Изображения

Обычная версия

Об итогах работы общественного пассажирского транспорта Российской Федерации в 2004 г.

09 февраля 2005, 21:00

Об итогах работы общественного пассажирского транспорта
Российской Федерации в 2004 г.

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом

Транспортный комплекс Российской Федерации насчитывает в своем составе 2078 автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки (841 грузопассажирское и 1151 пассажирское предприятие).

Автобусным транспортом обслуживается 1231 город и поселок городского типа, а также 81101 населенный пункт, расположенный в сельской местности. Легковыми таксомоторами обслуживается 81 город.

На территории Российской Федерации действует 32281 автобусный маршрут, в т.ч. 9576 - городских, 16115 - пригородных, 6482 - междугородных.

Общая протяженность автобусных маршрутов составляет 1976,2 тыс. км.

На рынке пассажирских перевозок на начало 2004 года работало 92 тыс. автобусов и 7,7 тыс. маршрутных таксомоторов.

Одна из наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприятия пассажирского транспорта - обновление парка подвижного состава. В 2003 г. обновление автобусного парка составило 4,6%, при этом процент поступления (8,6%) ниже процента выбытия автобусов (14,6%). Аналогичная ситуация сложилась и в 2004 г. Ежегодная минимальная потребность в обновлении автобусного парка пассажирских предприятий общего пользования составляет 12-15 тыс. единиц.

В последние годы пополнение парка производилось на уровне 4,9 тыс. новых автобусов, что не обеспечивает даже их простого воспроизводства.

Начисляемые амортизационные отчисления не позволяют аккумулировать финансовые ресурсы в объемах, достаточных для восстановления списываемого парка.

Обновление парка автобусов общего пользования исключительно за счет региональных (местных) бюджетов в настоящее время также не представляется возможным, учитывая постоянный дефицит региональных бюджетов на протяжении последних лет. В результате всего 26% автобусов имеют срок службы до 5 лет, а 58,8% - свыше 8 лет.

В 2004 г. автобусным пассажирским транспортом общего пользования перевезено 17,2 млрд. пассажиров (97,7% к соответствующему периоду прошлого года). С учетом транспорта индивидуальных предпринимателей объем перевозок пассажиров автобусами в 2004 г. составил 21 млрд. чел (102,5%). Причинами снижения объемов перевозок на муниципальном транспорте в основном явились уточнение транспортной подвижности «льготных» категорий пассажиров и сокращение парка автобусов большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий. Развитие в большинстве городов сети маршрутных такси привело к перераспределению платежеспособных пассажиров.

По сравнению с 2003 г. объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот возросли в 19 регионах, например, во Владимирской и Сахалинской областях, Республиках Карелия, Калмыкия, Ингушетия.

В 45 регионах объемные показатели ухудшились. Резко снизились объем перевезенных пассажиров и пассажирооборот в Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Томской областях, Приморском крае, Еврейской автономной области.

Все виды маршрутных пассажирских перевозок по-прежнему остаются убыточными. Общие эксплуатационные расходы по выполнению перевозок городским и пригородным автобусным пассажирским транспортом в 2004 г. по оценочным данным составят 60,1 млрд. руб. (112,3%).

Доходы от проезда пассажиров и провоза багажа в городских и пригородных автобусах составили (по оценке) 28,8 млрд. руб. (105,9%). Доходная ставка одного платного пассажира в городском и пригородном сообщении составила 4,56 руб. (116%).

Субсидии и дотации из средств бюджетов разных уровней составили по оценке 23,7 млрд. руб. (122,7%), что позволит компенсировать 78,1% эксплуатационных убытков.

Пассажирские перевозки городским электрическим транспортом

Городской электрический транспорт (трамвайный, троллейбусный) по состоянию на 1 января 2005 г. имеется в 117 городах Российской Федерации, в том числе трамвайный в 67 городах, троллейбусный - в 89.

Протяженность трамвайных путей составляет 6,3 тыс. км, троллейбусных линий - 10 тыс. км.

Инвентарный парк трамваев составляет около 11 тыс. единиц, троллейбусов около 12 тыс. единиц. Стоимость основных фондов городского электрического транспорта составляет 33,1млрд. рублей.

Протяженность трамвайных маршрутов составляет 10,4 тыс. км, троллейбусных - 15 тыс. км.

В год городским электрическим транспортом перевозится около 13,6 млрд. пассажиров, это свыше 42% внутригородских перевозок транспортом общего пользования.

Несмотря на то, что электрический транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта, развитие его в последние годы идет очень медленно. Так за период с 1993 по 2003 гг. протяженность троллейбусных линий увеличилась всего на 358 км.

Неудовлетворительное состояние путевого хозяйства, высокая стоимость работ по текущему содержанию и капитальному ремонту пути привела к массовому сокращению трамвайного движения в городах (Архангельск, Воронеж, Липецк, Красноярск, Ангарск, Калининград, Санкт-Петербург, Смоленск, Тверь и другие), а в ряде городов и к его закрытию.

Состояние транспортных средств городского электрического транспорта характеризуется высокой степенью их физического и морального износа, сверх нормативного срока службы эксплуатируется 14,3 тыс. единиц или 62 %, при этом положение дел с каждым годом ухудшается. В 2003 г. обновление парка трамваев и троллейбусов составило всего 4,4 %.

Пассажирские перевозки метрополитеном

В систему транспортного комплекса Российской Федерации входят 6 метрополитенов, расположенных в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге.

На начало 2004 г. метрополитены имели эксплуатационную длину путей (в двухпутном исчислении) 420,5 км с 267 станциями.

Объем перевозок метрополитенами за 2004 г. составил 4,2 млрд. пассажиров (100 % к предыдущему году), в том числе с платным проездом 2,5 млрд. пассажиров (102,6% к 2003 году). Эксплуатационные расходы возросли по сравнению с прошлым годом на 19,4%, доходы от оплаты проезда - на 22,8%. Процент покрытия расходов платой за проезд возрос до 66,8%.

Процент возмещения убытков субсидиями на компенсацию льготного проезда и дотациями на покрытие убытков составил 79,0 против 76,7 за 1 полугодие предыдущего года.

Основные фонды, особенно Московского и Петербургского метрополитенов, сильно изношены. По отдельным категориям износ основных фондов в Москве составляет от 30 до 80%, в Санкт-Петербурге соответственно - от 24 до 65%. Обновление основных средств, в том числе дорогостоящего оборудования, машин, метровагонов ведется крайне низкими темпами в основном за счет средств местных бюджетов.

Ежегодная минимальная потребность в обновлении метровагонов составляет не менее 270 единиц. Однако реальное обновление подвижного состава составляет до 50% от минимально необходимого (Москва и Санкт-Петербург).

Все новости