Изображения

Обычная версия

Некоторые итоги работы территориальных отделений РТИ Сибирского федерального округа

26 ноября 2001, 21:00

Некоторые итоги работы территориальных отделений РТИ Сибирского федерального округа

Охват лицензированием участников рынка:

Одним из основных показателей деятельности территориальных отделений Ространсинспекции округа является охват лицензированием хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на всех видах транспорта.

По состоянию на 01 октября 2001 года в СФО среднем пролицензировано 96,5% хозяйствующих субъектов, подлежащих лицензированию по всем видам транспорта и 96,4% субъектов – на автомобильном транспорте.

На 01.09.2001 года в округе осуществляют деятельность на основании лицензии:

  • Автомобильный транспорт 65138
  • Дорожное хозяйство 816
  • Внутренний водный транспорт 492
  • Железнодорожный транспорт 767
  • Воздушный транспорт 26
  • Морской транспорт 10

Отделения приносят эффект в денежном выражении более 79 млн. рублей в год в целом по округу от лицензирования.

За период с 1998 года по октябрь 2001 года произошёл спад количества лицензиатов

  • 1998 г. - 92535 (100%)
  • 1999 г. – 69019 (74,5%),
  • 2000 г. – 69589 (75,2%).
  • на 1 октября 2001 года - 66707 (72%).

Однако, при снижении количества субъектов во всех регионах количество эксплуатируемого транспорта стабильно также по всему округу:

  • 1998 г. - 327817 – в
  • 1999г. – 322414
  • 2000 г - 327391 ед.

В среднем по округу, в 1998 г. на один субъект приходилось 3,77 АТС, в 1999 г. – 4,76 АТС, в 2000 г. – 4,81 АТС

Основными причинами снижения охвата лицензированием участников рынка транспортных услуг в 1999 году явились следующие факторы:

  • укрупнение предприятий;
  • вывод части направлений деятельности ТДК из лицензионного влияния Российской транспортной инспекции (предприятия дорожного хозяйства, промышленного железнодорожного транспорта и др.).
  • наибольший спад происходил в сфере федерального транспорта – с 5671 (100%) в 1998 году до 2156 (38%) в 2000 году)
  • непосильное налоговое бремя, неверные акценты в налоговой политике и “обвал” экономики в августе 1998 года

Инспекторская деятельность

В период с 1998 по 2000 год отделениями РТИ СФО проверено более 150 тыс. юридических и физических лиц.

При этом количество проверок в год оставалось практически постоянным (около 50 тыс.).

За это время выявлено около 40 тыс. случаев работы без лицензии, около 650 тыс. нарушений транспортного законодательства.

При этом проводимая работа позволила достигнуть постоянного снижения нарушений условий использования лицензии с 316 тыс. в 1998 году до 136 тыс. в 2000 году, что свидетельствует о более ответственном подходе субъектов транспортного комплекса к исполнению действующего законодательства.

Возросло количество случаев приостановления и аннулирования лицензий.

В целом по округу в 1998 году приостановлено действие 503 лицензий и аннулировано – 201, в 1999 году – соответственно 736 и 269, в 2000 году – 902 и 669.

Жесткость подхода к нарушителям транспортного законодательства также возросла за период 1998 – 2000 годов. Сумма взысканных штрафов выросла с 1,9 до 2,6 млн. руб.,

При инспектировании на федеральном транспорте – воздушном и внутреннем водном в отделениях обращают внимание на соблюдение законодательства, обеспечение безопасности полётов и судовождения.

За 9 месяцев 2001 года было проведено 420 проверок на воздушном и 915 – на внутреннем водном. При этом, по итогам проверок, было взыскано штрафов на сумму 21 тыс. рубл.

Безопасность дорожного движения

Удалось снизить количество ДТП, совершённых по вине водителей пролицензированного транспорта. Снизился и относительный показатель аварийности (количество ДТП на 10 тыс. лицензионных карточек):

  • 1998 г. - 62,3 ДТП на 10 тыс. лиц. карточек (100%),
  • 1999 г. – 47,1 (75,6%),
  • 2000 г. – 44,4 (71,3% от показателей 1998 года).

Положительным показателем является динамика снижения травматизма и гибели людей:

С 1998 по 2001 год число погибших снизилось с 411 до 314 (на 23,6%),

число раненых соответственно с 2347 до 1713 (на 27,0%),

общее число пострадавших снизилось с 2758 до 2027 (на 26,5%).

Для сравнения, всего на автомобильном транспорте эти показатели снизились по погибшим на 2,4%, по раненым на 6,2%, по пострадавшим на 5,7%.

Данные результаты достигнуты без снижения общего количества пролицензированного транспорта.

Но, к сожалению, просматриваются и негативные тенденции:

  • основное снижение аварийности и травматизма произошло в 1999 году, и, практически, не изменилось в 2000 году,
  • тяжесть последствий при расчёте на одно ДТП на пролицензированном транспорте не уменьшается. 1998 год – 1,341 пострадавших в одном ДТП, 1999 год – 1,387, 2000 год – 1,386,
  • не снизился процент водителей, совершивших в состоянии опьянения ДТП, что говорит о неудовлетворительном положении в проведении предрейсовых медосмотров и недостаточности работы отделений на этом, важном для обеспечения безопасности движения, участке.

Государственный транспортный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок

Сибирский федеральный округ граничит с 3 государствами – Монголией, Китаем и Казахстаном.

Для осуществления государственного контроля за осуществлением международных перевозок отделения РТИ СФО имеют развитую инфраструктуру контрольных пунктов – по состоянию на 01.10.2001 года число АПП увеличилось до 23 (в т.ч. 14 круглосуточных).

