Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.Мишарина на 3-й Международной научно-практической конференции "ТелекомТранс-2005" (г.Сочи)

26 апреля 2005, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.Мишарина
на 3-й Международной научно-практической конференции "ТелекомТранс-2005"
(г.Сочи)

Добрый день уважаемые участники и гости конференции «ТелекомТранс-2005»!

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время приобретают все большее значение для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, являясь одним из ключевых факторов всех областей развития социально-экономической сферы.

Надо признать, что в России на данный момент развитие технологической связи и информационно-управляющих систем транспортного комплекса находится пока на достаточно низком уровне, что вызывает необходимость серьезной проработки и безотлагательного решения этой проблемы.

Это тем более актуально, что развитие таких систем на транспорте должно стать одним из механизмов реализации миссии Министерства транспорта в сфере функционирования и развития транспорта, определенной Правительством Российской Федерации.

В настоящее время разработана и утверждена Стратегия развития транспорта до 2010 года. Завтра на заседании Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос об утверждении Транспортной стратегии России на период до 2020 года. Важнейшим инструментом в реализации данных программных документов была и остается Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В 2004 году она была откорректирована с учетом изменившихся требований и тенденций в развитии транспортного комплекса и экономики страны.

Эти основополагающие документы определяют цели и задачи, стоящие перед транспортной отраслью. Одна из основных целей – создание опорной транспортной сети, на базе которой развертывается сеть взаимоувязанных логистических центров, что позволит повысить оперативность доставки грузов, увеличить пропускную способность транспортной сети, увязать и оптимизировать грузопотоки, эффективно использовать единую транспортную накладную и, в конечном счете, повысить транспортный потенциал России.

В программе предусматривалось активное развитие информатизации транспорта России по всем отраслям, однако существующая подпрограмма комплексной информатизации, реализуемая в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002 – 1010 г.г.», к сожалению, так и не заработала.

Хотя, должен отметить, что сегодня в транспортной отрасли существует и развивается ряд отраслевых информационных систем и сетей связи, которые работают автономно и не взаимоувязаны друг с другом. В автономном режиме работают сложнейшие информационные и информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте, параллельно идет работа по созданию корпоративной информационной системы управления Росавтодора, свои системы развивают авиаторы, моряки, реализуются новые и очень интересные технологии на городском пассажирском транспорте. При этом в случае возникновения чрезвычайных, аварийных или просто нестандартных ситуаций, провести оперативную скоординированную работу представляется делом сложным, а порой и невозможным. Результатами такой информационной разобщенности служат и периодические заторы на подходах к портам, и проблематичность построения сложных транспортно- логистических схем, и отсутствие единого провозного документа на всем пути следования груза. Я уже не говорю о том, что наш пассажир не имеет сегодня возможности купить сквозной, состыкованный по времени билет на самолет, на поезд или автобус. В Европе такие технологии уже в порядке вещей.

Проведенный анализ развития телекоммуникаций в мире показывает, что практически оно достигло апогея, и следующим шагом на пути развития должны стать принципиально новые технологии, основанные на разработках в области фотоники и атомной физики. Сегодня самое широкое применение находят технологии, котоpые невозможно было реализовать еще 10 лет назад. Сюда я отношу использование возможностей VPN при выделении сетей для специальных целей. На транспорте такие технологии в совокупности с рядом систем навигации и мониторинга позволяют отслеживать и анализировать транспортные потоки на автодорогах и на внутренних водных путях, подвижной состав на железных дорогах, проводить суммирование и анализ полученной информации в интеллектуальных транспортных сетях, использовать обработанную информацию для принятия управленческих решений и функционирования транспортно-логистических центров.

В ряде стран Европы, таких как Германия, Чехия, Австрия, Швейцария, в Соединенных Штатах Америки никого уже не интересует организация простых каналов связи с транспортными единицами – речь сегодня идет о развитии мощных интеллектуальных транспортных систем и комплексов, которые нацелены на безусловное соблюдение базовых требований, таких как обеспечение безопасности и выполнение графика движения транспортных средств. Параллельно эти системы могут отслеживать правильность оплаты проезда по платным автодорогам, комфортность освещения, оптимизировать интенсивность движения, исключив образование заторов и подсказывая водителям правильный скоростной режим. Немаловажным в такой интеллектуальной системе является возможность постоянного метеоконтроля и прогнозирования дорожных ситуаций, что также как и все вышеперечисленное значительно облегчает процессы управления движением и создает предпосылки для принятия правильных управленческих решений даже в самых сложных ситуациях.

