Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел селекторное совещание в Доме Правительства РФ, посвященное итогам реализации положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в сфере обеспечения транспортной доступности льготным категориям граждан

23 апреля 2007, 20:00

24 апреля 2007 года Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел селекторное совещание в Доме Правительства РФ, посвященное  итогам реализации положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в сфере обеспечения транспортной доступности льготным категориям граждан.


С момента реализации реформы прошло более двух лет. Все это время Министерство транспорта Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет мониторинг реализации положений Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в части обеспечения транспортными услугами льготных категорий граждан, а также использования субъектами Российской Федерации средств, поступивших из федерального бюджета на обеспечение равной транспортной доступности льготных категорий граждан, входящих, как в федеральный, так и в региональный регистры.

Здесь, в студии Дома Правительства, ответственные работники федеральных органов исполнительной власти: представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, руководители федеральных агентств по видам транспорта, руководители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представители компании ОАО «Российские железные дороги».

На двусторонней связи с нами в регионах – руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, помощники полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, заместители глав городов, руководители транспортных организаций, представители территориальных органов соцзащиты.

Сразу хочу поблагодарить и транспортников и руководителей органов исполнительной власти за большую проделанную работу и сотрудничество с Министерством транспорта. Особенно отмечу Республику Тыва, Республику Алтай, Приморский край, Краснодарский край, Калининградскую, Курскую, Калужскую области за проделанную работу по реализации 122-го Федерального закона. За то, что в этих субъектах Российской Федерации уделяется большое внимание пассажирскому транспорту и, как показывает анализ, приводит к позитивным результатам, обеспечивающим сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также способствующим развитию и стабилизации пассажирского транспорта. Из авиакомпаний, перевозивших граждан к месту лечения и обратно необходимо отметить «Красноярские авиалинии», «Якутия», «Сибирь». На водном транспорте отмечаю: из речных компаний - Новосибирский речной порт, из морских – судоходную компанию «МАСКО». На железнодорожном транспорте хочется отметить: Горьковскую и Западно-Сибирскую железные дороги – филиалы ОАО «РЖД».

Сегодняшнюю нашу работу мы построим таким образом: очень коротко я подведу итоги нашей совместной работы. А затем, послушаем представителей регионов.

Начну с итогов реализации закона в части автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Несколько слов о законопроектной деятельности Министерства в этой сфере.

В связи с обращениями в течение 2005-2006 годов в адрес Министерства и ко мне лично органов власти субъектов Российской Федерации по ускорению разработки и принятию законопроектов «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», хочу кратко изложить, что сделано Министерством по этим вопросам на сегодняшний день.

Проект Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации принят в первом чтении на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время проводится работа с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи по доработке проекта Устава и подготовке его ко второму чтению.

29 марта был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации законопроект «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» и принято решение о внесении его в Государственную Думу.

На их основе после принятия указанных законопроектов будет продолжена работа над отраслевыми нормативными актами.

12 апреля 2007 г. в городе Уфе состоялось Всероссийское отраслевое совещание руководителей организаций городского электрического транспорта, организованное Международной Ассоциацией предприятий городского электрического транспорта с участием Министерства. На совещании были рассмотрены итоги работы за 2006 год в части реализации 122-го Федерального закона в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования. В рабочем совещании приняли участие представители городов из 65 субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2007 года монетизация льгот по оплате проезда осуществлена в 81 из 87 регионов, где существует сеть маршрутов регулярного сообщения, т.е. более чем в 90% субъектов Российской Федерации.

Суть монетизации заключается в переходе льготных категорий граждан на оплачиваемый проезд. При этом в качестве компенсации им ежемесячно выплачивается определенная денежная сумма.

Сегодня оплата проезда осуществляется в различных формах.

Самой распространенной формой являются единые социальные проездные билеты. Они приобретаются гражданами за счет полученных компенсационных выплат. Билет предоставляет право проезда, как правило, в городском и пригородном сообщениях всеми видами транспорта. Такая форма действует в 71 из 81 реформировавшихся регионов. Конечно, для льготников она является самой удобной.

В ряде регионов гражданам льготных категорий предоставляется право выбора: компенсационная выплата или единый социальный проездной билет. То есть, деньги выдаются на руки только тем, кто отказался от социального билета, например: в Московской и Кемеровской областях.

Еще одной разновидностью монетизации является предоставление гражданам права проезда со скидкой, как правило, в размере 50% от полной стоимости разовой поездки (Читинская, Кировская области).

