Изображения

Обычная версия

28 октября Министр транспорта Игорь Левитин выступил с докладом на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу «Реализация национальной политики в области внутренних водных путей»

01 ноября 2005, 21:00

 Доклад  Министра транспорта Игоря Левитин
 
на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу
«Реализация национальной политики в области внутренних водных путей»
28 октября  2005г.

Уважаемый Михаил Ефимович !

Уважаемые члены Морской коллегии !

Уважаемые участники заседания !

Внутренний водный транспорт является важной составляющей транспортного комплекса Российской Федерации.

Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства, с общей протяженностью 101,6 тыс.км, из них путей с гарантируемыми габаритами – 32 тыс.км.

В европейской части Российской Федерации функционирует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о внутренних водных путях международного значения, а также являются маршрутами европейских и евроазиатских транспортных коридоров.

Особое значение внутренний водный транспорт имеет при перевозке грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренние водные пути зачастую являются единственными транспортными коммуникациями. Значителен вклад речников в обслуживание населения приречных городов и населенных пунктов.

Основными документами, регулирующими деятельность внутреннего водного транспорта Российской Федерации, являются: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (от 7 марта 2003 г. № 24-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации «О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов Министерства транспорта Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации» (от 5 января 1995 г. № 12), Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. № 909-р).

В целях выполнения положений Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации был сформирован и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. (№ 1583-р) План мероприятий по реализации Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. За прошедший период принято 4 постановления Правительства Российской Федерации, подготовлено 5 проектов постановлений, по которым ведется процедура согласования. В целом реализация Плана мероприятий рассчитана на период до 2015 года.

Современное состояние внутренних водных путей, вопросы реализации национальной политики и основных положений Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации рассматривались в 2005 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации, на «круглом столе» в Нижнем Новгороде с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Приходится констатировать, что не все задачи развития внутреннего водного транспорта, предусмотренные первым этапом (2003 – 2005 годы) Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации решены в полной мере.

Параметры внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, особенно искусственно созданных межбассейновых соединений (каналов), находятся на критически допустимом для безопасного судоходства уровне.

Основная часть (75%) действующих судоходных гидротехнических сооружений построены 50 – 176 лет назад. По результатам декларирования безопасности 31% гидросооружений имеют нормальный уровень безопасности, остальные – от пониженного до опасного уровня.

Темпы ремонтных и восстановительных работ на судоходных гидротехнических сооружениях отстают от прогрессирующих деструктивных процессов разрушения.

Современное состояние инфраструктуры внутренних водных путей, находящихся в федеральной собственности, не позволяют эффективно использовать транспортный флот, снижают скорость движения судов и их грузоподъемность.

Основной причиной этого является многолетнее финансирование объектов инфраструктуры внутренних водных путей из средств федерального бюджета не более 60% от потребности.

Необходимо изменить существующую систему формирования проекта федерального бюджета в части финансирования текущего содержания объектов инфраструктуры внутренних водных путей от базы прошлого года, перейдя к формированию бюджета в соответствии со статьей 177 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом утвержденных нормативов и реального уровня цен и тарифов на топливо и электроэнергию.

Отдельно требует решения вопрос финансирования содержания и восстановления сооружений, поддерживающих напорный фронт гидроэлектростанций и находящихся на балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и ФГУП «Канал имени Москвы».

Мероприятия, предусмотренные подпрограммой «Внутренние водные пути» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» реализуются в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Выделенные бюджетные средства по Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) в 2002 – 2004 годах позволили выполнить работы на 45 крупнейших объектах инфраструктуры внутренних водных путей. В условиях ограниченности бюджетных средств определены 274 приоритетных объекта и объемы первоочередных восстановительных работ в 2005 – 2008 годах.

С 1 января 2005 года с введением в действие федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года прекращено финансирование объектов инфраструктуры внутренних водных путей, находящихся в федеральной собственности из бюджетов субъектов Российской Федерации. Потери составили более 400 млн.руб.

