Изображения

Обычная версия

В Мурманске начала работать новая транспортно-технологическая схема для перевалки нефти на экспорт

13 октября 2002, 20:00

4 октября 2002 года в Кольский залив вошел танкер “Moscow River”, водоизмещением более 122 тысяч тонн. С этого момента начался отсчет времени проведения операции по отгрузке сырой нефти на экспорт, которую доставили из порта Витино танкера Новороссийского морского пароходства “Бургас” и “Герои Севастополя”, дедвейтом 50 и 58 тысяч тонн.

С начала обсуждения возможностей проведения такой уникальной операции прошло ровно четыре месяца. 4 июня 2002 года в Мурманске побывали Первый заместитель Министра транспорта России Вячеслав Рукша и Заместитель Министра МПС Владимир Якунин, которые провели рабочее совещание с Губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым, а также руководителями предприятий транспортного комплекса, которые должны были принять участие в решении проблемы увеличения грузопотока через Мурманский транспортный узел, начав перевалку на 2,4 миллиона тонн нефти в год.

Тогда же был создан Координационный совет Мурманского транспортного узла и рабочая группа под руководством заместителя губернатора области Владимира Мотлохова, которой поручалось разработать предложения по созданию транспортно-технологической схемы по перевалке больших объемов углеводородного сырья и нефтепродуктов.

Создание такой транспортно-технологической схемы в настоящее время приобретает особое значение. Сегодня очень важно подтвердить экономическую эффективность и реальность проекта, показать, что сделан правильный шаг по выбору Северного маршрута транспортировки нефти на экспорт с использованием географических, навигационных, инфраструктурных возможностей и преимуществ Мурманска, так как в Европейской части России нет другого порта, имеющего незамерзающую акваторию, большие глубины, защищенный рейд и свободный, не стесненный проливами, выход в океан.

Нельзя не учитывать и прогнозы добычи больших объемов углеводородного сырья на шельфе Арктических морей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Уже сегодня свою заинтересованность в отправке нефти на экспорт проявила нефтяная компания “ЮКОС”.

Разработкой проекта по перевалке нефти занялись специалисты нескольких предприятий. Среди них представители ОАО “Мурманское морское пароходство”, Морской администрации порта Мурманск, ЗАО “Морской порт Витино”, ООО “Тангра Ойл”, Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, Северного флота, Арктической специализированной морской инспекции, ЗАО “МАСКО” (Малой судоходной компании), БТОФ (База технического обслуживания флота) и другие.

Предстояло организовать в единую, четко действующую и согласованную по времени цепочку, включающую процесс перевозки нефти по железной дороге, ее накопление в береговом резервуарном парке порта Витино, фрахтовку танкера-стотысячника для перевозки нефти на экспорт и танкеров-разпаузчиков для его загрузки в Кольском заливе, решить вопросы лоцманской проводки большегрузного судна и его постановки на якорь, обеспечения экологической и пожарной безопасности, швартовных и грузовых операций и многое другое.

Все это потребовало от участников этого транспортного процесса значительных усилий, финансовых затрат на разработку и согласование необходимых документов, подбор и обустройство выбранных мест перегрузки нефти.

Перегрузку планируется осуществлять с танкеров водоизмещением 30-50 тыс тонн на танкера водоизмещением 120 тыс. тонн, при обеспечении необходимыми силами (буксиры с противопожарным оборудованием, силы ЛАРН, боновые ограждения, постоянный телевизионный и радиолокационный контроль СУДС МАПМ за положением судов и надводной обстановкой в данном районе, и др.).

В соответствии с договоренностью между Морской администрацией порта Мурманск и компаниями операторами перевозки нефти, был предложен вариант, в соответствии с которым будет осуществлена тестовая погрузка нефти на танкера водоизмещением 100 - 150 тыс. тонн при стоянке на якоре на акватории порта в районе Мишуково, либо в районе якорных стоянок губы Куланга (западная часть среднего колена Кольского залива). Планируется осуществить несколько таких операций до наступления штормовой погоды и неблагоприятных гидрометеоусловий.

Это первый этап, цель которого - практически подтвердить эффективность транспортировки нефти северным маршрутом, демонстрация возможностей глубоководного Мурманского порта и прилегающих акваторий, создания благоприятный условий для грузовладельцев.

Второй этап должен обеспечить создание условий для ежегодной перевалки нефти через Мурманск (Кольский залив) в объеме 6-10 млн. тонн.

Такие объемы перевалки вполне можно обеспечить путем создания рейдовых нефтеперевалочных комплексов в районах с глубинами, позволяющими принимать танкера водоизмещением от 100 000 тонн и более. Варианты создания таких комплексов могут быть различными.

Третий этап - перспективный. Он требует тщательной проработки с участием нефтяных компаний, инвесторов, проектных институтов и предполагает создание в регионе крупного специализированного нефтеперегрузочного терминала или порта, нефтеперерабатывающего завода, сопутствующей инфраструктуры.

Ход подготовки к началу работ по нефтеперевалке в Кольском заливе постоянно обсуждался на заседаниях Координационного совета, докладывался в Министерство транспорта России и Губернатору Мурманской области Ю. Евдокимову.

Перспективы развития нефтегазового комплекса Мурманской области, строительства нефтеналивного терминала в Кольском заливе и увеличения грузопотока через Мурманский порт Юрий Евдокимов обсуждал и на высшем уровне, с Президентом Российской Федерации, во время проведения Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге совещания с губернаторами Северо-Запада России. Эта же проблема была в центре внимания переговоров Юрия Евдокимова с Генеральным консулом США в Санкт-Петербурге - Моррисом Н. Хьюзом.

От этапа согласования, переговоров и подготовки мурманчане перешли к делу. Операция по нефтеперевалке началась с подходом танкера “Moscow River”. После его постановки на якорь на нем были выполнены необходимые технологические операции, обеспечивающие безопасную стоянку и перегрузку нефти, которые соответствовали разработанному плану действий на случай разливов нефти.

5 октября к месту стоянки танкера-стотысячника из порта Витино подошел танкер “Бургас”. Проведение операции обеспечивалось силами и средствами МБАСУ, ОАО ММП, МАСКО и судами Управления аварийно-спасательных работ Северного флота.

За ходом перегрузки нефти осуществлялся постоянный экологический и технологический контроль. После швартовки, передачи шлангов, проверки их герметичности и плотности крепления, специалисты Мурманского бассейнового аварийно - спасательного управления выставили вокруг танкеров боновые заграждения, исключающие распространение, в случае аварий, пролитой нефти. На позицию был выведен пожарный катер. И лишь затем была начата перекачка нефти.

10 октября место “Бургаса” занял танкер “Герои Севастополя”. 12.10.2002 года операция успешно завершена и танкер “Moscow River” возьмет курс на один из европейских портов.

Информация предоставлена
Морской администрацией порта Мурманск
и ОАО "Мурманское морское пароходство"

Все новости