Правительство неоднократно указывало на необходимость обеспечения в процессе монетизации равной доступности транспортных услуг для граждан льготных категорий, включенных в федеральный и региональные реестры. Однако до сих пор в четырех регионах страны это требование не выполняется. (Например: в Курганской области для федеральных льготников стоимость ЕСПБ установлена в размере 240 руб., в то время как региональные льготники имеют право осуществлять проезд по разовым билетам стоимостью 3 рубля 50 копеек, при полной стоимости билета на 1 поездку 7-00 рублей).

А в 5 регионах реформа вообще не проводилась (Ингушетия, Калининградская, Омская области, Эвенкийский автономный округ и Агинский Бурятский автономный округ). В 2007 году таких субъектов осталось три: Ингушетия, Омская область, Агинский Бурятский автономный округ.

Возникает ситуация, когда в ряде регионов федеральные льготники получают компенсацию за отмену льгот и в тоже время пользуются правом бесплатного проезда. По состоянию на 1 января 2007 года таким правом пользовалось около 2 млн. граждан.

В декабре 2006 года в целом по стране стоимость социальных проездных билетов в расчете на один месяц была эквивалентна стоимости 20 разовых поездок в городском сообщении. В декабре 2005 года этот показатель равнялся 27 поездкам.

Таким образом, в течение 2005-2006 гг. льготность указанных билетов постоянно возрастала. Сегодня они предоставляют возможность проезда со скидкой. В среднем, по Российской Федерации стоимость ЕСПБ находится на уровне 50-60 % от стоимости проездного билета для граждан и колеблется от 75 рублей в Рязанской области до 340 рублей в Псковской области.

За годы реформ спрос на социальные билеты вырос. Сегодня в целом по стране на постоянной основе данными билетами пользуется более 22 % льготников, а в декабре 2005 года этот показатель не превышал 15 %.

Реформа привела к 7 % росту объемов предложения транспортных услуг в социальном секторе. Таким образом, опасения, что монетизация приведет к сокращению подвижности граждан льготных категорий и, как следствие, к сокращению объемов транспортных услуг, не оправдались. В Республике Коми объем транспортных услуг вырос на 26%, в Тамбовской области на 23%.

В основном этот рост обусловлен развитием автобусного и троллейбусного сообщений. В тоже время продолжилось сокращение трамвайной сети. Очевидно, что местные бюджеты не справляются с содержанием капиталоемких видов транспорта.

Монетизация льгот положительно сказалась на привлечении частных перевозчиков в социальный сектор общественного транспорта. В целом по Российской Федерации объем транспортных услуг, предлагаемых частными перевозчиками, вырос более чем на 10 %.

Если в 2004 году объем транспортной работы, предлагаемый частными перевозчиками, составлял 21,3 % от общего объема, то в 2006 году он составил 32 %.

Быстрыми темпами идет акционирование государственных и муниципальных транспортных предприятий. В результате только за 2004-2006 гг. доля государственных и муниципальных предприятий в секторе социально значимых перевозок сократилась на 10 %.

Как изменилось финансовое положение транспортных предприятий?

Прямым результатом реформы стал опережающий рост доходов транспортных предприятий от перевозки платных пассажиров. Однако в целом выручка от оплаты проезда и бюджетные субсидии не позволяют возместить транспортные расходы. Общественный транспорт продолжает оставаться убыточным. В тоже время нельзя не отметить, что непокрытые убытки по отношению к эксплуатационным расходам за годы реформ сократились почти на 5 %.

В 2006 году по Российской Федерации возмещение эксплуатационных расходов выручкой от оплаты проезда составила 63 % (в 2005 году этот показатель был на уровне 60,4 %). Высокий процент возмещения расходов выручкой от оплаты проезда в Ростовской области – 74,2 %, в Республике Коми – 79 %.

В 2006 году доля платных пассажиров от общего количества перевезенных пассажиров составила около 81 %, в 2005 году этот показатель был на уровне 72 % (до проведения монетизации этот показатель в среднем по стране составлял около 40 %).

Двукратное сокращение объемов целевого федерального финансирования общественного транспорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом в целом удалось компенсировать за счет дополнительных субсидий транспортным предприятиям, предоставленных бюджетами регионов и муниципальных образований.

Органами власти ряда субъектов Российской Федерации, местного самоуправления была увеличена финансовая поддержка организациям пассажирского транспорта общего пользования, направленная на восполнение финансирования в связи с уменьшением средств из федерального бюджета.

