Изображения

Обычная версия

«Правоприменительная практика Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части реализации законных прав и интересов граждан». Доклад Министра транспорта РФ И. Левитина на парламентских слушаниях 4 апреля 2005 г.

03 апреля 2005, 20:00

Доклад Министра транспорта РФ И.Левитина на парламентских слушаниях 4 апреля 2005 г.

«Правоприменительная практика Федерального закона
от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в части реализации законных прав
и интересов граждан
»

Реализация положений Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ находится на постоянном контроле со стороны Министерства транспорта Российской Федерации. В Министерстве создана рабочая группа по мониторингу ситуации, связанной с монетизацией льгот на транспорте. Еженедельно на заседаниях рабочей группы рассматривается анализ положения дел по транспортной доступности льготным категориям граждан. Заслушиваются информации представителей органов исполнительной власти в сфере транспорта 3-4 регионов страны. Это позволяет своевременно выявлять проблемы, находить пути их решения, проводить анализ эффективности работы транспортных предприятий в условиях монетизации льгот.

Во исполнение пунктов 72, 73 и 112 Перечня нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих принятию во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 21.09.2004 г., Министерством транспорта Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся проезда на транспорте общего пользования отдельных категорий граждан.

В настоящее время приняты следующие акты:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г .№ 850 «О порядке обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 839 «О порядке проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, внутреннем водном (речном), морском, воздушном транспорте»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 851 «О порядке выплаты компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения судье после ухода или удаления его в отставку».

Порядок проезда граждан к местам санаторно-курортного лечения определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.204 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Для следования к месту санаторно-курортного лечения граждане вправе воспользоваться:

  • железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности);

  • авиационным транспортом (экономический класс);

  • водным транспортом (третьей категории);

  • автомобильным транспортом (общего пользования).

Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки граждане обеспечиваются специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.

Именное направление на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте включает данные, необходимые для оформления безденежного проездного документа на проезд авиационным, водным и автомобильным транспортом.

Право на получение специальных талонов, именных направлений имеют граждане, получившие путевки на санаторно-курортное лечение в исполнительных органах Фонда и органах социальной защиты населения.

Проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично, без ограничения числа поездок и маршрутов следования.

Бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке.

Выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам, не обмениваются.

Также следует отметить, что в настоящее время действуют Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 864, в соответствии с которыми Фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы осуществляют финансирование расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями. Однако следует иметь в виду, что указанные Правила распространяются на отношения по финансированию расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В настоящее время Фондом социального страхования Российской Федерации подготовлены Рекомендации по организации проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (письмо от 22.12.2004 г. № 02-18/01-9530).

В соответствии с указанными Рекомендациями Фонд социального страхования Российской Федерации (исполнительные органы Фонда) на основании заключенных с транспортными организациями контрактов (договоров) производят оплату расходов по предоставлению бесплатного проезда граждан на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Это, что касается правового поля действия 122-ФЗ.

Теперь о реальном положении дел с доступностью транспортных услуг льготным категориям граждан по итогам первых трех месяцев действия закона.

122 Федеральный закон значительно изменил порядок предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования.

Необходимость принятия закона обусловлена процессами рыночного преобразования нашего государства и никакому сомнению не подлежит, в то же время многие считают, что монетизация отменила льготы по оплате проезда. Это очень расхожее заблуждение. Во-первых, многие регионы пока сохранили бесплатный проезд для отдельных категорий граждан. Во-вторых, даже те регионы, которые пошли по пути монетизации, ввели льготные социальные проездные билеты. Заложенная в них льгота включает скидку по оплате проезда порядка 60-90%.

Таким образом, монетизация не отменила льготы. Просто эти льготы из натуральной формы преобразованы в стоимостную. Право на денежную компенсацию является актом справедливости по отношению к большинству населения Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством местные органы власти осуществляют тарифное регулирование пассажирских перевозок.

Все это позволяет проводить такую социальную политику, которая обеспечивает транспортную доступность для граждан с низкими доходами. Транспортники не против, чтобы эта политика проводилась и впредь. Но эти решения должны оплачиваться теми, кто их принимает.

Однако действующее законодательство не обязывает органы власти компенсировать транспортникам убытки, связанные с реализаций этой социальной политики, в полном объеме.

Пользуясь этой свободой, местные органы власти до монетизации платили транспортным предприятиям столько, сколько считали возможным и тогда, когда соответствующие деньги появлялись в бюджете.

Именно поэтому пассажирский транспорт, как и коммунальное хозяйство, до сих пор находится, преимущественно, вне сферы рыночной экономики. Вот почему здесь более 85 % перевозок выполняется государственными и муниципальными предприятиями.

Вот почему сегодня более 60 % подвижного состава подлежит немедленному списанию.

При этом частники весьма неохотно идут на социально значимые маршруты, поскольку местные органы власти не представляют им никаких гарантий по финансированию.

В федеральный реестр граждан, ранее имевших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатный проезд в общественном пассажирском транспорте, включены следующие категории:

1.- По социальному признаку:

инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ); участники ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; ветераны боевых действий; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектов; члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; инвалиды I группы; инвалиды II группы; инвалиды III группы; дети инвалиды; граждане, награжденные знаком «Почетный донор России (СССР)»; граждане. подвергшиеся воздействию радиации.

С вводом в действие 122 Федерального закона указанным категориям граждан натуральные льготы заменены денежными компенсационными выплатами из федерального бюджета.

2. Граждане, ранее имевшие льготы по профессиональному признаку: военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел; прокуроры и следователи прокуратуры; судьи; судебные приставы; работники таможенных органов; военнослужащие органов ФСБ и других правоохранительных органов.

В условиях 122 закона судьи, прокурорские работники, судебные приставы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси), в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми организациями, в которых они работают, у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Для работников других силовых структур отмена льгот по оплате проезда компенсирована увеличением размера денежного содержания.

В региональный реестр граждан, имевших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатный проезд в общественном пассажирском транспорте, попали следующие категории:

граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные; труженики тыла; ветераны труда.

Решения о замене или сохранении льгот данным категориям граждан принимают субъекты Российской Федерации.

Замена льгот на денежные компенсации не идет гладко - не отлажены механизмы ее реализации. Федеральный Центр оказал регионам дополнительную финансовую помощь из расчета 50 рублей на каждого федерального льготника, что в сумме составило 8, 5 миллиарда рублей. Эти меры помогли стабилизировать ситуацию и успокоить людей, однако полностью проблем не решили.

Результаты мониторинга внедрения закона показывают, что большинство субъектов Российской Федерации пошли по пути введения единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) на городском и пригородном автомобильном транспорте. В настоящее время таких субъектов - 59. В феврале ввели ЕСПБ 33 субъекта Российской Федерации, а в марте еще 26 субъектов.

В различных регионах стоимость социальных проездных билетов колеблется от 50 до 230 рублей в месяц. Эта цена является льготной и составляет порядка 20 - 40% от стоимости единых проездных билетов для граждан, действующих в настоящее время в региональных центрах.

При введении ЕСПБ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были приняты разные решения по срокам действия билетов, их стоимости и видам.

В основном применяются социальные проездные билеты, действующие на всей территории конкретного субъекта Российской Федерации, со сроком действия – один месяц.

Так, например, в 43 субъектах Российской Федерации введены ЕСПБ, действующие на всех видах общественного пассажирского транспорта в городском и пригородном сообщении, в 10 субъектах - отдельно на городских маршрутах и отдельно на пригородных, а в 6 субъектах проездные билеты введены только на городских маршрутах.

Есть регионы, в которых срок действия ЕСПБ установлен на квартал, например, Ярославская и Ростовская области.

В некоторых субъектах вводятся одновременно с ЕСПБ разовые льготные билеты, в основном в пригородном сообщении, например в Курганской, Челябинской областях и др.; в городском сообщении - во Владимирской области. Кроме того, в Республике Карелия муниципальным образованиям предоставлено право выбора: введение ЕСПБ или льготных разовых билетов.

В некоторых субъектах права по установлению стоимости ЕСПБ даны муниципальным образованиям, например, в г. Иваново стоимость ЕСПБ составляет 100 рублей, а в муниципальных образованиях Ивановской области – от 20 до 75 рублей.

В Камчатской области стоимость ЕСПБ устанавливается дифференцировано в зависимости от конкретной льготной категории граждан и колеблется от 20 до 275 рублей.

В регионах так же по разному подходят и к способам реализации единых социальных проездных билетов: реализация ЕСПБ осуществляется: через органы социальной защиты, отделения почтовой связи, сберегательные банки и киоски по продажи проездных билетов предприятий пассажирского транспорта.

В отдельных регионах ЕСПБ предоставляются бесплатно. Так, например, в Тюменской области всем льготным категориям граждан рассылают ЕСПБ через почтовые отделения бесплатно на полгода (с 01.02.05 по 30.06.05). В Республике Северная Осетия – Алания региональным льготникам выдается ЕСПБ через органы социальной защиты бесплатно на год. В Республике Марий Эл – аналогичная ситуация. В Кемеровской области всем категориям льготных граждан выдают ЕСПБ бесплатно на месяц при получении пенсии. В Ярославской области ЕСПБ распространяются бесплатно всем категориям льготных граждан на квартал. В Ростовской, Вологодской, Ульяновской и Сахалинской областях ЕСПБ выдают бесплатно региональным категориям льготников.

По имеющейся информации на февраль, март и на апрель в целом по всем 59 регионам, перешедшим на монетизацию льгот, реализовано более 8,5 млн. штук ЕСПБ. Анализ позволяет сделать вывод: в среднем ежемесячно 15,6 % льготников приобретали социальные проездные билеты, а остальные предпочли оставить денежные компенсации, и при разовых поездках оплачивали полную стоимость проезда.

Работа по введению ЕСПБ в регионах продолжается. Так, с 1 апреля 2005 вводятся ЕСПБ в Республиках Саха (Якутия), Адыгея, Карачаево-Черкесская, Свердловской, Амурской областях и Ханты-Мансийском автономном округе.

Анализируя ситуацию с реализацией ЕСПБ, отмечаем следующее:

  • в регионах, где стоимость социального билета выше 40% от стоимости обычного проездного билета для граждан – процент реализации ЕСПБ составляет в среднем только 3 % от количества льготников;

  • в субъектах, где стоимость ЕСПБ ниже 40% от стоимости обычного проездного билета - процент реализации ЕСПБ составляет в среднем - 20 %.

Невысокий процент реализации ЕСПБ за февраль и март можно объяснить трудностями, с которыми сталкиваются регионы, а именно:

  • не до конца апробированный механизм реализации ЕСПБ, в виду небольшого срока действия этих билетов на территориях регионов (в основном с 1 февраля, а в некоторых и с 1марта);

  • слишком короткий период для адаптации населения к мероприятиям, проводимым по реализации 122 Федерального закона, в том числе к введению ЕСПБ;

  • отсутствие опыта по введению различных видов ЕСПБ.

По состоянию на сегодняшний день в 13 регионах Российской Федерации сохранена ранее действовавшая система натуральных льгот по оплате проезда.

В Московской области сохранено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования при предъявлении выданных субъектом проездных удостоверений.

Еще в 9 регионах до сих пор не определись по форме оплаты льготного проезда.

Учитывая обращения субъектов Российской Федерации по вопросам определения стоимости ЕСПБ, порядка распределения выручки от продажи ЕСПБ между перевозчиками, в рамках оказания методической помощи, Минтрансом России разработаны:

  • Рекомендации по организации транспортного обслуживания населения на основе использования единых социальных проездных билетов и распределения доходов между перевозчиками;

  • Рекомендации по порядку установления и расчетов тарифа на перевозки пассажиров маршрутными автобусами.

На железнодорожном транспорте в целях реализации Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ Открытым акционерным общество «Российские железные дороги»» разработан порядок проезда, технология оформления льготных проездных документов, а также система контроля и учета объемов льготных перевозок и учета выпадающих доходов. В дальнем сообщении разработан порядок ведения персонифицированного учета путем ведения согласованного Реестра оформленных проездных документов.

10 ноября 2004 года между ОАО «РЖД» и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию заключен договор по оказанию услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг ответственности федерального бюджета в пригородном сообщении, в соответствии с которым ОАО «РЖД» обязуется и обеспечивает в течение 2005 года перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда, без ограничения числа поездок и маршрута следования.

Общее количество пассажиров льготных категорий, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, обслуживаемых железными дорогами ОАО «РЖД», составляет 35 249 тыс,чел., в том числе льготы которых финансируются за счет средств:

  • федерального бюджета - 14 200 тыс. чел.
  • бюджетов регионов и местных бюджетов - 21049 тыс. чел.

  • На остальных железных дорогах количество пассажиров, льготы которых монетизируются, в среднем не превышает 2 200 тыс.чел.

    Для следования к месту санаторно-курортного лечения граждане обеспечиваются проездными документами (билетами) установленных форм.

    Оформление проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно производится билетными кассами железных дорог-филиалов ОАО «РЖД» в обмен на специальные талоны на право бесплатного проезда в поезде дальнего следования. Количество оформленных льготных проездных документов гражданам, следующим к месту санаторно-курортного лечения и обратно по состоянию с начала года по 31 марта составило 71659. человек.

    Внесенными изменениями в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не определен порядок бесплатного проезда данной категории льготников. По экспертным оценкам для этого необходимо 350 млн. рублей в год. Однако федеральным бюджетом на 2005 год средства на реализацию данной меры социальной поддержки не предусматриваются.

    Не был решен вопрос проезда на железнодорожном транспорте школьников и студентов от места жительства к месту учебы и обратно. Ранее они имели право проезда с 50% скидкой. 2 марта 2005 года советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о сохранении в 2005 году льготного проезда на железнодорожном транспорте учащихся образовательных учреждений с учетом, что льготный проезд предусмотрен финансовым планом ОАО «РЖД» на 2005 год.

    В целях недопущения конфликтных ситуаций и социальной напряженности в январе ОАО «РЖД» было принято решение о временном порядке предоставлении права льготного проезда студентам и школьникам, сотрудникам милиции и гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АС. Сохраняют льготы натурального характера по проезду на железнодорожном транспорте Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

    Федеральный закон №122-ФЗ предусматривает отмену льгот в натуральной форме работникам силовых структур, в то же время, как уже указывалось, обязывая соответствующие органы приобретать для своих сотрудников у транспортных организаций проездные документы-билеты в служебных целях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Право проезда в поездах обслуживаемых объектов без приобретения проездных документов сохраняется только сотрудникам спецслужб при исполнении ими обязанностей по охране правопорядка и безопасности на железнодорожном транспорте, а также при пресечении правонарушений и доставке задержанных лиц.

    Анализируя итоги трех месяцев по перевозке льготных категорий граждан в пригородном железнодорожном сообщении можно отметить ряд положительных тенденций, которые произошли в связи с реализацией закона по монетизации льгот. Сравнивая объемные, стоимостные и качественные показатели работы пригородного комплекса отмечается устойчивая тенденция роста. Так, количество отправленных пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло более чем на 16 процентов. Дополнительно отправлено более 20 млн. пассажиров, причем большинство пассажиров –из числа льготных категорий граждан.

    В области воздушного транспорта

    Введение в действие 122 Федерального закона позволит сократить расходы авиакомпаний по предоставлению льготного проезда гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Действовавший ранее порядок возмещения расходов за выполненные льготные перевозки обеспечивал ежегодно возмещение только около 40 процентов расходов авиакомпаний. Ежегодно авиакомпании России недополучали около 500 млн. рублей.

    В 2004 году авиакомпаниями России на льготных условиях было перевезено около 235 тысяч пассажиров, при этом расходы авиакомпаний составили 983,7 млн. рублей, а сумма возмещения составила 469,1 млн. рублей.

    Реализация положений 122 закона и принятых в его развитие нормативно-правовых документов обеспечит авиакомпаниям возможность более эффективного использования оборотных средств предприятий, и как следствие: своевременное проведение расчетов с бюджетами всех уровней, направление средств на обеспечение безопасности воздушного транспорта и развитие его материально-технической базы.