Также не компенсируются затраты на работы, связанные с удовлетворением потребностей пользователей в целях перекачки воды в объеме до 3,5 млн. тонн в год для санитарного обводнения рек, орошения земель, коммунального и промышленного водоснабжения. Так, например, расходы ФГУП «Канал имени Москвы», связанные с санитарным обводнением рек г. Москвы в 2005 году составят более 300 млн.рублей. Действующие тарифы на водоснабжение в размере 49 коп. за 1 тонну воды позволяют покрыть только 1/5 часть этих расходов.

Предлагается разработать порядок возмещения затрат на санитарное обводнение рек, орошение земель и водоснабжение за счет средств водного налога.

Дополнительным источником финансирования содержания объектов инфраструктуры внутренних водных путей в размере около 300 млн.руб. в год может стать введение платности шлюзования судов. Минтрансом России разрабатывается порядок взимания данного сбора.

Исключительную актуальность имеют вопросы охраны и антитеррористической защищенности объектов внутренних водных путей. Судоходные гидротехнические сооружения охраняются силами МВД России, ведомственной и сторожевой охраны. Проводятся мероприятия по технической укрепленности этих объектов. Министерством транспорта Российской Федерации разработан и прошел процесс согласования с МВД России и ФСБ России проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования. Имеется положительное заключение Минюста России. В ближайшее время данный проект будет направлен в Правительство Российской Федерации.

Для обеспечения безопасных условий судоходства на внутренних водных путях используется технический флот, износ которого превышает 85%.

Минтрансом России разработана схема использования механизма лизинга, которая позволит в кратчайший срок обеспечить восстановление рабочего ядра технического флота. Стоимость работ по обновлению составляет от 40 до 60% стоимости строительства нового технического судна. Наличие обновленных, многофункциональных судов позволит сократить эксплуатационные затраты на их содержание и увеличить объемы путевых работ.

Для реализации механизма лизинга необходимо решение Правительства Российской Федерации о консолидации имущественного комплекса судов технического флота, подлежащего обновлению на балансе государственной лизинговой компании, которая обеспечит инвестирование средств в их обновление, с дальнейшей передачей судов в лизинг государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства.

Предлагаю включить в протокол Морколлегии пункт следующего содержания: «Минэкономразвития России (Г.О. Грефу), Минтрансу России (И.Е. Левитину) рассмотреть проект технико-экономического обоснования обновления технического флота с использованием механизма лизинга и в I квартале 2006г. совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести предложения в Правительство Российской Федерации по его реализации.».

Еще одной проблемой является наличие "узких мест" на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации. Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь практически исчерпали свою пропускную способность, что приводит к снижению объемов грузооборота.

Участок Городецкий шлюз - Нижний Новгород на реке Волга длиной 55 км крупнотоннажные суда проходят за 2-3 суток вместо 5 часов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 года разработано и находится на согласовании в Главгосэкспертизе технико-экономическое обоснование инвестиций строительства низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостовым переходом.

С целью сохранения Единой глубоководной системы в европейской части страны, ликвидации транспортных и экологических проблем в регионе необходимо в кратчайшие сроки принять решение о строительстве данного объекта.

Положительным примером увеличения пропускной способности внутренних водных путей является строительство П нитки шлюза Кочетовского гидроузла на Волго-Доне, который строители при опережающих темпах финансирования обязуются сдать в эксплуатацию на год раньше запланированного срока.

Составной частью инфраструктуры внутреннего водного транспорта являются речные порты. Портовые гидротехнические сооружения, находящихся в федеральной собственности, перегрузочная техника имеют износ более 50%. Дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов сдерживает развитие перевозок, прежде всего смешанных и контейнерных. Целесообразно рассмотреть вопрос передачи федерального имущества речных портов в собственность субъектов Российской Федерации.

Объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта обеспечивают работу транспортного флота. Средний возраст судов составляет более 25 лет. Имеется дефицит современных судов речного флота, используемых для перевозки грузов и пассажиров.

Вновь построенное современное речное судно грузоподъемностью 5000 тонн, имеет срок окупаемости примерно равный расчетному сроку службы, что связано с ограниченным сроком навигации.

Целесообразно решить вопрос о компенсации части процентной ставки банковского кредита для российских судостроительных предприятий и российских судоходных компаний при строительстве флота.

