Изображения

Обычная версия

О взаимодействии Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации по транспортному обеспечению российской внешней торговли на основе сбалансированного развития портовых транспортных узлов России

01 декабря 2002, 21:00

29 ноября 2002 года состоялось расширенное заседание Коллегий Минтранса России и МПС России «О взаимодействии Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации по транспортному обеспечению российской внешней торговли на основе сбалансированного развития портовых транспортных узлов России».

Минтранс России и МПС России в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными на заседании Президиума Госсовета в Междуреченске в августе 2002 года, и решениями Правительства по поддержке товарного экспорта (последнее было принято в ноябре текущего года), ведут постоянную совместную работу по развитию транспортной системы страны.

В мае 2000 года состоялось совместное заседание Коллегий Минтранса России и МПС России, посвященное этой теме. Была создана Межведомственная Рабочая группа по координации взаимодействия федерального железнодорожного, морского и речного транспорта. Нынешнее совместное заседание Коллегий призвано подвести итог проделанной работе и наметить пути дальнейшего развития транспортного комплекса.

На расширенном заседании Коллегий было отмечено, что планы совместной работы в основном выполняются.

Экспорт стратегической продукции – нефти, удобрений, угля, металла – через российские морские порты играет исключительно важную роль в экономике страны. В 2001 году в морских портах России было переработано порядка 200 млн. тонн грузов, что на 10% больше уровня 2000 года. А в 2002 году этот объем превысит уже 250 миллионов тонн. На увеличение объема экспорта через российские порты оказала воздействие проведенная в августе 2001 года унификация железнодорожных тарифов. Удельный вес перевозок через порты увеличился с 29 до 35%, а через пограничные станции уменьшился с 71 до 65%.

За истекший период были развернуты работы по развитию морских портов и усилению припортовых станций и железнодорожных подходов к ним в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Усть-Луге, разработаны предложения по созданию Российской национальной контейнерной компании, подготовлен проект федерального закона «О транспортно-экспедиторской деятельности». Проводится мониторинг внешнеторговых и транзитных грузопотоков, следующих через российские порты, по объёмам и номенклатуре, формируются конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, внесены соответствующие корректировки в Программу возрождения торгового флота России.

Вместе с тем, на совместном заседании Коллегий было отмечено, что изменения структуры внешней торговли требуют повышения уровня координации работы двух ведомств в развитии морских транспортных узлов.

В этой связи наиболее важным представляется вопрос согласованного развития инфраструктуры портов, припортовых железнодорожных станций и подходов к ним. Основным документом, определяющим развитие транспорта до 2010 г., является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)». Она предусматривает дальнейшее переключение национальной грузовой базы из портов сопредельных стран на российские порты, расширение экспортных возможностей и развитие международных транспортных коридоров (МТК). В рамках программы на развитие портовых мощностей до 2010 года планируется направить 157,5 миллиардов рублей, на развитие припортовых станций – 9,7 миллиарда.

Учитывая новые тенденции развития внешней торговли, Коллегии Минтранса России и МПС России считают необходимым уточнить показатели Федеральной целевой программы, предусмотрев увеличение портовых мощностей по экспорту зерна до 15 млн. тонн, угля до 45 млн. тонн, нефтепродуктов до 100 млн. тонн, по переработке контейнеров до 1,0 млн. тонн.

На расширенном заседании Коллегий были также определены главные направления совместной работы над нормативной правовой базой деятельности транспортных узлов. Существующие правила, которые были выработаны еще в 1991 году, в определенной мере являются тормозом во взаимоотношениях железных дорог с портами.

В связи с разработкой пакета законов о реформировании железнодорожного транспорта предстоит фактически полный пересмотр существующей правовой базы. На заседании Коллегий был согласован план утверждения и унификации правовых документов, которые будут использоваться в процессе реформирования МПС и создания Росморпорта. Работа по приведению в соответствие современным требованиям нормативной базы взаимодействия портов и припортовых станций будет завершена во 2 квартале 2003 года.

Одним из приоритетных направлений развития транспортной системы России Коллегии считают ускоренное развитие технологий контейнерных и контрейлерных транспортных систем для оптимального взаимодействия видов транспорта при смешанных перевозках. Это позволит укрепить позиции МТК, проходящих по территории России. Принято решение в первом полугодии 2003 года разработать проект Концепции развития контейнерных и контрейлерных перевозок в Российской Федерации.

Кроме того, было решено создать Межведомственную рабочую группу для выработки стратегии развития морских железнодорожных сообщений на линиях Усть-Луга – Калининград – порты Германии; Махачкала – порты Казахстана, Туркмении, Ирана; черноморские порты России – порты Украины и Болгарии, Ванино – Холмск.

Коллегии считают необходимым условием развития транспортной системы России широкое использование современных информационных технологий, на которые будет опираться вся система организации, управления и коммерции в транспортных узлах.

Одним из наиболее действенных средств улучшения работы смежных видов транспорта будет создание единой системы логистических центров. Это позволит, в частности, рационально планировать и организовывать доставку грузов различными видами транспорта, наладить комплексное транспортное обслуживание клиентов, расширить перечень оказываемых услуг и значительно повысить их качество, эффективно контролировать выполнение графика перевозок и сократить время доставки.

Успешному функционированию логистических центров будет способствовать создание единого информационного пространства на основе современных информационных технологий. Эта мера значительно повысит эффективность взаимодействия систем управления железнодорожным и морским транспортом, облегчит пользователям доступ к единой информационной сети «порт – железная дорога».

Коллегии Минтранса России и МПС России постановили в месячный срок завершить разработку Плана совместных действий по основным направлениям внешнеторговых грузов на 2003 год.
Все новости