Таким образом, суммарные субсидии из бюджетов всех уровней в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом на 18,4 %, а выделение средств из региональных и местных бюджетов увеличилось на 28,7 %.

Изменение порядка расходования федеральных средств финансирования вновь обострило проблему обновления парка транспортных средств. Темпы роста инвестиций в сфере общественно транспорта после заметного увеличения в 2005 году уже в 2006 сократились более чем в два раза.

Однако, в тех субъектах Российской Федерации, где работе транспорта общего пользования уделяется достаточно серьезное внимание, сумели преодолеть эту ситуацию, в результате инвестиции сохранились на прежнем уровне. Таких регионов в прошлом году было 28. Особенно следует отметить Московскую область, Республику Башкортостан, Нижегородскую область, Самарскую область, Курганскую область, в которых в 2006 году бюджетные ассигнования на приобретение пассажирского подвижного состава значительно возросли.

Теперь коротко об итогах перевозок льготных категорий граждан другими видами транспорта.

На железнодорожном транспорте в 2006 году перевезено граждан - получателей социальных услуг в дальнем следовании 486,5 тысяч человек (что на 7% меньше, чем в 2005 году) на общую сумму 906,6 млн. рублей. В поездах пригородного сообщения в 2006 году перевезено 320,059 млн. льготников федерального уровня, что на 6,5 % больше уровня 2005 года.

Учитывая заявительный порядок предоставления льгот на 2006 год, ОАО «РЖД» совместно с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и Пенсионным фондом Российской Федерации был разработан и осуществлен ряд мероприятий по организации перевозок льготных категорий, основным из которых явилось разработка и внедрение «Карточки транспортного обслуживания получателя социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения в 2006 году».

По состоянию на 1 декабря 2005 года в Федеральном регистре численность граждан, сохранивших за собой натуральные льготы на 2006 год, составила 7,7 млн. чел. Количество граждан-получателей социальной услуги, с учетом приобретения прав на льготы в течение 2006 года оценивается в 8,7 млн. человек.

Принятые на 2006 год ОАО «РЖД» добровольные обязательства по изготовлению и рассылке Карточек транспортного обслуживания привели к возникновению некомпенсированных затрат Компании в размере около 200 млн. рублей. Но необходимо отметить, что при формировании бюджетных средств, в расчет не принимаются дальность и многократность перевозок и, соответственно, фактическая стоимость проезда одного получателя социальных услуг. В результате сумма фактически начисленных платежей по выполненным перевозкам значительно превышает средства, предусмотренные Федеральным бюджетом на эти цели.

В 2005 году при общей сумме начисленных доходов в 6,8 млрд. рублей, которые должно было получить ОАО «РЖД» за перевозку льготников в пригородном сообщении, фактическая оплата составила 5,9 млрд. рублей. Разница – 0,9 млрд. руб.

В 2006 году разница между суммой фактической оплаты и тем объёмом средств, который должна была получить Компания, выросла до 5,1 млрд. рублей.

В 2007 году размер начисленных доходов по данным ОАО «РЖД» по предварительной оценке достигнет 11 млрд. рублей. При оплате за данные перевозки по действующим нормам 4,3 млрд. рублей, неоплаченная сумма составит порядка 7 млрд. рублей.

Проблема, связанная с возмещением перевозчикам стоимости фактически оказанных услуг по перевозкам льготных категориям граждан, требует решения, как на законодательном уровне, так и Правительством Российской Федерации.

В части льгот, предоставляемых субъектами Российской Федерации в пригородном сообщении для региональных льготников, считаем необходимым, рекомендовать субъектам Российской Федерации формировать целевые средства в бюджетах для компенсации в полном объеме выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта за указанные перевозки.

В 2006 году перевезено 129,9 млн. пассажиров льготных категорий регионального уровня на сумму 2,388 млрд. рублей. Рост указанных перевозок к уровню 2005 года составляет 35 % (в 2005 году перевезено 96, 4 млн. чел. на сумму 1,7 млрд. рублей).

По состоянию на 1 января 2007 года дебиторская задолженность за предоставление льготного проезда региональным льготникам в 2005 и 2006 г. г. составляет 78,9 млн. руб.

Значительные суммы дебиторской задолженности имеются в Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Свердловской областях, Республике Башкорстан, Приморском и Красноярском краях.

Необходимо коснуться еще одной проблемы – проезд школьников и студентов.

