Изображения

Обычная версия

О состоянии и мерах по повышению качества транспортного обслуживания населения и обеспечению безопасности при перевозках пассажиров автобусами в соответствии с решением президиума Государственного совета Российской Федерации от 15 ноября 2005 года

11 сентября 2006, 20:00

 

О состоянии и мерах по повышению качества транспортного обслуживания населения
и обеспечению безопасности при перевозках пассажиров автобусами
в соответствии с решением президиума Государственного совета Российской Федерации
от 15 ноября 2005 года

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости разработки и реализации мер по повышению безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в течение года разработала и представила в Минтранс России проекты 14 нормативных правовых актов, в т.ч. - федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом и об утверждении Положения о государственных транспортных инспекторах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Административного регламента исполнения государственной функции по лицензированию перевозок пассажиров автобусами и др.

Росстранснадзором были проведены операции, «Автобус», «Челнок», «Караван-авто», «Опасный груз», направленные на выявление нарушений федерального законодательства в сфере перевозок людей и грузов. ФСНТ принимала участие в проверках состояния железнодорожных переездов, состояния транспортной безопасности автовокзалов, автостанций, мест базирования транспортных средств хозяйствующих субъектов.

В текущем году аттестовано 146,6 тыс. лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии. В связи с не прохождением аттестации 693 человека были отстранены от занимаемой должности.

В ходе лицензионной и контрольно-надзорной деятельности в I полугодии 2006г. управлениями государственного автодорожного надзора было выдано 6548 лицензий. 447 соискателям, из-за несоответствия лицензионным требованиям и условиям, в выдаче лицензии было отказано. Проверено 25210 хозяйствующих субъектов. При этом выявлено 63511 нарушений. Оформлено 15659 предписаний об их устранении, назначено штрафов на сумму более 15 млн. руб., приостановлено действие 1128 и аннулировано 839 лицензий, что в два раза больше соответствующего периода прошлого года.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта проведены проверки деятельности Северо-Западного управления госавтодорнадзора, управлений госавтодорнадзора по Московской, Ивановской, Костромской, Вологодской областям, заслушивания руководителей Центрального и Уральского управлений госавтодорнадзора, управлений госавтодорнадзора по Республике Марий Эл, Тверской, Липецкой, Вологодской, Воронежской, Кировской областям. При этом внимание акцентировалось на работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами, обеспечению качества проводимых управлениями проверок хозяйствующих субъектов, исключению ими нарушений транспортного законодательства, применению всех предусмотренных законом полномочий при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Проводимая работа способствовала тому, что в первом полугодии 2006г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий и число раненых на 10 тыс. единиц лицензируемого пассажирского автотранспорта по вине лицензиатов сократились соответственно на 4,2 % и 3,4%. Однако, абсолютные показатели аварийности при перевозках пассажиров лицензируемым автотранспортом продолжают оставаться высокими.

За первое полугодие 2006 г. на лицензируемом автотранспорте произошло 1157 ДТП, в которых погибло 98 человек и было ранено 1800 человек, что больше чем за соответствующий период прошлого года соответственно на 1,3%, 6,5% и 2,5%.

Как показали проверки ряда территориальных управлений госавтодорнадзора работа их требует совершенствования.

Следует отметить все возрастающий уровень аварийности при перевозках пассажиров автобусами для собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При значительно меньшей интенсивности эксплуатации и числа перевозимых пассажиров в год (в 7 раз меньше, чем лицензируемым автотранспортом), число совершенных ДТП в I полугодии 2006 г. (1331) здесь превышает число ДТП, произошедших на лицензируемом автотранспорте (1150) и выросло по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 60%. При этом погибло 140 человек (на лицензируемом автотранспорте - 98 человек), что на 17,6% выше показателя соответствующего периода прошлого года, ранено 1869 человек (на лицензируемом автотранспорте - 1792 человека), что выше показателя соответствующего периода прошлого года на 12,9%. Количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств здесь составляет 33,1%, тяжесть последствий - 7,0 (на лицензируемом автотранспорте соответственно 29,6 и 5,2).

К указанным перевозкам относятся также перевозки детей и школьников. Как показывают проверки, во многих регионах транспортные средства, которые получают школы в рамках региональных программ «Школьный автобус», не отвечают требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». В них отсутствуют ремни безопасности, устройства ограничения скорости и т.д. Кроме того, в школах не создана база для технического обслуживания и ремонта этих автобусов. Не проводятся медицинские осмотры водителей и технические осмотры автобусов перед выездом на линию. Перевозки школьников осуществляются с грубыми нарушениями установленных правил. Должный контроль за безопасностью перевозок школьников не обеспечивается. Имеют место случаи, когда детей перевозят грузовым автотранспортом. Все это приводит к дорожно-транспортным происшествиям, в том числе с особо тяжкими последствиями. В июне т.г. в Республике Тыва 4 человека погибли и 3 получили ранения в результате опрокидывания автомобиля ГАЗ-53Б, осуществлявшего в условиях горной местности, в необорудованном кузове перевозку 24 человек, в т.ч. 15 школьников-выпускников местной средней школы.

Существует настоятельная необходимость включения перевозок пассажиров автобусами для собственных нужд в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Отрицательно влияет на качество и безопасность при перевозке пассажиров автобусами отсутствие нормативных правовых актов, определяющих порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов, формирования маршрутной сети, деятельности автовокзалов и автостанций, диспетчеризации перевозок. Все это не дает возможности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в должной мере влиять на процессы, происходящие в данном секторе транспортного рынка.

Повышенная опасность автобусных перевозок требует совершенствования технической политики на автомобильном транспорте в целях обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности выпускаемых отечественными производителями автотранспортных средств. По уровню комфорта, пассивной и активной безопасности отечественные автобусы отстают от зарубежных.

Наличие сертификата соответствия в системе, которая сегодня существует, не является гарантией безопасности автобусов.

Ряд Правил ЕЭК ООН (№№ 10,13,24,49,51,83) прямо предусматривает соответствие конструкции регламентируемым ими требованиям при нормальных условиях эксплуатации. Однако порядок контроля и надзора за допуском сертифицируемой продукции на маршруты не определен.

Вышеуказанные проблемы требуют незамедлительного решения. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в настоящее время работает над предложениями по реализации следующих мер повышения безопасности на автомобильном транспорте:

  • введению нормативной правовой базы, определяющей порядок и организацию перевозок пассажиров автобусами в Российской Федерации в современных условиях;

  • законодательному закреплению системы конкурсного отбора перевозчиков на маршрутную сеть, обустройство автовокзалов и автобусных остановок в соответствии с современными требованиями, решение вопросов диспетчеризации перевозок;

  • включению в перечень лицензируемых видов деятельности на автомобильном транспорте перевозок пассажиров автобусами для собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

  • совершенствованию нормативного правового, организационного и материально-технического обеспечения контрольной надзорной деятельности;

  • совершенствованию улично-дорожной сети, систем организации дорожного движения, выделению специальных полос для движения общественного транспорта, строительству подземных и надземных пешеходных переходов;

  • совершенствованию системы подготовки водителей категории «Д»;

  • разработке и внедрению современных средств активной и пассивной безопасности автобусов.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости