Изображения

Обычная версия

В Сочи Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в панельной дискуссии «Транспорт России – доступность и привлекательность»

23 май 2008, 20:00

24 мая 2008г. в Сочи Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в панельной дискуссии «Транспорт России – доступность и привлекательность», прошедшей в рамках 2 международного транспортного форума «Транспорт России»


В своем выступлении Игорь Левитин отметил, что развитие транспортной системы Российской Федерации в период с 2010 по 2015 годы будет осуществляться в полном соответствии с основным стратегическим документом транспортной отрасли - Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года.

«Сегодня мы завершаем формирование Транспортной стратегии Российской Федерации с горизонтом планирования до 2030 года, -- сказал Игорь Левитин. -- В этом документе впервые нашел отражение важнейший принцип поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса».

Министр напомнил, что до недавнего времени транспортная политика государства реализовывалась исключительно на основе отраслевых подходов, что неизбежно привело к созданию дисбаланса в развитии отдельных подотраслей и неравномерности развития субъектов Российской Федерации.

На первом этапе реализации Транспортной стратегии основной задачей было не допустить в условиях недостаточного финансирования существенного ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации, а также обеспечить потребности экономики в транспортных услугах в этот период, создать предпосылки для развития. Основным инструментом выполнения задач Стратегии развития является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы на период 2002-2010 годы».

«Ее реализация позволила остановить спад пассажирооборота, обеспечить рост транспортной подвижности населения, достичь ожидаемого роста прогнозного совокупного грузооборота по всем видам транспорта на 40 процентов», -- подчеркнул Игорь Левитин.

Он отметил, что грузооборот в российских портах в 2007 году превысил максимальный уровень времен Советского Союза. Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40 процентов, против 18 процентов в 2002 году. Был реализован ряд важнейших инфраструктурных проектов.

В этот период были завершены все долгострои отрасли и создана современная нормативно-правовая база. Особенно прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики стал 2007 год. Принято более десяти федеральных законов, среди которых «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и другие, что, безусловно, послужит базой для дальнейшего развития отрасли.

Тем не менее, ряд системных задач, прежде всего, по причине недостаточного финансирования, не мог быть решен в этих условиях. К таким задачам министр отнёс:

1.Региональную неравномерность развития транспортной инфраструктуры;

2.Инфраструктурные ограничения роста;

3.Нарастающий износ основных фондов.

4.Низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. Сорок тысяч населенных пунктов, где проживает более трех миллионов человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. Пять субъектов Российской Федерации не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются двадцать три крупные разведанные месторождения полезных ископаемых. В 14-ти регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, происходит сокращение аэродромной сети. С 1992 года количество аэропортов сократилось почти на тысячу единиц с тысячи трехсот двух (1302) до трехсот тридцати (330). Министр отметил, что за период реализации программы - с 2002 по 2007 год сеть аэропортов сократилась только на 100 единиц с 451 до 351.

Следующей нерешенной задачей министр назвал наличие существенных инфраструктурных ограничений.

«Лимитирующие участки существуют на 30 процентов протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий, -- сказал Игорь Левитин. -- При сохранении существующих темпов развития железнодорожной инфраструктуры протяженность лимитирующих участков к 2075 году может возрасти до 50 процентов».

На внутренних водных путях протяженность лимитирующих участков Единой глубоководной системы Европейской части России составляет 75 процентов. Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29 процентов протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3 процента от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.

Следующей нерешенной задачей является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55-ти до 70-ти процентов. Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств представлена устаревшими моделями с низкими техническо-экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность наших перевозчиков. На начало 2008 года 148 мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах находились в предаварийном состоянии. Более 60 процентов протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям. 17,7 процентов судоходных гидротехнических сооружений находятся в аварийном и предаварийном состоянии. Неравномерная загрузка морских портов по бассейнам может привести к тому, что прогнозируемый рост объема экспортных и импортных грузов повлечет нехватку производственных мощностей в отдельных портах.

Другая нерешенная задача - низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.

«Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства», -- заявил министр.

В период с 2010 по 2015 год достижение целей,
определенных Транспортной стратегией предполагается осуществить за счет реализации комплекса мероприятий. Например, достижение цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение следующих ключевых задач:

  • увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, формированию направлений с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось, строительству железнодорожных линий в районах нового освоения территорий;

  • увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям;

  •  устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной
    системы европейской части России;

  • обеспечение развития сети внутрироссийских узловых аэропортов.

«Важным вопросом развития воздушного транспорта является субсидирование социально значимых авиаперевозок, -- сказал Игорь Левитин. -- Государственная поддержка социально значимых авиаперевозок должна осуществляться как за счет поддержки развития аэропортов, так и авиакомпаний. Аналогичные меры должны быть приняты в отношении пассажирских железнодорожных перевозок в направлениях на Дальний Восток и обратно».

Достижение цели по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривает решение задач по развитию международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновлению парка транспортных средств. В рамках этой задачи Минтранс России предлагает сконцентрировать финансовые и организационные усилия на развитии существующих транспортных коридоров и создании альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров. Достижение этой цели также предусматривает развитие и повышение конкурентоспособности отечественных морских портов. Крупнейшими морскими портами, обеспечивающими основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, станут Мурманск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Восточный, Ванино.

Развитие речных портов, расположенных на основных направлениях международных транспортных коридоров (Ростовскийуниверсальный порт, Азов, Оля, Благовещенск), позволит повысить конкурентоспособность и транзитный потенциал российских внутренних водных путей.

Развитие воздушных перевозок будет связано с созданием сети узловых распределительных центров, формируемых на базе Московского авиационного узла, а также аэропортов в Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Хабаровске.

Получат дальнейшее развитие объекты наземной инфраструктуры гражданской авиации, будут сформированы мультимодальные транспортно-логистические центры и система стыковки региональных рейсов с рейсами, определяющими основные пассажиропотоки.

«Комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах и транспортно-логистических центров обеспечит решение задачи по сбалансированному развитию транспортно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров», -- подчеркнул министр.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости