспорта Российской Федерации и железнодорожные администрации государств – участников Тарифного соглашения от 17 февраля 1993 г. с целью учета данных предложений при формировании Тарифной политики на 2007 и последующие фрахтовые годы.

2. В отношении тарифов на перевозки грузов между странами – членами ЕврАзЭС.

Со стороны Российской Федерации принимаются исчерпывающие меры по гармонизации тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщениях.

С 1 августа 2001 года были выровнены тарифы на внутренние и международные перевозки, осуществляемые через российские морские порты. С принятием «нового» Прейскуранта 10-01 в августе 2003 года унифицирована нормативная правовая база по установлению тарифов на внутригосударственные, экспортно-импортные перевозки через порты и экспортно-импортные перевозки через пограничные передаточные станции Российской Федерации, но при этом в Прейскуранте №10-01 сохранено применение различных тарифных схем и различных по уровню тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, экспортно-импортные перевозки через российские порты (раздел 2) и экспортно-импортные перевозки грузов через пограничные передаточные станции Российской Федерации (раздел 3).

В результате тарифы раздела 3 Прейскуранта №10-01 на перевозки грузов в международном сообщении в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации значительно выше (до 4 раз на момент введения «нового» Прейскуранта №10-01), чем тарифы раздела 2 на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты.

Сложившееся указанное соотношение тарифов на перевозки грузов в направлении российских портов и пограничных передаточных станций Российской Федерации приводит к перераспределению традиционных грузопотоков, следующих в направлении пограничных передаточных станций на российские порты и возникновению дисбаланса функционирования транспортной системы, в связи с чем, в соответствии с Положением об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 № 787, ФСТ России с 2005 года проводится работа по постепенному сокращению разрыва уровней тарифов на перевозки грузов в направлении российских портов и пограничных передаточных станций Российской Федерации, выражающаяся в проведении дифференцированной индексации тарифов на перевозки грузов в зависимости от вида сообщения.

Так, на 2005 год, Федеральная служба по тарифам, при среднем размере индексов в 8,5% и 4%, определенном для грузовых железнодорожных перевозок соответственно с 01.01.2005 и с 01.08.2005, проиндексировала тарифы во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты на 12,5% и 5,4% (общий размер индексации составил 18,6%), при сохранении на уровне 2004 года тарифов в международном сообщении в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации. На 2006 год, при среднем размере индекса в 7,5%, во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты тарифы проиндексированы на 12,8%, в международном сообщении в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации – также сохранен уровень тарифов 2004 года.

В результате, разница в уровне доходной ставки по перевозкам, тарифицируемым по ставкам разделов 2 и 3 Прейскуранта № 10-01, поэтапно сокращается. Динамика изменения данного показателя имеет следующие характеристики: 1,73 – по итогам 2003 года, 1,59 – по итогам 2004 года, 1,43 – по итогам 2005 года и, с учетом принимаемого решения, в 2006 году может составить около 1,3.

Разница в уровне доходной ставки по перевозкам в международном сообщении через пограничные передаточные станции относительно перевозок через российские порты за аналогичные период выглядит следующим образом: по итогам 2003 года -1,97, по итогам 2004 года - 1,87 (в том числе по экспортным перевозкам 1,893), по итогам 2005 года 1,76 (в том числе по экспортным перевозкам 1,806).

При этом, необходимо отметить, что по ряду номенклатур грузов на определенных поясах дальности тарифа третьего и второго раздела имеют минимальную разницу в абсолютных величинах.

Аналогичные меры предполагается осуществить в 2007-2008 гг. Так, при планируемой индексации тарифов на железнодорожные перевозки, определенной в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в 2007 году в среднем - 7,5%, в 2008 году – 5,5%, тарифы на перевозки грузов во внутрироссийском сообщении и международном сообщении через российские порты (раздел 2 Прейскуранта №10-01) будут проиндексированы соответственно на 10,4%; и 8,8% при сохранении уровня тарифов на перевозки грузов через пограничные передаточные станции (раздел 3 Прейскуранта №10-01) на уровне 2004 года.

При таком уровне индексации тарифов в 2008 году все-таки сохранится разрыв между уровнем тарифных ставок разделов 3 и 2 Прейскуранта №10-01 в 1,125 раза и для окончательного выравнивания тарифов в 2009 году при переходе на единый порядок расчетов тарифов по второму разделу Прейскуранта 10-01 потребуется единовременная дополнительная индексация в размере 4,7%. После чего, раздел 3 – упраздняется.

3. В отношении установления исключительных (пониженных) тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

К настоящему времени утверждены «Общие принципы формирования и применения железнодорожных грузовых тарифов на перевозки грузов между государствами-участниками Соглашения между республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года» и «Порядок установления сквозных тарифных ставок на перевозки грузов по железным дорогам государств – участников Евразийского экономического сообщества».

На девятнадцатом заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 18 июня 2004 г. было принято решение (№ 170) о необходимости сближения государственной политики в области гармонизации нормативных правовых актов на железнодорожные перевозки и принятию мер по расширению номенклатуры грузов, перевозимых железнодорожным транспортом между государствами – членами ЕврАзЭС по сквозным тарифным ставкам.

Российской стороной проводится определенная работа в рамках деятельности Комиссии по транспортным тарифам при Совете по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

Проведен анализ сквозных тарифных ставок, действующих в отношении перевозок грузов железнодорожным транспортом между государствами – членами ЕврАзЭС.

По исключительным тарифным условиям транспортируется в ЕврАзЭС 29% от общих объемов перевозок.

По сниженным тарифам перевозятся такие грузы как уголь, нефть и нефтепродукты, сера, черные металлы, ферросплавы.

Средневзвешенный процент снижения тарифов в отношении перевозок грузов к полному уровню тарифов составляет 51,7%. Общий объем снижения тарифов от установленного уровня составляет 4,7 млрд. руб. в год.

Помимо вышеописанных условий действуют понижающие коэффициенты к Тарифной политике в отношении перевозок грузов, следующих транзитом по территории Российской Федерации.

Размер понижающих коэффициентов составляет от 0,35 до 0,97, с применением данных коэффициентов осуществляются перевозки большинства номенклатурных позиций грузов.

Таким образом, российская сторона предпринимает все необходимые действия для установления тарифных условий перевозок, максимально благоприятствующих развитию товарооборота между нашими странами.

По результатам рассмотрения данного вопроса на заседании Совета по транспортной политике было принято решение об отсутствии какого-либо ограничения номенклатуры грузов, перевозимых с применением сквозных тарифных ставок и о возможности рассмотрения любых предложений железнодорожных администраций государств – участников ЕврАзЭС на установление исключительных (пониженных) тарифов или понижающих коэффициентов к действующим тарифам на всем протяжении маршрута перевозки грузов при использовании дифференцированного подхода к рассмотрению данных предложений с учетом величины транспортной составляющей в конечной цене перевозимых грузов.

Внесены соответствующие поправки в «Порядок установления сквозных тарифных ставок на перевозки грузов по железным дорогам государств – участников Евразийского экономического сообщества» в части определения регламента установления сквозных тарифных ставок и понижающих коэффициентов на перевозки грузов по железным дорогам государств – членов ЕврАзЭС, в соответствии которым любая железнодорожная администрация (в рамках ЕврАзЭС) может выйти с инициативой об установлении исключительных (пониженных) тарифов и сквозных тарифных ставок на перевозки грузов по различным направлениям.

В ближайшее время данные изменения будут рассмотрены на очередном заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и вынесены на утверждение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.

Пресс-служба Минтарнса России

Все новости