Наряду с внедрением проводных и традиционных радиосетей типа GSM, GSM-R, TETRA сегодня в транспортных комплексах мира активно внедряются сети беспроводного доступа, такие как Wi-Fi, Wi-Max, которые дают возможность широкополосного радиопокрытия больших площадей при низкой стоимости строительных и монтажных работ. Радиосети легко интегрируются в основные магистральные сети, дополняя технологические возможности всей инфраструктуры.

В 2002 году на совместном заседании Коллегии Минтранса и МПС России было принято решение о создании единого информационного пространства транспортного комплекса страны на базе единой магистральной цифровой сети связи российских железных дорог. Времени прошло немало, но это решение реализуется крайне медленно. Нам надо в возможно короткие сроки создать единое информационное поле всей транспортной системы, базирующееся на инфокоммуникационной инфраструктуре, которая частично построена, но пока никак не интегрирована.

Отсюда задача ближайших двух лет – провести тщательный анализ всех существующих информационных сетей на всех видах транспорта России, прописать Концепцию создания единой инфокоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса, а затем определить и устранить слабые места в этой инфраструктуре, максимально используя возможности существующих телекоммуникационных сетей.

Задача сложная, но, уверен, выполнимая. Мы уже имеем опыт создания мощной технологической инфокоммуникационной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Этот опыт необходимо использовать.

Одной из причин отставания мы считаем отсутствие инициатив со стороны коммерческих компаний, специализирующихся в области телекоммуникаций и IT-технологий, а также системных интеграторов. На самом деле, тема создания единого инфокоммуникационного пространства для транспорта является мощнейшим вызовом, над которым нам надо работать вместе с Министерством информационных технологий и связи и вместе с вами.

Минтрансом России за прошедший с начала административной реформы год сделано немало практических шагов в направлении увеличения ассортимента и улучшения качества транспортных услуг. Прежде всего, это касается совершенствования нормативно-правового поля, доработки существующих нормативных актов и разработки новых законопроектов, позволяющих развивать отношения между государством и потребителями транспортных услуг, между государством и частным капиталом.

Использование преимуществ государственно-частного партнерства, на наш взгляд, даст положительный эффект в развитии транспортной инфраструктуры, а это значит – и всей экономики государства.

Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовала интенсивного развития международных транспортных коридоров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.

По территории России проходят три общеевропейских транспортных коридора (№1, №2 и №9), а также целый ряд международных транспортных коридоров, рассматриваемых в рамках ОСЖД, ЭСКАТО и других международных организаций, и являющиеся дополнением к общеевропейским.

Учитывая географическое положение России, указанные транспортные коридоры имеют большое значение для обеспечения связей на направлениях Восток-Запад и Север-Юг.

Экономическая интеграция, к которой сегодня стремятся многие страны СНГ и Европы, в своей основе имеет целью придать всем грузам, перевозимым по территории общего экономического пространства, статус внутреннего груза, который по процедуре оформления документов гораздо проще и дешевле, чем оформление внешнеторгового груза. Однако перевозка, связанная с пересечением границ анклавной территории другого государства, сохраняет статус международной перевозки и необходимость соблюдения всех пограничных формальностей. ЕС для снижения затрат на преодоление таможенных формальностей на своих границах сформировал правовую основу Открытого транзита и создал новую компьютеризированную транзитную систему (НКТС ЕС) на основе Единого административного документа (ЕАД).

Анализ правовой базы и автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых контрольными органами (таможенный, транспортный, ветеринарный и другие виды контроля), показал, что и в России и в ЕС каждая из указанных контрольных служб использует собственные АИС, не связанные в единое информационное пространство. И в России и в ЕС отмечены попытки формирования правовой базы для использования единого комплекта электронных данных (электронного логистического паспорта) всеми контрольными органами в пункте пропуска и технологии контроля по принципу «одного окна».

Таким образом, указанная нормативно-правовая разработка позволит решить не только российские проблемы, но и определить направление в составе совместного плана действий по созданию общеевропейского экономического пространства.

Естественно, новое экономическое решение потребует новых услуг в области информационных технологий. Поэтому я с особым удовлетворением отмечаю здесь инициативу компании «ТрансТелеКом» по внедрению нового сервиса - «Электронной цифровой подписи».

Следует отметить, что создание логистических систем на отдельном виде транспорта, даже таком масштабном как железнодорожный, не дает полного эффекта. А максимальный эффект может быть получен только тогда, когда перевозка груза производится по единой логистической цепочке с участием производителей и потребителей продукции а также всех участников перевозки.