Необходимо отметить, что существующий уровень налогообложения является сдерживающим фактором развития внутреннего водного транспорта.

За последнее время значительно возросла налоговая нагрузка на предприятия внутреннего водного транспорта, а именно: транспортный и водные налоги, налог на имущество. При этом не учитывается сезонность работы водного транспорта.

Особенно негативное воздействие на экономику предприятий внутреннего водного транспорта окажет введение в действие земельного налога. Доля земельного налога для предприятий внутреннего водного транспорта составит от 20 до 40% от получаемых доходов.

Применение к ограниченным в обороте землям транспорта общих норм по определению кадастровой оценки, размера земельного налога и арендной платы создаст заградительные для инвестиций и бизнеса условия хозяйственной деятельности.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации:

  • в части освобождения от налогообложения в отношении земельных участков, занятых объектами внутреннего водного транспорта и береговой полосой;

  • в части снижения налога на имущество с длительным сроком эксплуатации и высокой фондоемкостью;

  • в части освобождения от уплаты транспортного налога с судов технического флота;

  • в части установления «0» ставки пошлин на судовое комплектующее оборудование, аналоги которого не производит российская промышленность.

Дальнейшее развитие внутреннего водного транспорта также требует совершенствования нормативной правовой базы.

Не в полной мере соответствует проводимой административной реформе Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, особенно в части определения полномочий органов контроля и надзора, функций бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. Необходимо в ближайшее время внести соответствующие дополнения и изменения в федеральный закон (КВВТ).

Требуется осуществить меры по реформированию системы управления внутренними водными путями. Необходимо разделить функции управления и хозяйственной деятельности. Представляется целесообразным разработать программу реформирования системы управления внутренними водными путями, основным аспектом которой является разграничение полномочий управления внутренними путями между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Реализация национальной политики не может осуществляться без учета международных обязательств Российской Федерации. Необходимо укрепление позиции России в рамках Будапештской Конвенции о договоре перевозки грузов и в Дунайской комиссии.

Российская Федерация 3 октября 2000 г. подписала Заключительный акт Дипломатической конференции по принятию Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ).

Минтранс России на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности представил проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) 2000 года». Предложение о присоединении России согласовано со всеми федеральными органами исполнительной власти и одобрено к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Российская Федерация является разработчиком новой модернизированной Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г., которая, видимо, будет принята на Дипломатической конференции по пересмотру конвенции в 2006 году в Белграде.

Европейский Союз оказывает повышенное внимание деятельности Дунайской Комиссии, при этом ЕС однозначно заявляет, что при решении вопросов любого характера в Дунайской Комиссии только ЕС будет определять позицию и членам ЕС будет рекомендовано воздерживаться от принятия несогласованных с ЕС решений. Минтранс России прогнозировал такое развитие событий и 3 октября с.г. в Брюсселе были подписаны Общие принципы, цели и структура диалога Россия – ЕС в сфере транспорта и инфраструктуры. Транспортный диалог должен вестись на основе согласованных приоритетов и рабочих планов, принимаемых на предстоящий год, в форме регулярных встреч по взаимосогласованным вопросам и темам и в рамках специальных рабочих групп, в том числе в группе по морскому и внутреннему водному транспорту.

Исходя из нынешнего состояния инфраструктуры внутреннего водного транспорта представляется проблематичным завершить подготовку внутренних водных путей Российской Федерации в целом для открытия их для плавания судов под флагом иностранного государства в ближайшие 3 – 5 лет. Открытие внутренних водных путей должно осуществляться на взаимовыгодных условиях.

Для реализации национальной политики в области внутренних водных путей необходимо совершенствование нормативной правовой базы, проведение структурных преобразований, изменение порядка финансирования содержания объектов инфраструктуры внутренних водных путей, предоставление государственных услуг на возмездной основе, сохранение участия государства в инвестиционных программах в рамках государственно-частного партнерства.

Комплексный подход при решении системных проблем внутреннего водного транспорта будет способствовать его устойчивому функционированию и развитию в рамках реализации стратегии развития транспорта России.

Пресс-служба


Все новости