Изображения

Обычная версия

О ходе подготовки федерального закона "О Российском международном реестре судов"

28 мартa 2000, 20:00

29 марта 2000 года состоялось заседание коллегии Минтранса России по вопросу: о ходе подготовке федерального закона "О Российском международном реестре судов"

До начала реформ конкурентоспособность российского флота в значительной степени обеспечивалась государством через монополию внешней торговли, единую финансово-валютную систему, централизованный заказ флота и другие многочисленные формы государственной поддержки.

При переходе к рыночным отношениям и свободной конкуренции с иностранными перевозчиками, а также в связи с изменением экономической ситуации и принятием новой системы налогов и сборов, при практическом отсутствии государственной поддержки, морские и речные судоходные компании оказались неконкурентоспособными на международном рынке.

Анализ последних пяти лет (1995-1999г.г.) показывает, что количество торговых судов в крупных судоходных компаниях под российским флагом ежегодно снижается (с 9,5 млн. т в 1995 г. до 4,6 млн. т в 2000 г.), сокращается объем валюты, полученной от работы флота морских пароходств (с 508,7 млн. долл. в1995 г. до 216.3 млн. долл. США в 1999 г.). Величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, число рабочих мест, как на флоте, так и на берегу также постоянно сокращаются.

В последние годы строительство нового флота, в основном, ведется путем привлечения зарубежных инвестиций под различные формы обеспечения (залог строящихся и эксплуатируемых судов, корпоративные гарантии судоходных компаний, гарантии Правительства РФ) и создания смешанных компаний с иностранными партнерами.

Для обновления флота, российские судовладельцы, выполняя условия кредиторов, регистрируют новые суда, в основном, под иностранную юрисдикцию.

Так, из 162 судов, построенных для российских судовладельцев за 1992-1999 г.г., 90% флота имеют иностранный флаг регистрации.

Наглядной иллюстрацией расходов при регистрации флота под отечественный флаг, являются затраты на растаможивание пяти арктических танкеров типа "Волгоград" дедвейтом около 16 тысяч тонн, построенных для АО "Лукойл-Арктик-Танкер" в Германии.

При регистрации судна в российском порту судовладелец вынужден заплатить по 10,7 млн. долларов США таможенных и налоговых платежей за каждое судно.

Аналогичная, если не более серьезная ситуация сложилась в Дальневосточном морском пароходстве с контейнеровозом польской постройки. ОАО ДВМП были предъявлены таможенные и налоговые платежи в размере около 6,5 млн. долларов США, в результате чего судно было снято с контейнерной линии Республика Корея - порты Дальнего Востока.

Эти примеры показывают, что высокий уровень налоговых и таможенных платежей при строительстве и эксплуатации нового флота под российский флаг, практически не оставляют отечественным судоходным компаниям шансов выжить в острейшей конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами.

Такие условия существования российских судоходных компаний определили основные тенденции сокращения морского флота, контролируемого Россией за период 1992-2000 г.г., наглядным подтверждением чему является банкротство крупнейшего в России Балтийского морского пароходства, кризисное ситуация в Камчатском пароходстве и ряде других.

Если в 1992 году доля судов под иностранными флагами (в основном АО «Совкомфлот») составляла 18,4% от общего объема тоннажа России, то на начало 2000 года эта величина достигла 60%. без учета судов смешанного река-море плавания. Если эту тенденцию не остановить, то через пять - семь лет морских судов под отечественным флагом практически не останется, что повлечет за собой соответствующие экономические и политические последствия.

Анализ более чем десятилетнего опыта ряда стран с рыночной экономикой показал, что наиболее эффективным выходом из кризисной ситуации является создание Российского международного реестра судов. Это будет своевременный шаг. Для обоснования целесообразности этого решения следует воспользоваться международной практикой создания аналогичных реестров судов.

Международные судовые реестры, так называемые «вторые» (параллельные) реестры, призваны помочь судовладельцам сократить высокие затраты, повысить конкурентоспособность на мировом фрахтовом рынке и соответственно противодействовать утечке национального тоннажа под «удобные» флаги.

На начало 2000 г. под "удобным флагом" зарегистрировано более 52% мирового торгового флота, а в 2003 году по оценкам международных экспертом эта доля увеличится до 55%.

Целью образования Российского международного реестра судов является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих все преимущества «удобного» флага.

