Изображения

Обычная версия

Справка по внедрению автоматизированных систем управления и информирования населения на наземном пассажирском транспорте в г. Москве.

25 февраля 2005, 21:00

Справка
по внедрению автоматизированных систем управления
и информирования населения на наземном пассажирском
транспорте в г. Москве

С середины 70-х годов ХХ века во многих городах России были начаты работы по внедрению автоматизированных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, основанных на компьютерной обработке автоматически получаемых отметок о прохождении автобусами контрольных пунктов. С помощью таких систем осуществляется контроль выполнения водителями расписаний и графиков движения, выработка необходимых управляющих воздействий, расчет ряда показателей планирования и учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий (пробеги, рабочее время, зарплата и др.). Системы АСДУ-А и НЭЖАН были внедрены примерно в 50 крупных и средних городах.

С 1995 года на пассажирском транспорте началось создание автоматизированных диспетчерских систем нового поколения. Эти системы основаны на применении средств глобальной спутниковой навигации и средств радиосвязи. Министерство транспорта РФ осуществляет методическое руководство созданием радионавигационных систем управления транспортом в рамках утвержденной Правительством России федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ФЦП ГЛОНАСС). К началу 2005 года выполнена разработка комплекса нормативно-технической документации, необходимой для разработки и внедрения навигационных систем на наземном транспорте, внедрены новые диспетчерские системы АСУ «Навигация» на пассажирских комплексах 18 городов России, в том числе: Архангельск, Кемерово, Ярославль, Сургут и др.

В Москве в ГУП «Мосгортранс» внедрение радионавигационной системы диспетчерского управления на наземном пассажирском транспорте ведется с 2003 года. К настоящему времени АСУ «Навигация» внедрена на маршрутах 12-го и 15-го автобусных парков. Всего оснащено специализированными радиостанциями «Гранит Р24АЦ» со спутниковыми навигационными приемниками 445 автобусов. Ежедневно системой контролируется работа на линии 250 автобусов, выполняющих около 4,0 тысяч рейсов по 30 маршрутам Северо-Запада Москвы, при этом за сутки перевозится свыше 500,0 тысяч пассажиров.

Система разработана и внедрена научно-производственным предприятием «Транснавигация» под методическим руководством Минтранса РФ и с участием кафедры транспортной телематики МАДИ (ГТУ). Минтранс РФ осуществлял в 2004 году софинонсирование проекта в рамках мероприятий ФЦП ГЛОНАСС (в сумме 2025,0 млн.руб.) – по работам для создания общегородского уровня управления пассажирскими перевозками, где должны объединяться информация и технологии зональных диспетчерских центров в Москве.

В настоящее время идет реализация 2-го этапа внедрения АСУ-Навигация на наземном пассажирском транспорте Москвы, закуплено радионавигационное оборудование еще для 3-х парков: 05 автобусный и 01 троллейбусный парки, Краснопресненское трамвайное депо, строится базовый радиоцентр и помещение для диспетчерского центра. До конца года под контроль АСУ-Навигация должно быть поставлено всего около 1200 единиц транспорта ГУП «Мосгортранс». В феврале 2005 года под контроль системы впервые в Москве включены автобусы одного маршрута коммерческого перевозчика – компании «Транс-вей».

Внедрение АСУ-Навигация в крупных городах позволяет:

  • обеспечить полный, непрерывный контроль и прозрачность работы транспортного оператора, выполняющего городской заказ;

  • повысить эффективность и оперативность работы диспетчерских служб за счет автоматизации ручных процедур и использования современных телекоммуникационных технологий, в том числе и электронной карты города;

  • повысить рентабельность транспортного комплекса и эффективность использования подвижного состава за счет сокращения непроизводительных пробегов, сокращения времени простоя и увеличения машино-часов на линии, сокращения затрат на содержание диспетчеров конечных станций;

  • повысить точность и регулярность движения транспорта: сегодня фактическое выполнение плановых заданий в таких системах достигает уровня 98 процентов, нарушения линейной дисциплины водителями сокращаются на 30 - 35 процентов; в результате количество жалоб со стороны пассажиров на нерегулярность движения снижается на 35-40 процентов;

  • значительно расширить возможности информирования населения о фактическом прибытии транспорта: с помощью информационных табло, устанавливаемых на крупных остановочных узлах (в Москве - м. «Щукинская»), через мобильные сотовые телефоны (о фактическом прибытии транспорта на каждую остановку), в сети Интернет;

  • повысить безопасность пассажиров во время поездки (контролируя обстановку в салоне водитель имеет возможность передать срочную информацию диспетчеру о критических и криминальных ситуациях) и на остановках (с помощью видеокамеры, вмонтированной в остановочное информационное табло).

Важнейшими функциями АСУ-Навигация являются:

  • объективный независимый инструментальный учет работы пассажирского транспорта всех перевозчиков, независимо от их организационно-правоой формы и формы собственности;

  • оперативное регулирование при любых сбоях в работе транспорта; оперативное информирование руководителей транспорта и административных органов.

  • Система дает возможности эффективного управления транспортом в чрезвычайных и критических ситуациях, а также при проведении плановых массовых мероприятий (праздники и юбилейные данные), специальных мероприятий.

    Автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков на маршрутах наземного пассажирского транспорта.

    Автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП) предназначена для инструментального обследования пассажиропотоков на маршрутах городского наземного пассажирского транспорта и проведения объективного анализа в целях более точного планирования маршрутов и определения расписаний движения.

    Необходимость внедрения системы мониторинга пассажиропотоков в Москве вызвана отсутствием современных данных массовых обследований (последний раз проводилось в 1985 году) и возникшими изменениями направлений и времени поездок москвичей.

    В применяемой технологии АСМ-ПП с помощью датчиков, вмонтированных в дверные проемы, ведется полностью автоматический подсчет количества вошедших и вышедших пассажиров с привязкой к месту и времени по данным спутниковой навигации. По окончании смены накопленные в бортовом контроллере данные передаются по радиоканалу на рабочее место аналитика в парке и в Аналитический центр Службы движения ГУП «Мосгортранс».

    Аппаратура автоматического подсчета пассажиров в России применена впервые. За рубежом аналогичное оборудование применяется во многих странах Европы, в США, Канаде и в Южной Америке. При этом, если в Москве АСМ-ПП установлена на 50 единицах транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), то в ряде городов зарубежья оборудованы сотни и тысячи транспортных средств (например: в Берлине оборудовано 450 автобусов, в Милане – 420, в Лос-Анжелесе – более 2000).

    Система позволяет вести расчеты планового и необходимого количества транспортных средств на маршруте и обеспечивает оценку качества организации перевозок на каждом конкретном маршруте и уровня комфортности поездок на маршруте по часам суток.

    В результате проведенных в 2004 году обследований в Москве на 472 маршрутов наземного пассажирского транспорта (всего оборудовано 50 транспортных средств) проведена оценка пассажиропотоков по направлениям и магистралям, что дало возможность:

    • обоснованно совершенствовать использование подвижного состава, проводить изменения трасс маршрутов и расписания, гибко менять систему организации труда водителей;

    • определять пассажирообмен по крупным и узловым остановкам общественного транспорта для организации эффективного взаимодействия между маршрутами и между различными видами транспорта.

    Эффективность применения технологии АСМ-ПП показала необходимость дальнейшего развития системы и доведения общего числа оборудованных транспортных средств до 300 единиц, что даст возможность проводить мониторинг пассажиропотоков по всей маршрутной сети в течение одного сезона.

    Все новости