Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта Александр Мишарин в Екатеринбурге выступил с докладом на заседании по вопросу состояния и развития автодорог Уральского федерального округа

11 май 2006, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта РФ Александра Мишарина 
о состоянии и развитии автодорог Уральского федерального округа
Екатеринбург, 12 мая 2006 г.

Уважаемые члены Совета.

Прежде всего, разрешите поблагодарить за приглашение принять участие в этом заседании и отметить актуальность темы, выносимой сегодня на рассмотрение.

Площадь Уральского федерального округа, составляет около 10,5 % от территории России. Округ пересекают крупные транс­портные коридоры, связывающие его с соседними регионами европейской и азиатской частей России и обеспечивающие пропуск тран­зитных транспортных потоков. В их числе проходящие по территории России трансконтинентальный маршрут «Транссиб» по направлению Москва - Владивосток, другие российские транспортные коридоры и ответвления от них в направлении на Казахстан, Среднюю Азию и Китай.

Протяженность автомобильных дорог на территории УрФО по состоянию на 01.01.2006 составляет почти 43 тысячи километров, из которых свыше 37 тысяч имеют твердое покрытие. При этом протяженность федеральных дорог округа составляет всего немногим более 3 тысяч километров или менее 7%. Все федеральные трассы имеют твердое покрытие.

Рассматривая сеть автодорог УрФО в общей структуре дорожной сети Российской Федерации, следует отметить, что протяженность федеральных автодорог Урала составляет 7,8% от общей протяженности сети федеральных дорог России.

Из 5682 сельских населенных пунктов 4168 (или 73,4 %) имеют связь по дорогам с твердым покрытием, что несколько превосходит аналогичный средний показатель по России, равный 66,4 %.

Основным документом, определяющим направления транспортной политики страны на долгосрочный период, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. С учетом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в рамках реализации основных положений Транспортной стратегии, была разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который должен быть задействован для достижения запланированных результатов. Базовым элементом стратегического плана Министерства транспорта Российской Федерации является развитие и содержание сети автомобильных дорог общего пользования.

В современных условиях задача ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Состояние автомобильных дорог не в полной мере соответствует современным требованиям к инфраструктуре.

К концу 2005 года доля автодорог, соответствующая нормативным требованиям уменьшилась, и составляет только 37%, а доля дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличилась по сравнению с показателями 2004 года.

Несмотря на предпринимаемые меры, разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети пока не преодолен.

Основная задача среднесрочного периода - переломить ситуацию и остановить ухудшение, довести состояние существующей дорожной сети до нормативного уровня к 2010 году. Для этого нужно откорректировать и утвердить новые нормативы текущего содержания объектов и полностью перейти к финансированию по нормативам. Кроме того, требуется заблаговременная организация и ужесточение контроля проектных работ. С этой точки зрения, переход на принципы трехлетнего планирования существенно эффективнее, поскольку позволяет заложить оптимальный график реализации каждого проекта.

Основным источником финансирования развития и содержания федеральной дорожной сети является подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая была откорректирована согласно поручению Правительства РФ. Согласно откорректированной Программе на 1 рубль федерального бюджета расходовалось 1,2 рубля из бюджетов субъектов Российской Федерации и 1,7 рубля из внебюджетных источников.

На первом этапе 2001 - 2005 годы было намечено выполнение работ направленных на обеспечение функционирования дорожной сети. Планировалась реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в районах наиболее перегруженных движением автодорожных узлов, а также строительство дорожных объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства. В УрФО к таким дорогам были отнесены Тюмень - Ханты-Мансийск, Москва - Челябинск (обход города Челябинска).

На втором этапе 2006 - 2010 годы планируется ликвидировать отставание по объемам ремонтов на сети федеральных автомобильных дорог и сократить это отставание на сети территориальных автомобильных дорог.
При планировании расходов инвестиционного характера на текущий год более чем в два раза были увеличены расходы на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог в Российской Федерации и составили 42,7 млрд. рублей. Увеличение произошло практически за счет уменьшения расходов на строительство и капитальный ремонт. В 2006 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 39,9 млрд. рублей
В Уральском Федеральном округе предусмотрено выделение средств федерального бюджета:

  • на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в объеме 101,4 млн рублей в 2006 году, 390,0 млн рублей в 2007 году,

  • на капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог (включая расходы на проектно-изыскательские работы) 979,5 млн рублей в 2006 году. В 2005 году на эти цели было направлено 467,5 млн рублей.

Очень важно сконцентрироваться на проведении структурных реформ в дорожном хозяйстве. Минтрансом России разработана и направлена в Правительство РФ Концепция реформирования дорожного хозяйства, она направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Одной из составляющих Концепции является внедрение новой техники и инновационных технологий дорожного хозяйства. Новый импульс работе в этом направлении придает обозначенное в ежегодном Послании Президента России создание благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Минтранс России проводит работу по формированию специализированного фонда научной поддержки транспорта. Создание специализированных региональных целевых фондов может стать дополнительным источником развития и содержания инфраструктуры.