Анализ опыта создания транспортно-логистических центров (ТЛЦ) показал, что рентабельность работы ведомственного или регионального ТЛЦ в основном зависит от технологических и иных мероприятий, которые должны быть реализованы вне рамок этого ведомства или региона. Прямая ведомственная или региональная поддержка любого ТЛЦ затрудняет его деятельность на рынке транспортных услуг, наталкиваясь на требования добросовестности конкуренции, антимонопольное законодательство или на узковедомственные или коммерческие интересы других участников.

Проведение административной реформы позволит избежать конфликта ведомственных интересов (видов транспорта, органов всех видов контроля), завязанных на логистику. Возможно создание фактора, в котором будут заинтересованы все ведомства, который будет создан на паритетной основе и который может быть использован для создания ведомственных, региональных или иных ТЛЦ на условиях равной конкуренции или для совместной защиты национальных экономических интересов.

Таким фактором является совместное создание, поддержка и использование для достижения вышеуказанных целей в работе ТЛЦ государственного электронного логистического ресурса, который формируется в региональных центрах мониторинга грузовых перевозок на основе электронных данных железных дорог, региональных транспортных инспекций, диспетчерских в морских, речных портах и аэропортах, а также на постах пограничного, таможенного и других видов контроля, электронных сообщений экспедиторов, грузовладельцев, агентских структур в России и за рубежом.

Государственный статус электронного логистического ресурса позволит использовать его в оперативных целях, как единую информационную среду для контролирующих органов в пунктах пропуска, подтверждения факта пересечения госграницы грузом и транспортным средством для других государственных органов (Минтранс, МЭРТ, Минфин, финансовый мониторинг и др.).

Сегодня логистически ориентированными компаниями уже достаточно активно используются возможности локальных (Интранет) и открытых глобальных (Интернет) сетевых информационных технологий. Достоинства Интернета очевидны. Однако, очевидны и проблемы, возникающие при использовании этой технологии в коммерческих операциях. И, прежде всего, это проблемы точности, надежности и безопасности - базисные для логистических цепей. Успешное разрешение проблемы логистической глобализации товарообращения связано с комплексным использованием возможностей открытых, условно открытых и закрытых информационных сетей.

Процесс накопления логистических ресурсов в информационных сетях достиг в настоящее время уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих и условно-коммерческих виртуальных логистических центров (VLC - Virtual Logistics Center) с функциями электронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами официальных организаций и ассоциаций на платформе Macronet-Internet позволит в конечном итоге сформировать логически единое логистическое информационно пространство.

Серьезной и уже актуальной для практической логистики проблемой является обеспечение надежности и гарантий в коммерческих сетевых операциях. Особенно при использовании технологий just-in-time (точно вовремя). Имеющаяся практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов и партнеров по операциям в открытых информационных сетях. В силу указанного, особое значение приобретают решения на уровне закрытых и условно открытых информационных сетей в рамках Программы создания специализированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ), объединения их в единую систему коллективного пользования и организации единого специализированного центра.

Необходимо отметить, что решаемая в настоящее время Министерством информатизации и связи проблема развития национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации тесно связана основными направлениями деятельности в области информатизации транспорта. Такие позиции Концепции Мининформсвязи России, как развитие единой сети навигационно-временного обеспечения и создание единой службы экстренного оперативного вызова, несомненно, должны быть увязаны с будущей Концепцией инфокоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса.

Отдельно хочу остановиться на такой важной теме как обеспечение безопасности на всех видах транспорта.

Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет, о чем позавчера сказал Президент в своем Послании Федеральному Собранию «…в России почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию».

Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.

Сохраняют актуальность также повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях.

При решении этих задач должны учитываться рост числа субъектов транспортной деятельности, а также развитие рыночных отношений на транспорте и неизбежное в условиях экономического роста повышение интенсивности движения. И здесь внедрение систем телекоммуникаций, информационных и информационно-управляющих систем должно стать одним из главных приоритетов.

В заключении, я еще раз хочу подчеркнуть, что важность и масштаб задач, стоящих перед нами в области развития и интеграции телекоммуникационных ресурсов на транспорте, внедрение новых типов сервисов и решений практически не оставляют времени «на раскачку». И я надеюсь, что в рамках этой конференции появятся инициативы, способные вывести нас на следующий виток развития.

Еще раз всем успешной работы.

Благодарю за внимание.

Все новости