В настоящее время соответствующего нормативного правового акта, устанавливающего льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте для школьников, студентов и учащихся, высших и средних специальных учебных заведений, не имеется, в связи, с чем правовые основания для предоставления указанных льгот у ОАО «РЖД» отсутствуют.

Вместе с тем потери ОАО «РЖД» от предоставления указанных льгот в 2005 году составили 1 162,8 млн. рублей, а в 2006 году – 1 541,1 млн. рублей.

В этой связи необходимо продолжение работы с причастными министерствам по подготовке соответствующих изменений в действующее законодательство, с целью определения порядка предоставления и финансирования льготного проезда указанных категорий граждан.

На водном транспорте социальные меры поддержки отдельным категориям граждан предусмотрены на 28 местных речных маршрутах на территориях субъектов Российской Федерации, а также 2-х морских маршрутах Приморского края и Мурманской области.

В нормативных правовых актах 30 субъектов Российской Федерации отдельным категориям граждан при проезде на морском и внутреннем водном транспорте предусматривались различные виды предоставления мер социальной поддержки:

это скидки на 50 или 100 % при покупке билетов при предъявлении Удостоверения, подтверждающего принадлежность к льготной категории граждан;

адресная денежная компенсация гражданам, имеющим право на социальную поддержку, но купившим билеты за полную стоимость;

предоставление права на ежемесячное приобретение социальных проездных билетов.

По оперативной информации, полученной от предприятий морского и внутреннего водного транспорта, в навигацию 2006 года судами 48 судоходных компаний перевезено 2,6 млн. граждан льготных категорий.

Наиболее благополучно обстоят дела с перевозками льготных пассажиров воздушным транспортом.

В 2006 году на основе государственных контрактов с Фондом социального страхования Российской Федерации или его региональными отделениями 37 авиакомпании перевезли почти 18 тысяч граждан на льготных условиях к месту санаторно-курортного лечения и обратно. (В 2005 году было перевезено 11 203 гражданина). Указанными контрактами были охвачены 40 субъектов Российской Федерации, включая регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На 2007 год соответствующие контракты с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации уже заключили 26 авиакомпаний, заключение контрактов продолжается. По оперативным данным за 1 квартал 2007 года перевезено воздушным транспортом на льготных условиях к месту санаторно-курортного лечения и обратно около 1700 граждан.

Какие выводы можно сделать:

1. Спустя два года после начала реформы монетизации льгот по оплате проезда на общественном транспорте нереформированными остаются 5 регионов Российской Федерации. Реформа не коснулась 4,5 млн. граждан, которые продолжают пользоваться натуральными льготами.

2. В ходе реформы главное внимание органов власти всех уровней было сосредоточено на смягчении ее последствий для населения. В целом это сделать удалось. Однако для этого по сравнению с 2004 годом расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на обеспечение доступности транспортных услуг для населения были увеличены почти в 3 раза.

3. Прямым результатом реформы стал опережающий рост доходов транспортных предприятий от перевозки платных пассажиров. Однако в целом выручка от оплаты проезда и бюджетные субсидии не позволяют возместить транспортные расходы.

Общественный транспорт продолжает оставаться убыточным (в 2006 году непокрытые убытки составили более 10 млрд. рублей).

Предприятия, действующие в социальном секторе пассажирского транспорта, по-прежнему остаются зависимыми от бюджетного финансирования. При этом объемы бюджетных субсидий и дисциплина платежей не очень привлекательны для частных инвесторов.

4. Бюджетных инвестиций, выделяемых государственным и муниципальным предприятиям, явно недостаточно для обеспечения даже простого воспроизводства. Процесс старения парка продолжается.

5. Средняя заработная плата в 2006 году составила около 9 тыс. рублей. По сравнению с 2005 годом она увеличилась на 20 %. Но это всего лишь 70 % от средней заработной платы по отрасли.

6. Двукратное сокращение объемов целевого федерального финансирования общественного транспорта в целом удалось компенсировать за счет дополнительных субсидий транспортным предприятиям, предоставленных бюджетами регионов и муниципальных образований.

Хочу проинформировать, что в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года на выравнивание транспортной доступности предусмотрено выделение средств в следующих размерах:

  • на 2008 год – 4,5 млрд. рублей;

  • на 2009 год – 4,9 млрд. рублей;

  • на 2010 год – 5,2 млрд. рублей.

Благодарю за внимание, и, пользуясь случаем, хочу пригласить транспортников и руководителей регионов на международный транспортный форум и выставку «Транспорт России – 2007», которые будут проходить с 31 мая по 3 июня т.г. в городе Сочи.

Все новости