Российский международный реестр судов позволит повысить конкурентоспособность отечественного флота, стимулировать привлечение инвестиций в его развитие и создать предпосылки для решения следующих задач:

  • создания стабильных усредненных экономических условий, сложившихся на международном фрахтовом рынке, что позволит привлечь под российскую регистрацию вновь строящийся флот;

  • привлечения под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует наличия российского флага (Арктика и др., а также флот стран, не имеющих выхода к морю;

  • получения дополнительных поступлений в государственный бюджет от сборов за регистрацию судов и взимание подоходного налога от членов экипажей;

  • использования современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российским флагом;

  • сохранения квалифицированных морских кадров, создания дополнительных рабочих мест на судах и на берегу;

  • в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, создающих реальную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, суда российских судовладельцев, зарегистрированные в Российском реестре, будут предоставлены ими в распоряжение соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Деятельность создаваемого Реестра регламентируется основными принципами, определение которых заключается в разработке условий и ограничений регистрации судов.

В Реестре могут быть зарегистрированы:

  • суда, построенные как на российских, так и на иностранных верфях и находящиеся в собственности российских граждан и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации при их первоначальной регистрации;

  • иностранные суда.

Разрешается регистрация судна в Реестре, если оно имеет залоги и другие обременения при наличии письменного согласия залогодержателя.

С целью сохранения существующей налогооблагаемой базы проектом также предусмотрен запрет перерегистрации в Реестр судов, зарегистрированных в других судовых реестрах РФ, установленных Кодексом торгового мореплавания РФ.

Должности капитана, старшего помощника капитана и радиоспециалиста на судах, зарегистрированных в Реестре, могут занимать только граждане России, иные должности могут занимать как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Судовладельцы, осуществляющие эксплуатацию зарегистрированных в Реестре судов, в соответствии с подготавливаемыми дополнениями к налоговому законодательству РФ, освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Для указанных судовладельцев устанавливаются обязательные платежи в виде регистрационного и ежегодных потоннажных взносов за зарегистрированные в Реестре суда.

Специальный налоговый режим судовладельцев не распространяется на другие виды деятельности судовладельцев. Они не освобождаются от уплаты портовых сборов за работу ледоколов.

Экономическая эффективность создаваемого Российского международного реестра судов обеспечивается обоснованным уровнем регистрационных и ежегодных сборов, при этом, без привлечения бюджетных средств, ожидается увеличение общего тоннажа и сокращение возраста флота, контролируемого российскими судовладельцами за счет возврата под отечественный флаг судов российских владельцев.

Для определения уровня ставок за регистрацию судов в Реестре был выполнен анализ существующих сборов и платежей в странах «удобного» флага и «вторых» реестров; выбраны классификационные (технические) показатели, на основе которых определен уровень сборов, и сформирован их состав и платежи, которые предполагается использовать в Российском международном реестре судов.

Анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве стран «удобного» флага и «вторых» реестров суда, зарегистрированные в них освобождаются от всех налогов и таможенных платежей, а платят только два вида сборов: регистрационный (первоначальный) и ежегодный. Ставки указанных сборов устанавливаются за одну тонну брутто - регистровой вместимости и дифференцированы по тоннажным группам судов.

При выборе уровня ставок сборов за регистрацию судов в российском Реестре было учтено, что:

  • создаваемый Реестр должен быть конкурентоспособным в сравнении со странами «удобного» флага и «вторых» реестров;

  • экономические условия в предлагаемом Реестре должны быть на уровне стран, в которых зарегистрирован действующий флот под иностранным флагом, контролируемый Россией;

  • государство не только не должно нести расходов по созданию и от деятельности реестра, но должно иметь дополнительные поступления.

В качестве базы для определения уровня ставок создаваемого российского Реестра были выбраны условия регистрации Норвегии, где эффективно действует "второй реестр" и одной из стран "удобного флага", где зарегистрировано наибольшее количество судов, принадлежащих российским судовладельцам.

Величина регистрационных взносов находится в интервале между Норвегией и ставками стран "удобного флага", а по ежегодным взносам – на уровне Либерии.

Расчёты показывают, что величина доходов только от регистрации морского флота, контролируемого Россией, ежегодно может быть не менее 1.5-2,0 млн. долларов США, а величина расходов на создание и текущие затраты по содержанию Реестра ежегодно составит 35-50 тыс. долларов США. Ожидается, что через пять лет после принятия федерального закона, суммы подоходного налога, уплаченного членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в Реестре будет не менее 20 млн. долл. США. Таким образом, прогнозируемый уровень прибыли от работы Российского международного реестра судов подтверждает экономическую целесообразность его создания и рентабельность его деятельности.

Все новости