Автомобильные пункты пропуска на государственной границе РФ имеются в Бурятском, Алтайском республиканском, Тывинском, Алтайском краевом, Новосибирском, Омском, и Читинском отделениях РТИ. В остальных отделениях (кроме Агинского – Бурятского окружного) работа осуществляется на СКП.

За 2000 год на территорию округа было ввезено 0,51 млн.т различной продукции, а вывезено 0,76 млн.т

При этом доля российских перевозчиков в общем объеме ввозимой продукции составляет 36,6%. В среднем по России за 2000 год доля российских перевозчиков составила 36,3%.

Доля российских перевозчиков в общем объеме вывозимых товаров составляет 63,24%, что гораздо выше доли в целом по России (35,6%).

Требует решения на федеральном уровне проблема защиты своего перевозчика на территориях сопредельных государств.

Необходимо отметить, что в силу сложившейся геоэкономической ситуации подавляющая часть импорта ввозится на территорию округа в Новосибирскую (33,1% от всего СФО) и Омскую (30,3% от всего СФО) области. Лидерами по экспорту являются Алтайский край (23,0% от всего СФО) и Читинская область (21,7% от всего СФО). Очевидно, что именно в этих регионах необходимо более тесное сотрудничество с региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Сибирским таможенным управлением ГТК России. Особенно это актуально для выработки практического механизма реализации принятого 16.10.2001 года Постановления Правительства № 730.

За период с 01.01.2000 по 01.10.2001 год, работниками отделений РТИ СФО проверено 485 тыс. автотранспортных средств (из них 286 тыс. принадлежащих иностранным перевозчикам), выявлено 56 тыс. транспортных средств, осуществляющих перевозки с нарушениями. Средняя доля АТС имеющих нарушения составила 11,6%

За 9 месяцев 2001 года наложено 9838,42 тыс. руб. штрафов, что больше чем за весь 2000 год – 5998,60 тыс. руб..

Существенно поднялся процент взыскиваемости штрафов с 86% до 95%

Усилилась жесткость подхода к нарушителям. Так если в 2000 году средняя сумма штрафа на одно вынесенное постановление составляла 7,5 МРОТ, то в 2001 – 8,9 МРОТ. Жесткость штрафных санкций увеличилась на 18%.

В 2000 году были наиболее распространены нарушения:

  • нарушение режима труда и отдыха - 38,6%,
  • нарушение порядка перевозок крупногабаритных и опасных грузов – 18,4%,
  • невыполнение предписаний органов Российской транспортной инспекции - 14,0%,
  • осуществление международных автомобильных перевозок без отличительных знаков государства регистрации транспортного средства – 12,0%.

 Направления совершенствования деятельности

  1. разработать положение о подготовке нормативно-методических материалов в системе отделений РТИ, предусматривающее привлечение к этой работе научных сотрудников, специалистов смежных отраслей, а также специалистов отделений РТИ;
  2. разработать план подготовки нормативно-методических документов для системы отделений РТИ, предусмотрев, в частности, разработку:
  • руководства по применению Положений о лицензировании, типового плана работы отделений РТИ,
  • справочника инспектора отделения
  1. разработать и приступить к реализации комплексной программы системной автоматизации и информатизации отделений РТИ, обеспечив создание единой информационной среды Российской транспортной инспекции и стыковку информационной системы РТИ с другими информационно-управляющими сетями и базами данных;
  2. продолжить совершенствование применяемых в системе РТИ автоматизированных рабочих мест;
  3. развивать применение технологий управления, сбора, обработки и передачи информации, основанных на электронном обмене данными;

Одним из направлений совершенствования системы управления в деятельности отделений РТИ является дальнейшее развитие пропагандистско-разъяснительной работы, создание благоприятного общественного имиджа. Для решения этой задачи целесообразны:

  • организация постоянного информирования участников транспортного процесса о действующем законодательстве, о решениях, принимаемых Министерством транспорта, другими органами управления транспортом, отделениями РТИ, и разъяснение этих решений;
  • регулярное изучение общественного мнения относительно деятельности РТИ и подготовка на этой основе решений по ее совершенствованию;
  • создание в целях популяризации и разъяснения деятельности РТИ постоянных рубрик в местных газетах, страничек в регулярно выходящих в эфир передачах местного теле- и радиовещания;
  • активизация совместной деятельности с ГАИ, представителями средств массовой информации по пропаганде мер по обеспечению безопасности дорожного движения и разъяснению роли РТИ в этой работе;
  • координация работы отделений РТИ со средствами массовой информации.
  • развитие постоянного взаимодействия отделений РТИ с региональными ассоциациями потребителей, транспортников, нетранспортных предпринимателей.

Для повышения эффективности участия Российской транспортной инспекции в государственном регулировании рынка транспортных услуг, координации и управлении транспортно-дорожным комплексом Сибирского федерального округа необходимо:

  1. Разработать методику и начать серьёзную реальную работу по мониторингу рынка транспортных услуг, изучению методов повышения качества предоставляемых услуг.
  2. Направить усилия территориальных отделений РТИ СФО на обеспечение условий конкурентоспособность российских перевозчиков. Обеспечивать приоритетные условия для российских перевозчиков в международных автомобильных перевозках.
  3. Обеспечить качественное управление предприятиями ТДК. Усилить работу по обучению и аттестации специалистов.
  4. Расширение взаимодействия с органами исполнительной региональной власти, другими контролирующими и надзорными органами.
  5. Необходимо увеличить внимание гласности деятельности Российской транспортной инспекции.

Информация предоставлена
Новосибирским отделением
Российской транспортной инспекции

 
Все новости