Изображения

Обычная версия

Пояснительная записка к представлению предложений в состав проекта Программы возрождения и развития малой авиации России

01 февраля 2005, 21:00

Пояснительная записка к представлению предложений в состав проекта Программы возрождения и развития малой авиации России

Целью Программы возрождения и развития малой авиации (Программы) является обеспечение экономического роста регионов и повышения качества жизни их населения путем эффективного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов, в первую очередь, на социально-значимые авиаперевозки и авиаработы, а также на основе развития АОН.

В целом, проблема развития малой авиации требует правовых, технических и организационно-финансовых решений по трем основным направлениям:

  • Развитие рынка местных авиаперевозок, авиационных работ, а также сферы авиации общего назначения (АОН), обновление наземной авиатранспортной инфраструктуры и парка воздушных судов малой авиации, подготовка кадров.

  • Совершенствование организации воздушного движения и структуры воздушного пространства в сфере малой авиации.

  • Создание новых самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и бортового оборудования для малой авиации. К воздушным судам малой авиации относятся самолеты, соответствующие АП-23 (Авиационные правила, часть 23), с максимальной взлетной массой не более 8600 кг и числом пассажиров не более 19 и вертолеты.

  • Задача Программы – формирование системы мер, направленных на решение общих для всех регионов проблем развития малой авиации, определение приоритетных направлений федеральной поддержки развития малой авиации с учетом возможностей и потребностей регионов, координация действий в этой сфере региональных и федеральных органов власти, коммерческих организаций и общественных структур. Поэтому основой для ее разработки должны стать региональные программы развития малой авиации и общность стоящих проблем.

    В связи с предполагаемой структурой Программы формируемый перечень мероприятий по развитию малой авиации включает следующие направления:

    Нормативно-правовое обеспечение.

    Инвестиционные мероприятия по следующим направлениям:

    • развитие объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры;

    • совершенствование системы и технического обеспечения организации воздушного движения;

    • поддержание летной годности и модернизация действующего парка ВС;

    • развитие парка воздушных судов нового поколения;

    • создание и производство легких воздушных судов;

    • обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов;

    • подготовка летного и технического персонала гражданской авиации.

    Прочие мероприятия:

  • управление федеральным имуществом в сфере воздушного транспорта;

  • мероприятия, направленные на стимулирование и удовлетворение спроса со стороны населения на местные авиаперевозки и развитие АОН;

  • мероприятия по развитию на региональном уровне социально-значимых авиационных перевозок и работ (в интересах здравоохранения, лесоохраны, охраны правопорядка, экологического мониторинга и др.);

  • усиление контроля за естественными монополиями;

  • координация региональных программ развития малой авиации.

  • Научно-техническое обеспечение (НИОКР).

    Предварительное описание целей, задач и возможных мероприятий по ряду направлений поддержки развития малой авиации, представлено в Приложении к данной пояснительной записке.

    Каждое предлагаемое к включению в состав проекта Программы мероприятие должно быть представлено по следующей форме:

    • Состояние рассматриваемого в плане предлагаемого мероприятия аспекта деятельности (или субъекта, например, аэропорта) малой авиации и содержание проблемы.

    • Суть мероприятия, предлагаемого к реализации в период до 2010 года.

    • Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации.

    • Целевые и объемные показатели, характеризующие мероприятие (по годам).

    • Структура расходов (капитальных вложений), необходимых на реализацию мероприятия по годам (в ценах 2004 года) и источникам финансирования:

      • федеральный бюджет;

      • региональный бюджет;

      • внебюджетные средства (с выделением средств предприятий ГА).

    Механизм привлечения финансовых средств.

    Ожидаемый эффект от реализации мероприятия - показатели экономической эффективности (по годам) и ((или) социальный:

    • суммарные доходы от реализации мероприятия, с выделением доходов бюджетов всех уровней;

    • сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений;

    • срок окупаемости инвестиций.

    Приложение

    Примерное содержание плана мероприятий по реализации основных задач развития малой авиации

    Нормативно-правовое обеспечение деятельности малой авиации

    Цель – совершенствование нормативно-правового обеспечения малой авиации для реализации задач транспортной стратегии Российской Федерации.

    Задачи – подготовка необходимых проектов Федеральных законов, Постановлений Правительства, нормативных актов, Федеральных авиационных правил РФ.

    Основные мероприятия – разработка и совершенствование нормативной базы в обеспечение:

    Необходимого уровня безопасности функционирования малой авиации России, в том числе авиации общего назначения.

    Формирование эффективной системы предупреждения использования авиатехники, не соответствующей действующим нормам летной годности.

    Возможности использования потенциала авиации общего назначения в решении социальных задач регионов, таких как здравоохранение, охрана правопорядка, поисково-спасательные полеты, авиапатрулирование и другие.

    Возможности использования средств федерального бюджета и привлеченных средств для финансовой поддержки региональных проектов развития малой авиации.

    Разработка предложений по совершенствованию правил выполнения полетов легких воздушных судов над населенными пунктами и использованию взлетно-посадочных площадок, находящихся в городской черте, в том числе в интересах правоохранительных органов, санитарной авиации.

    Создание простого механизма обязательного страхования авиационной деятельности малой авиации.

    Развитие парка воздушных судов малой авиации нового поколения

    Цель – удовлетворение спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные перевозки и работы, повышение эффективности малой авиации за счет повышения безопасности, качества и экономичности перевозок в результате переоснащения парка воздушных судов современными типами легких самолетов и вертолетов.

    Задачи – обновление состава парка воздушных судов малой авиации и расширение его типоразмерного ряда для эффективного удовлетворения спроса на авиаперевозки и развития АОН в соответствии с современными условиями применения воздушных судов на различных сегментах рынка. Содействие формированию системы реалистических приоритетов в разработке новой отечественной авиационной техники на основе изучения спроса. Стимулирование поступления в парк отечественных воздушных судов нового поколения.

    Основные мероприятия – финансовая поддержка наиболее эффективных программ создания перспективных легких воздушных судов российской авиапромышленности, государственная поддержка лизинга легких воздушных судов (в т.ч. на основе постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2002г. №466 «О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 году в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов»). Формирование консолидированного заказа на новую авиатехнику с учетом региональных программ.

    Развитие объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры

    Цель – развитие объектов наземной инфраструктуры (аэропортов, топливо-заправочных комплексов, центров технического обслуживания легких воздушных судов) в увязке с перспективой развития транспортной системы регионов, а также парка воздушных судов малой авиации для эффективного транспортного обслуживания спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки и авиаработы.

    Задачи – Восстановление сети региональных аэродромов (в т.ч. гидроаэродромов) и вертолетных площадок, обеспечивающих развитие местных пассажирских перевозок, авиации общего назначения и выполнение социальных задач с использованием авиации. Обеспечение реконструкции и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры в региональных аэропортах для осуществления перевозок на самолетах и вертолетах нового поколения, внедрения современных технологий и новых типов наземной техники. Формирование сети центров технического обслуживания легких воздушных судов. Разработка механизма привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов, в том числе на основе совершенствования управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.

    Основные мероприятия – Передача части аэропортов, находящихся в федеральной собственности, в ведение региональных органов власти. Выделение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реконструкцию объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры. Привлечение внебюджетных средств на указанные цели на основе инвестиционных договоров с применением форм государственно-частного партнерства при условии разработки нормативно-правовой базы. Поддержка коммерческих программ развития региональных аэродромов, центров технического обслуживания легких воздушных судов, систем обеспечения легкой авиации авиаГСМ. Обеспечение снижения стоимости авиационного топлива для сегмента местных воздушных перевозок.

    Развитие системы организации воздушного движения

    Цель – обеспечение условий для безопасного и доступного выполнения полетов на сети местных воздушных линий и в воздушном пространстве ниже нижнего эшелона.

    Задачи – гармонизация национальной системы организации использования воздушного пространства с международной практикой в соответствии с рекомендациям ИКАО, в том числе воздушного пространства ниже нижнего эшелона. Упрощение регламента разрешительного порядка использования воздушного пространства для развития деловой, любительской и специальной авиации и последующий переход к уведомительной системе для полетов воздушных судов авиации общего назначения. Обеспечение реконструкции и технического перевооружения объектов системы организации воздушного движения для повышения безопасности и регулярности полетов на региональном уровне и расширения числа местных воздушных линий. Переход к современной системе контроля полетов в нижнем воздушном пространстве (АЗН). Разработка механизма привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития объектов системы организации воздушного движения.

    Основные мероприятия – Введение в практику организации использования воздушного пространства ниже нижнего эшелона новых принципов, правил и процедур, соответствующих рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Передача части объектов системы организации воздушного движения, находящихся в федеральной собственности, в ведение региональных органов власти. Выделение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реконструкцию объектов системы организации воздушного движения. Привлечение внебюджетных средств на указанные цели на основе инвестиционных договоров с применением форм государственно-частного партнерства при условии разработки нормативно-правовой базы. Формирование эффективной системы контроля за использованием воздушного пространства. Внедрение перспективных, в том числе спутниковых, систем связи, навигации и наблюдения.

    Обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов в малой авиации

    Цель – обеспечение устойчивой безопасной работы всех структур малой авиации, достижение уровня безопасности полетов, соответствующего мировому уровню, обеспечение превентивных мер защиты от терроризма и диверсий на воздушном транспорте, обеспечение состояния защищенности малой авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

    Задачи – Совершенствование системы обеспечения безопасного функционирования малой авиации на основе обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в соответствии с современными международными стандартами и правилами, обеспечение поставок необходимого оборудования, строительства и реконструкции объектов, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность. Совершенствование системы подготовки летного и технического персонала для малой авиации, оснащение учебных заведений гражданской авиации новыми самолетами и тренажерами. Совершенствование и развитие системы первоначального обучения пилотов-любителей.

    Основные мероприятия – совершенствование государственной системы обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в малой авиации. Разработка и внедрение системы учета человеческого фактора. Проведения в предприятиях гражданской авиации мероприятий по повышению системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники всех уровней. Создание единой системы поиска и спасения воздушных судов гражданской авиации, включая малую авиацию. Совершенствование системы подготовки летного и технического персонала для гражданской авиации, включая авиацию общего назначения. Государственная поддержка технического оснащение учебных заведений гражданской авиации, предоставление льготных кредитов учебным заведениям гражданской авиации на подготовку летного и технического персонала региональных авиакомпаний.

    Научно-техническое обеспечение развития малой авиации

    Цель – развитие малой авиации на основе достижений научно-технического прогресса.

    Задачи – разработка обоснований, технических предложений и нормативной базы по развитию парка воздушных судов и авиадвигателей, объектов авиатранспортной инфраструктуры, обеспечению безопасного функционирования авиации, внедрению новых принципов и методологий поддержания летной годности, совершенствованию управления авиаперевозками, определению приоритетов и механизмов государственной поддержки малой авиации. Создание и поддержание баз данных по наличию и состоянию объектов наземной инфраструктуры, парка легких воздушных судов всех типов, эксплуатантов легких воздушных судов, объемам применения малой авиации.

    Все новости