По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа 10 мая 2005 года Министерство транспорта Российской Федерации направило в Правительство Российской Федерации предложения об образовании целевых источников финансирования эксплуатации и развития автомобильных дорог. Необходимость целевого финансирования дорожного хозяйства поддержана органами законодательной и исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации; тридцатью пятью из них внесены предложения по конкретным источникам финансирования территориальной дорожной сети. Ключевым механизмом повышения инвестиционной привлекательности отрасли становится государственно-частное партнерство.

Приоритетным направлением государственно-частного партнерства должны стать концессии в сфере платных автодорог. Минтрансом России разработан и направлен в Правительство проект ФЗ «О платных дорогах», его скорейшее принятие станет новым шагом к развитию механизмов финансирования дорожного хозяйства страны.

Государственные транспортные концессии позволят только в дорожной отрасли к 2010 году ежегодно привлекать 2-3 млрд. долларов США частного капитала.

В соответствии с Посланием Президента России одним из основных приоритетов государственной политики в сфере автомобильных дорог становится повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Доступность рынка транспортных услуг, в том числе ценовая, является ключевым условием повышения мобильности, инструментом повышения качества жизни населения России.

Одним из направлений повышения транспортной доступности являются развитие сети дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в первую очередь сельских дорог, что позволит уменьшить затраты времени на поездки, повысить доступность услуг медицинских, культурных и образовательных учреждений;

В настоящее время мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах мира. Около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с системой наземных транспортных коммуникаций. Для значительной части населения страны по-прежнему остаются недоступными услуги магистрального пассажирского транспорта.

Средства на приведение в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских дорог для приемки их в сеть автомобильных дорог общего пользования пока не используются Субъектами РФ в полной мере. Несмотря на то, что это один из ключевых составляющих Национального проекта. Субъекты Российской Федерации, входящие в УФО, не вносили предложения по финансированию сельских автомобильных дорог за счет средств федерального бюджета, направляемых в 2005 - 2006 годах в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. Основная причина низкой активности регионов - отсутствие проектной документации, анализ показывает, что регионы пока не имеют системного решения по организации и финансированию этой работы.

В первом чтении принят проект федерального закона «О транспортной безопасности», в федеральном бюджете на 2006 год зарезервированы средства на его реализацию. В 2006 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации начнется реализация Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, одна из задач программы

В 2005 году создан Инвестиционный Фонд Российской Федерации.

В Минтрансе России разрабатываются механизмы финансирования инфраструктурных проектов, подписано соглашение с Внешэкономбанком России, организована образовательная программа для подготовки специалистов по концессиям на транспорте, создан Экспертный совет по развитию государственно-частного партнерства, Регулярно проводятся заседания Совета, представлено более 25 проектов, которые могут быть поданы на конкурс в Инвестфонд, по каждому из них активно функционируют рабочие группы.

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА 2006 года - СТАРТ реализации КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ на транспорте, направленных, прежде всего, на обеспечение доступности услуг транспорта для населения, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской транспортной системы. В сфере реализации крупных инфраструктурных проектов одной из важнейших задач является формирование рыночных отношений в сфере землепользования. Необходимо скорейшее завершение разработки нормативно установленного порядка резервирования и изъятия земельных участков в целях строительства и реконструкции объектов транспортного комплекса. Следующий неурегулированный вопрос - это отсутствие правовых механизмов вовлечения в хозяйственный оборот придорожных полос и полос отведения, которые мы рассматриваем в качестве одного из возможных эффективных инструментов сокращения бюджетных расходов на содержание дорог и создания дополнительной базы доходности для проектов, реализуемых на основе ГЧП.

В настоящее время направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах». Данный законопроект устанавливает разграничение предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог; определяет цели, принципы и условия принятия решений об эксплуатации автомобильных дорог на платной основе, а также порядок их принятия; устанавливает требования к альтернативному бесплатному проезду. Принятие указанного закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям автомобильных дорог.

В Минтрансе России действует Рабочая группа по развитию платных автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. В ее задачи входит мониторинг хода реализации инвестиционных проектов создания платных автомобильных дорог, совершенствование нормативной, методической и законодательной базы, организация взаимодействия с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым подписано постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации». Этот проект определяет критерии разграничения полномочий в отношении автомобильных дорог между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. При этом предполагается, что такое разграничение полномочий будет основой для осуществления перечисленными уровнями власти функций по оказанию государственных и муниципальных услуг, управлению государственным и муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства, для решения вопросов местного и межмуниципального характера.

Минтранс России подготовил и направил в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог. Предлагается создать межведомственную комиссию в составе ответственных представителей причастных министерств, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации прорабатывается совместно с Причастными министерствами.

В настоящее время дорожное хозяйство остается единственной отраслью в Российской Федерации, не имеющей законодательного акта прямого действия, регламентирующего особенности правового регулирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации. Поэтому важнейшим принципиальным вопросом была и остается разработка и принятие базового федерального закона в сфере дорожного хозяйства, в котором должны найти отражение пути решения важнейших проблем развития автомобильных дорог. В настоящее время концепция федерального закона «Об автомобильных дорогах» разработана, согласована с причастными министерствами для проведения правовой экспертизы в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Справка о состоянии и перспективах развития сети автомобильных дорог общего пользования Свердловской области по состоянию на 10 мая 2006 года

Все новости