"Прямая линия" Министра транспорта РФ С.Франка с читателями газеты "Комсомольская правда"
24 май 2001, 20:00
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Министра транспорта Франка Сергея Оттовича с читателями газеты
"Комсомольская правда"
*****************************************
Министр транспорта России Сергей Франк: Без хороших дорог нет ни свободы, ни нормальной экономики
Правда ли, что в России не на чем стало летать? Зачем российские корабли плавают под чужими флагами? Отменят ли льготы на проезд в городских автобусах?
Без лицензии как без колес
- Здравствуйте, это Сергей из Москвы. У меня свой грузовик «Бычок». Но так допекают чиновники, выдающие лицензии, что хочется бросить все и не работать.
- Могу вас, Сергей, обнадежить: со следующего года количество лицензируемых видов предпринимательства будет сокращено. Но вообще без лицензий нельзя. Они позволяют государству отсеивать тех, кто работает непрофессионально, регулировать спрос и предложение на рынках. В том числе и на рынке автоперевозок. Ведь если конкурентов намного больше, чем заказов, - это тоже не лучшая ситуация. Когда перевозчики не могут нормально развиваться, это обязательно скажется на их клиентах. Поэтому, например, в Нью-Йорке те, кто официально занимается «извозом» - местные таксисты, могут свое право передать по наследству или продать, но «лишние» лицензии не выдаются.
Когда этот беспредел закончится?
- Молотов Валерий Павлович из Петербурга, водитель-дальнобойщик. В этом году ехал в Екатеринбург во время весеннего закрытия дорог. И везде - в Казани, Кирове, Ижевске, Перми - я мог проехать только после дачи взятки в 100 рублей. Когда этот беспредел закончится?
- Сами эти ограничения - вынужденные. Ранней весной тяжеловесные машины так разбивают дорогу, что на некоторых участках ее невозможно восстановить, легче снова асфальт уложить. Но, с другой стороны, если запрет легко обойти с помощью взятки - значит, система организована и действует неэффективно. Мы планируем специально рассмотреть этот вопрос.
- Шибалин Олег Анатольевич из Москвы. Сохранится ли бесплатный проезд в автобусах для «афганцев» и военнослужащих?
- Вопрос о льготах весьма актуальный. В масштабе страны они стоят общественному транспорту 33 миллиарда рублей в год. А компенсируются эти потери далеко не полностью. В результате новые автобусы почти не покупаются, водители иногда месяцами не получают зарплаты.
Но мы против того, чтобы решать эту проблему путем механической отмены льгот. Они должны сохраниться. Просто на смену бесплатному проезду должно прийти использование целевых адресных дотаций. В бюджете 2001 года такое финансирование частично уже предусмотрено.
Чтобы пассажиры старикам место уступали
- Добрый день, вас беспокоит Юрий Борисович. Я москвич, мне 80 лет. Почему кондукторы в автобусах кричат только о том, чтоб народ билеты покупал? А о том, чтобы пассажиры старикам место уступали, молчок.
- Во-первых, позвольте пожелать вам здоровья и поменьше неприятностей. Согласен: на городском транспорте надо уделять больше внимания пенсионерам. Ведь это не требует никаких денежных затрат. Я обязательно поговорю об этом со своими коллегами. Но проблема еще и в том, что наши автобусы плохо приспособлены для людей со слабым здоровьем или физическими недостатками. Нет выдвижных подножек, нет специально спроектированных сидений и поручней. Я уже не говорю о механизмах, которые позволяют подняться в салон человеку в инвалидной коляске. Все это есть пока только за рубежом. Но я уверен: такие приспособления со временем появятся и в России.
- Спасибо за внимание.
Боинги» хороши, а Ту-204 лучше!
- Антон Сухарев из Кирова. Говорят, в России скоро не на чем будет летать?
- На самом деле, Антон, 6,5 тысячи имеющихся в России самолетов и вертолетов - это даже больше, чем сегодня требуется. Но авиапарк стареет, а из трех сотен российских авиакомпаний 250 слишком малы, не имеют рыночной перспективы и выполняют всего 2 процента всех авиаперевозок. Естественно, они не в силах покупать новые самолеты. Единственный выход - стимулировать укрупнение авиабизнеса, чем мы сейчас и занимаемся.
- А чьи самолеты лучше - западные или наши?
- Наши не хуже. Но сегодня уровень доходов россиян позволяет далеко не каждому стать пассажиром самого быстрого, но и самого дорогого вида транспорта. Поэтому гражданская авиация не в состоянии загрузить заказами мощную авиапромышленность, которую Россия унаследовала от СССР. Выход - сконцентрироваться на выпуске наиболее «продвинутых» российских моделей, которые найдут спрос и в России, и за рубежом. Это прежде всего самолеты Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96.
Вернутся ли «варяги» под российские флаги?
- Добрый день, Мурманск на связи. Я 30 лет работаю лоцманом. Зачем в портах создаются государственные лоцманские службы? Разве частные не справляются?
- Это соответствует и Кодексу торгового мореплавания, и мировой практике. В портах разных стран наряду с частными лоцманскими службами работают и государственные, которые встречаются даже чаще. Мы не считаем правильным, когда одна частная организация определяет лоцманскую политику в основных российских портах и ограниченный круг людей получает вознаграждение в 3 - 4 раза выше, чем командный состав морских судов, который месяцами не бывает дома и работает в гораздо более тяжелых условиях.
- Здравствуйте, меня зовут Николай. Слышал, наш флот переходит под иностранные флаги. Почему так получается?
- Причина - прямая выгода для судовладельцев. Не только наши, но и суда США, Англии, Германии регистрируются в последнее время под флагами маленьких стран, у которых серьезного флота своего никогда не было. Но там низкие налоги. В таких странах зарегистрировано сегодня уже две трети мирового флота. Это не политика, это чистая экономика. Вернуть суда под свой флаг можно только одним путем - создавая привлекательные условия для регистрации судоходного бизнеса. По этому пути уже пошли Швеция, Англия, США. Готовится такой законопроект и в России
Эх, дороги - пыль да туман!
- Алло! Я Потапов Петр Иванович из поселка Беклемишево Ярославской области. Мы тут, Сергей Оттович, с односельчанами «скинулись» на междугородный разговор с вами. У нас совсем нет выезда из поселка, а нужно всего-то 3 километра. Помогите, вы же министр!
- К сожалению, подъезд к вашему поселку не входит в систему федеральных дорог. Эта дорога местного значения, за нее отвечают районные власти. Но я обязательно переговорю с теми, кто занимается этой проблемой в Ярославской области. Дайте мне две недели, чтобы разобраться с вашим случаем.
Сергей Оттович, здравствуй. Это Сергей Глоба из 19-й роты ДВИМУ (Дальневосточного высшего инженерного морского училища. - Ред.). Помнишь, учились вместе?
- Да, слушаю тебя, Сергей.
- Когда порадуешь нас прямой трассой Владивосток - Чита? Ты же знаешь: сейчас на этой магистрали между Читой и Хабаровском разрыв.
- Эта стройка - среди важнейших. Ее ход контролирует лично президент. В этом году мы проложим 100 километров пути, а полностью завершим дорогу за 3 года. Надеюсь, скоро ты сможешь легко доехать на собственном автомобиле и до Новосибирска, и до Москвы.
Есть возможность сэкономить 500 миллионов рублей
- Алло! Я почетный гражданин Вологды, зовут меня Анатолий Федорович. Дорога вокруг нашего города строится расточительно. По моим расчетам, есть возможность сэкономить 500 миллионов рублей. А дорожникам до этого дела нет. Почему?
- Трудно ответить на этот конкретный вопрос по телефону. Отправьте мне все документы, я обязательно с этим делом разберусь.
После того как прозвенел последний звонок, Сергей Франк ответил на вопросы журналистов «Комсомолки».
«Без машины с «мигалкой» остаться не боюсь!»
- Сергей Оттович! Мы тут посчитали: вы трудитесь уже в шестом составе правительства. Не обидно будет, если завтра отставка?
- Я всегда руководствовался принципом: все проходит, и это пройдет. Вечных министров не бывает. Перетряхивать правительство каждые полгода - не самый лучший вариант, но периодически вливать свежую кровь тоже необходимо. Ведь согласно науке управления, руководитель на четвертом-пятом году работы отчасти теряет мотивацию, становится менее восприимчив к новым идеям и менее критичен к собственным ошибкам.
Спасибо родителям и педагогам - у меня хорошее образование, достаточный опыт работы в практической экономике, я знаю, как можно эффективно организовать и использовать свое время и силы. Так что расставание с машиной с «мигалкой» не является трагедией. Вместе с тем тратить время на рассуждения о личной карьере в будущем некогда - много работы.
- Говорят, Минтранс вот-вот сольют с МПС?
- Единое транспортное министерство в России обязательно появится, как и в подавляющем большинстве стран. Но сегодня это не главный приоритет. Сейчас главное другое - выбрать и реализовать оптимальный для всей страны путь реформирования железнодорожного транспорта. А позже, на определенном этапе реформы, можно будет создавать и новые управленческие структуры.
Велика Россия, а проехать негде
- У нас в редакции масса писем: люди жалуются на плохие дороги.
- Строить дороги при нашем климате и расстояниях - и долго, и дорого. А в советское время хорошие автодороги не входили в число главных задач государства.
Теперь каждый год у нас прибавляется по 700 тысяч автомобилей. В Москве по числу автомашин на душу населения мы уже достигли европейского уровня. Но Европа усиленно развивала свою дорожную сеть все последние 50 лет, а мы этим делом занялись только сегодня. Мы сейчас разрабатываем масштабную программу «Дороги XXI века». Хотим убедить правительство: это важнейшее государственное дело, которое требует соответствующей ресурсной поддержки.
- Вы уверены, что к вам прислушаются?
- А другого выхода просто нет. Дело ведь не только в экономике. В стране, где люди не могут легко добраться из одного места в другое, нет настоящей свободы и демократии.
Заставим мир пройти по нашим коридорам
- Превратится ли когда-нибудь Россия в «великую транзитную державу»?
- Это ей на роду написано. Транзитные маршруты из Азии в Европу, проходящие по нашим пространствам, короче, чем через территорию наших соседей. И мы можем очень хорошо зарабатывать на этом. Транзитный бизнес будет развиваться в узкой полосе так называемых транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток и с Севера на Юг. В регионах, где они пролегают, будут концентрироваться дороги, порты, склады, современная связь и другие услуги. Это всем выгодно. Перевозчики из других стран сэкономят время и деньги, Россия получит стабильные доходы.
- Но ведь наши конкуренты тоже не дремлют. Американцы с китайцами возрождают «Великий шелковый путь». Евросоюз вкладывает деньги в альтернативный транспортный коридор ТРАСЕКА, идущий из Азии на Запад вдоль южных границ России. Не боитесь: деньги мы вбухаем, а транзитных грузов у нас все равно не будет?
- А на самом деле во многих случаях больших вложений не требуется. Мы просто восстанавливаем прежние связи. Например, маршрут из Ирана и Индии в Европу, который мы называем коридором «Север - Юг». Он работал еще в советское время, проходил по Каспию и через азербайджанскую станцию Джульфа. Это была буквально золотая жила. Мы ее потеряли, когда начался карабахский конфликт. Теперь, чтобы восстановить коридор, достаточно вложить относительно скромные средства в развитие морского порта Оля в Астраханской области и подвести к нему железную дорогу длиной 49 километров. А наш главный широтный коридор - это Транссиб. Сто лет назад, когда строилась эта дорога, она подвергалась жестокой критике как неэффективная и слишком дорогая затея. Примерно так же, как сегодня БАМ. Но чем бы была Россия в двадцатом веке без Транссиба? Вообще масштабные транспортные проекты в первые годы после своей реализации обычно не дают феноменальных результатов. Но в перспективе они всегда окупаются. Там, где осуществляются эти проекты, у людей появляются зарплата и работа, у государства - налоги. Появляется жизнь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ФРАНК Сергей Оттович родился 13 августа 1960 г. в Новосибирске. Окончил Высшее инженерное морское училище им. Г. И. Невельского и Высшую коммерческую школу при Всесоюзной академии внешней торговли. В 1995 году получил высшее юридическое образование в Дальневосточном госуниверситете.
