Изображения

Обычная версия

«С 16 час. 00 мин. (моск. времени) 14 апреля 2005 г. на Сайменском канале открылась навигация», - сообщил на брифинге, состоявшемся в Минтрансе России, заместитель Министра транспорта Аристов С.А.

13 апреля 2005, 20:00

«С 16 час. 00 мин. (моск. времени) 14 апреля 2005 г. на Сайменском канале открылась навигация»,
- сообщил на брифинге, состоявшемся в Минтрансе России, заместитель Министра транспорта Аристов С.А.

История Сайменского канала

Сайменский канал соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии (озеро Сайма и другие озера Сайменского бассейна) с Финским заливом. Таким образом, канал дает возможность проводки судов из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского побережья, а также во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы и России и использовать для перевозки внешнеторговых грузов наиболее экономичный - водный вид транспорта. На российской территории Сайменский канал обеспечивает непосредственный выход на портовые комплексы Выборг и Высоцк. Вдоль территории канала проходит международная ветка автомобильной дороги.

Как объект транспортной инфраструктуры Сайменский канал с момента начала его эксплуатации имел экономическое значение преимущественно для финской стороны. Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов – это международно-правовая аренда территории, когда одно государство передает другому на основании двухстороннего договора права временного владения и пользования определенным участком территории с определенными целями на оговоренный срок и за согласованную плату. В этих случаях арендованная территория продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя, но, согласно международному праву, государство-арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию, если это не противоречит соглашению об аренде.

Строительство связанных с каналом объектов инфраструктуры технического и социального назначения осуществлялось в период с 1963 до 1968 гг. после заключения Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий 27 сентября 1962 г. и его ратификации в 1963 г.

Договор предусматривает передачу Финляндии в пользование на основе аренды советской (российской) части Сайменского канала сроком на 50 лет, советской (российской) сухопутной территории, находящейся между автодорогой Нуйяма - Брусничное и трассой советской части Сайменского канала в целях перевозки грузов из Финляндской Республики или в Финляндскую Республику, а также остров Малый Высоцкий для перегрузки и складирования грузов.

Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составляет 9,67 кв. км, водной акватории – 1,91 кв. км.

И хотя срок окончания аренды по действующему Договору истекает лишь в 2013 г., финны настойчиво, в том числе на политическом уровне, добиваются достижения определенности в вопросе о судьбе Сайменского канала в будущем. В качестве аргумента при этом выдвигается необходимость подачи «заблаговременного сигнала деловым кругам, планирования экономической деятельности, определения перспектив этой транспортной артерии на десятилетия вперед».

Функции Уполномоченного по Сайменскому каналу

Должность Уполномоченного Российской Федерации по Сайменскому каналу учреждена в соответствии со статьей 14 действующего Договора о передаче в аренду советской (ныне-российской) части Сайменского канала от 27 сентября 1962 г. в целях соблюдения условий указанного Договора и обеспечения интересов Российской Федерации на арендуемой территории.

Основными задачами Уполномоченного Российской Федерации являются:

  • наблюдение за выполнением соответствующими ведомствами и организациями Российской Федерации условий Договора и координации их действий;

  • принятие мер по обеспечению интересов Российской Федерации на переданной в аренду территории;

  • наблюдение за выполнением Финляндской Стороной условий Договора, а также рассмотрение и решение совместно с Уполномоченным Финляндской Республики касающихся обеих Сторон вопросов, связанных с осуществлением Договора;

  • осуществление общего надзора за действиями на арендованной территории органов власти и должностных лиц Российской Федерации в отношении граждан и организаций Финляндской Республики и других государств.

Ситуация на Сайменском канале

Открытие навигации весной этого года по Сайменскому каналу в запланированные и объявленные сроки (6 апреля 2005 г.) оказалось сорванным в результате запрета на проход судов, установленного Пограничной службой ФСБ России, требующей оборудования нового пункта пропуска.

Данная ситуация сложилась по причине того, что после открытия на российско-финляндском участке государственной границы Российской Федерации нового автомобильного пункта пропуска «Брусничное» образовался разрыв между автомобильным и морским пунктами пропуска. В целях предотвращения возможной угрозы безопасности государственной границы и с целью сокращения неохраняемого ее участка Погранслужба России приняла решение перенести пункт пропуска на Сайменском канале со шлюза №1 «Брусничное» на шлюз №5 «Пялли.

Сегодня состоялась встреча Уполномоченных по Сайменскому каналу, в ходе которой подписано официальное подтверждение финской стороне об открытии навигации 2005 года 14 апреля с.г. в 16.00 по московскому времени.

Переговорный процесс о возможном продлении Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду советской (российской) части Сайменского канала от 27 сентября 1962 г. или возможном заключении нового договора

В целях предварительного анализа состояния дел по подготовке переговорного процесса о возможном продлении Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду советской (российской) части Сайменского канала от 27 сентября 1962 г. или возможном заключении нового договора сформирован новый состав четырех Рабочих групп по общим, экономическим, навигационно-техническим и правовым вопросам.

Подводя итоги проведенных заседаний данных Рабочих групп в целом можно констатировать, что подготовительный период завершен.

В настоящее время встает вопрос о сроках и порядке начала собственно переговоров о будущем статусе Сайменского канала. Соответствующее решение должно быть принято на уровне Правительства, в связи с чем подготовлен доклад о ходе подготовки к переговорам. Далее после согласования общей переговорной позиции с участием всех заинтересованных российских министерств и ведомств должно последовать формальное принятие Правительством решения о персональном составе российской делегации и утверждении директив на переговоры.

В настоящее время Минтранс России рассматривает три возможных варианта решения вопроса о будущем Сайменского канала:

  • продление действующего Договора;

  • заключение нового Договора,

  • прекращение Договора 1962 г. по истечении срока его действия и выбор новой экономической схемы взаимовыгодной эксплуатации Сайменского канала.

Российская сторона заинтересована в том, чтобы Сайменский канал продолжал служить и работать долгие годы.

Грузооборот на Сайменском канале за 2004 год составил 2 459 130 тонн. Для перевозки данного груза использовались суда Российской Федерации порядка 40% от общего количества судов.

Все новости