    Во исполнение этих нормативно-правовых документов в части воздушного транспорта авиакомпаниям было поручено:

    провести работу с исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации по заключению контрактов (договоров) на выполнение бесплатных перевозок граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, к месту лечения и обратно и возмещение связанных с этим расходов;

    обеспечить в установленном порядке регистрацию льгот и скидок, предоставляемых авиакомпаниями по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с заключенными контрактами (договорами)

    По состоянию на 31 марта 2005 года заключены государственные контракты (договоры) исполнительными органами Фонда социального страхования России на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 23 авиакомпаниями России, как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям.

    Сетью маршрутов, по которым должны выполняться авиаперевозки граждан в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), полностью охвачен 41 субъект Российской Федерации.

    Условия заключения государственных контрактов позволяют обеспечить выполнение льготных авиаперевозок практически всех категорий граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

    Заключенные государственные контракты (договоры) позволяют обеспечить льготные перевозки граждан практически всех регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока к месту санаторно-курортного лечения и обратно, как по магистральным воздушным линиям к основным южным курортам России, так и по внутренним воздушным линиям.

    В соответствии с заключенными государственными контрактами в районах, где воздушный транспорт является единственным видом транспорта, гражданам предоставлено право бесплатного проезда воздушным транспортом или установлены социально-низкие тарифы. В районах, где развита сеть наземных видов транспорта, для граждан, желающих осуществить перевозку воздушным транспортом, установлены различные уровни скидок.

    В ряде регионов, где осуществляются перевозки граждан в труднодоступные районы, администрациями субъектов Российской Федерации сохранен порядок дотирования авиапредприятий в целях снижения стоимости авиаперевозок, в связи с чем заключаются договоры с авиакомпаниями:

    -Так правительством Вологодской области заключен договор с ОАО «Вологодское авиационное предприятие» на обеспечение перевозок жителей Вологодской области и других территорий на регулярных внутренних воздушных линиях по расписанию по социально низким ценам;

    - Администрациями Ловозерского и Терского районов Мурманской области заключен договор с ОАО «Мурманская авиационная компания» по разным социально низким тарифам – для жителей указанных районов, для жителей Мурманской области, для жителей других территорий Российской Федерации.

    В целях обеспечения доступности авиационного транспорта для всех категорий населения Российской Федерации авиакомпании России продолжают практику установления специальных (пониженных) авиационных тарифов для отдельных категорий граждан как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям (ОАО «Аэрофлот-Норд», ЗАО «Авиакомпания «Когалымавиа», ОАО «Бугульминское авиапредприятие», ОАО «Аэрофлот-Дон», ОАО Авиакомпания «Даурия», ЗАО Авиакомпания «Карат», ГУП «Туринское Авиапредприятие», ООО Производственно-коммерческая фирма «КАТЭКАВИА», ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», ГУАП «Оренбургские авиалинии», ГТК «Россия», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ФГУП «Новосибирское авиапредприятие», ОАО «Тувинские авиационные линии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр»).

    Администрацией Калининградской области заключен договор с ОАО «Калининградавиа» на выполнение перевозок жителей Калининградской области, нуждающихся в социальной поддержке и состоящих на учете в органах социальной защиты населения по маршруту Калининград – Москва- Калининград (не более 2-х авиаперелетов в год по стоимости не превышающей 950 рублей).

    Авиакомпании продолжают работу по заключению госконтрактов с исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации и договоров с исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

    За период с 1 января по 31 марта 2005 года авиакомпаниями России на льготных условиях перевезено 197 пассажиров.

    Ситуация с реализацией федерального закона № 122-ФЗ на внутреннем водном транспорте, следующая.

    С предприятиями водного транспорта, осуществляющими перевозки пассажиров, активизирована работа по определению механизма перевода в денежное выражение льгот по оплате проезда на судах внутреннего водного транспорта.

    Уже решены вопросы перевозки льготных категорий граждан в следующих субъектах Российской Федерации:

    В Костромской области постановлением Администрации области на внутреннем водном, железнодорожном и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с 1 мая по 30 сентября 2005 года вводятся ежемесячные проездные билеты.

    В Республики Марий Эл между Министерством социальной защиты населения и ОАО «Порт Козьмодемьянск» заключен договор на навигацию 2005 года. В бюджете республики предусмотрены средства на возмещение порту недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан в размере 168,0 тыс. руб.