В 1989 - 1995 годах работал в Дальневосточном морском пароходстве. С 1995 г. перешел на работу в Минтранс. 2 марта 1998 г. назначен министром транспорта РФ.
Свободно владеет английским языком. Женат. Имеет сына.
ПИСЬМО О НАБОЛЕВШЕМ
«Дорога у нас, как после бомбежки...»
Наша деревня потихонечку вымирает: магазин, клуб, почту, ремонтно-тракторную станцию уже закрыли. Единственная надежда на 2-километровую грунтовую дорогу до соседнего села Березки, которая еще может как-то продлить нам жизнь. Но и та как после бомбежки. В 1999 году пожарная машина не смогла приехать - сгорело шесть домов и бань. Врач ходит по вызову пешком - и в дождь, и в снег. За хлебом тоже надо добираться в соседнюю деревню на своих двоих.
Куда мы только не писали и не обращались?! А ведь всего-то требуется пригнать в деревню на день-два бульдозер...
Першин Виктор Семенович,по просьбе жителей деревни Канино.
Псковская область.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
В России две беды - дураки и дороги.
В Америке одна. Но дороги у них хорошие.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ МИНИСТРА
Главные мосты и автодороги, которые будут построены в России до 2010 года
Дороги в обход Владимира и Вологды.
Кольцо вокруг Санкт-Петербурга.
Подъезды к портам на Финском заливе.
Мост через Северную Двину в районе Котласа.
Мост через Кольский залив под Мурманском.
Мост через Волгу в Ульяновске.
Вторая очередь моста через Волгу в Саратове.
Мост через Волгу в Волгограде.
Мост через Каму в окрестностях Перми.
Мост через Каму у села Сорочьи Горы (Татарстан).
Тоннель через Шаумяновский перевал, связывающий Майкоп (Адыгея) с побережьем Черного моря.
Дорога Сургут - Салехард.
Дороги в обход Новосибирска и Абакана.
Мост через Ангару в Иркутске.
Магистраль Чита - Хабаровск.
Дороги Якутск - Магадан, Билибино - Помолом - Магадан.
Дорога Лидога - Ванино (Хабаровский край).
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР - ЮГ». Повторяет «хождение за три моря» Афанасия Никитина. Грузы из Европы доставляются по России в порт Оля (Астраханская область), затем по Каспию в иранский порт Энзели, а дальше на автомашинах в порт Бендер-Аббас и на паромах в Бомбей. По сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал этот путь позволяет сэкономить 20 - 30 процентов времени.
ТРАНССИБИРСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР. Лежит в районе Транссиба. Позволяет сократить дорогу из Японии и Кореи в Европу как минимум на 15 суток по сравнению с традиционным морским путем вокруг Азии и Африки.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ. Позволяет сэкономить 37 процентов времени при доставке грузов из Гамбурга в японский порт Иокогама.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР ТРАСЕКА. Тянется от Одессы и Варны вдоль южных рубежей России до железнодорожной станции Дружба на границе Казахстана и Китая.
НОВЫЙ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ». Проходит от станции Дружба через центральные районы Китая до порта Ляньюньган.
Анна ДОБРЮХА, Николай ЕФИМОВИЧ, Алексей МАКУРИН, Андрей СЕДОВ.
Материал опубликован в
"Комсомольской правде" 24 мая 2001 г.