Изображения

Обычная версия

В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось очередное заседание Совета директоров дирекций федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»

23 октября 2003, 20:00

Министерство транспорта  Российской Федерации

16 октября 2003 года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось очередное заседание Совета директоров дирекций федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

В заседании приняли участие директора дирекций подпрограмм, руководители структурных подразделений Минтранса России и МПС России, на которых возложено исполнение функций органов текущего управления подпрограммами, представители органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), администраций Владимирской, Ульяновской, Пензенской областей, и г. Москвы. В работе Совета также участвовали ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития, других заинтересованных ведомств.

Вел заседание Председатель Совета, генеральный директор ФГУ «Ространсмодернизация О.А. Ломанов.

Члены Совета обсудили и приняли соответствующее решение по одному из главных вопросов повестки дня «О мониторинге реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и использовании его результатов при актуализации Программы. О взаимодействии органов текущего управления реализации Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при актуализации Программы».

В докладе начальника Управления мониторинга реализации программных мероприятий ФГУ «Ространсмодернизация» Коломейцева А.В. в частности отмечалось, что в процессе реализации Программы наблюдается значительное отставание объемов финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. И одной из главных причин явилось то, что инвестиционная программа МПС России была принята после утверждения ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» с показателями более чем вдвое меньшими показателей Программы. По объективным причинам уменьшение объёмов финансирования произошло по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Гражданская авиация».

Результаты мониторинга реализации программных мероприятий свидетельствуют о необходимости активизации работ по созданию условий для привлечения внебюджетных инвестиций. За этот период появились финансовые проекты, в которых потенциальные инвесторы предлагают различные формы участия частного капитала в реализации программных мероприятий. В научных и деловых кругах активно обсуждаются возможности государственно-частное партнёрство, с использованием принципов концессии. Например, при строительстве железной дороги Беркакит - Якутск более 50 % средств, а это около 7 миллиардов рублей, должны быть привлечены из внебюджетных источников. В условиях действующего законодательства России привлечение внебюджетных средств может быть обеспечено во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, имеющих реальную возможность компенсировать затраты инвестора. Для этого нами разработан макет многостороннего инвестиционного договора с участием государственного заказчика, администрации субъекта Российской Федерации и инвесторов.

Мониторинг фиксирует и положительные изменения при закупках транспортных средств. Это наглядно видно при анализе реализации подпрограммы «Морской транспорт», где произошло снижение цены в расчёте на единицу приобретаемой мощности.

Учитывая существенные изменения плановых показателей Программы и необходимость включения новых форм участия частного капитала в реализации программных мероприятий, а также то, что Минтранс России и МПС России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами завершают разработку Транспортной стратегии России на период до 2025 года, в Федеральную целевую программу должны быть внесены уточнения, отражающие приоритеты развития транспортной системы России в соответствии с основными положениями Транспортной стратегии и тенденциями развития экономической ситуации.

Указанные изменения, произошедшие после утверждения федеральной целевой программы, являются очевидной предпосылкой её актуализации.

В этой связи государственные заказчики внесли в Правительство предложения о целесообразности провести в течение 2004 года актуализацию Программы и представить к концу 2004 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации уточненную редакцию.

Представляется, что актуализация Программы должна охватить следующие направления:

  • приведение Программы в соответствие с основными положениями транспортной стратегии России;

  • корректировка целевых показателей в соответствии с задачами социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

  • уточнение содержания Программы и состава подпрограмм с учетом проводимых реформ естественных монополий;

  • обоснование системы программных мероприятий на 2-й этап реализации Программы с учетом структурных реформ в отраслях транспорта;

  • уточнение ресурсного обеспечения Программы и усиление рыночных механизмов привлечения инвестиций с учетом изменений в бюджетном и налоговом законодательствах;

  • корректировка Программы в территориальном разрезе с учетом особенностей развития регионов;

  • повышение роли инновационных разработок и научного сопровождения Программы.

Промежуточные итоги реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» показывают, что результативность во многом определяется участием регионов в этом процессе. Информация регионов о полном перечне программных мероприятий с указанием источников финансирования и сроков реализации этих мероприятий необходима при актуализации программы. Ведь только с участием региональных администраций можно реализовать комплексный подход к развитию всех видов транспорта и эффективно использовать все виды ресурсов: и материальные, и трудовые, и финансовые, а главное организационно-административные.

Решив совместно эти задачи, мы можем рассчитывать на то, что в результате актуализации будет подготовлена федеральная целевая программы «Модернизация транспортной системы России», в которой будет учтён двухлетний опыт её выполнения, а также детально проработаны все возможные на данном этапе механизмы привлечения внебюджетных средств.

Все новости