    В Ярославской области между Администрацией области и ОАО «Ярославский речной порт» заключен договор на перевозку пассажиров по пригородным маршрутам, а также договор с Мэрией города Ярославль на перевозку по внутригородским маршрутам. В процессе согласования с Администрациями двух муниципальных округов области находятся договоры на перевозку пассажиров на речных переправах.

    Остаются пока нерешенными проблемы льготных перевозок водным транспортом по ряду регионов.

    В Пермской области и Коми-Пермяцком автономного округе речные перевозки обслуживает ОАО «Порт Березники» и до2005 года эти перевозки субсидировались в равных размерах администрациями обоих субъектов. Однако, в бюджете на 2005 год Коми-Пермяцкого автономного округа субсидия на перевозку пассажиров речным транспортом не предусмотрена, в связи с чем договор на возмещение недополученных доходов от перевозки льготников по маршруту «Березники - Пожва», проходящему по этим двум субъектам Российской Федерации не заключены.

    По Московской области: ведётся работа по заключению соглашения между Правительством Московской области и ОАО «Порт Коломна» о компенсации затрат на маршруте «Коломна - Притыка», связанных с предоставлением транспортных услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг.

    По Республике Саха(Якутия): Министерством транспорта Республики Саха (Якутия) и депутатами Ил Тумэна проводится работа по определению объёмов и сроков выплаты дотаций на возмещение убытков от перевозок льготных категорий граждан.

    Ежегодно в III декаде мая заключаются договора между ООО «Ленатурфлот» и Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на продажу билетов по талонам на бесплатный проезд внутренним водным транспортом по территории Республики различных категорий льготников на республиканском маршруте «Якутск - Тикси».

    В Томской области между Администрацией и ОАО «Томская судоходная компания» заключён договор на перевозку по внутригородскому маршруту только Героев Советского Союза, Героев соцтруда, кавалеров ордена Славы трёх степеней. А вопрос по возмещению убытков от предоставления льгот другим льготным категориям находится на обсуждении в Администрации Томской области и Администрации города Томск.

    Планируется внести изменения в постановление Администрации Новосибирской области «О порядке учёта и возмещения расходов на реализацию прав и льгот по оплате проезда в пригородном (автомобильном, железнодорожном, водном) и междугороднем (внутриобластном автомобильном) сообщении, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси)» в соответствии с действующим законодательством. ОАО «Новосибирский речной порт» направлены в Администрацию Новосибирской области соответствующие предложения с перечнем категорий пассажиров, имеющих льготы на внутреннем водном транспорте. После внесения изменений в постановление, порт готов заключить договор с Управлением пассажирских перевозок Администрации Новосибирской области на выполнение перевозок пассажиров по речным маршрутам пригородного сообщения. Проект этого договора уже находится на рассмотрении в областной администрации.

    Работа по заключению соглашений судоходными компаниями с органами исполнительной власти других регионов по перевозкам льготных категорий граждан продолжается.

    Министерством транспорта проводится работа по распространению положительного опыта регионов, в которых произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями и введены социальные проездные билеты (в частности, это распространение справочно-информационных материалов, консультации и разъяснения специалистами). Министерством совместно с субъектами Российской Федерации 25 февраля 2005 года было проведено селекторное совещание, по результатам которого выработан ряд рекомендаций по организации транспортного обслуживания населения на основе использования единых социальных билетов и распределения доходов между перевозчиками.

    В целях объективного анализа реализации положений 122 ФЗ в субъектах Российской Федерации и оказания практической помощи регионам в Министерстве введена практика выездных совещаний руководителей Министерства с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием в работе этих совещаний полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей транспортных организаций, представителей территориальных органов федеральных Министерств, задействованных в исполнении 122-ФЗ.

    Такие совещания, в январе-марте состоялись в ряде регионов: в Санкт-Петербурге с участием регионов Северо-Западного федерального округа, в Екатеринбурге по Уральскому федеральному округу, в Новосибирске по Сибирскому федеральному округу, в Нижнем Новгороде, Республике Татарстан (Казани), Приморском крае (Хабаровске), Калининградской области (Калининграде), Кемеровской области (Кемерово), в Орловской области.

    Все новости