Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на «Правительственном часе» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом «О развитии транспортной инфраструктуры Российской Федерации»

24 май 2007, 20:00

Доклад
Министра транспорта Российской Федерации
И.Е. Левитина на «Правительственном часе» Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации

25 мая 2007 г.


«О развитии транспортной инфраструктуры Российской Федерации»

Развитие транспорта для современной России – один из ведущих факторов экономического роста регионов и повышения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.

В работе транспортного комплекса в 2006 году наблюдалось увеличение объемов перевозимых грузов, повышение качества услуг, оказываемых организациями транспортного комплекса.

Налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности всех отраслей транспорта выросли почти на 30 % и составили порядка 300 млрд. рублей, что сопоставимо с затратами федерального бюджета на инвестиции в транспортный комплекс. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал в отраслях транспортного комплекса вырос на 13,7 % .

Таким образом, транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу обновления и развития.

Ключевые направления развития транспортного комплекса выделены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. и среди наиболее значимых – задачи по развитию транспортной инфраструктуры.

С учетом новых задач Минтранс России ведет работу по формированию новой ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)», в рамках которой Министерством планируется реализация мероприятий по укреплению экономических связей между территориями, удовлетворению растущих потребностей населения и отраслей экономики в услугах транспорта и повышению их качества.

Остановлюсь более подробно на запланированных Министерством транспорта Российской Федерации мероприятиях.

Дорожное хозяйство

В соответствии с Перечнем поручений по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 г. Минтрансом России планируется разработать и утвердить программу развития дорожной сети до 2015 г., приоритетами которой должны стать строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр – Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию Дальнего Востока и Сибири.

Крупные задачи по решению проблем дорожного хозяйства Президентом Российской Федерации поставлены в части ускорения завершения строительства мостовых переходов, снижения аварийности на дорогах, ускорения реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон», строительства и реконструкции дорог, «формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север–Юг и Центр–Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири».

В Послании Президента Российской Федерации указано, что увеличение объемов финансирования должно сопровождаться созданием правовой базы, предусматривающей «новые современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог».

Они отражены в проекте Концепции реформирования дорожного хозяйства, которая предусматривает создание системы условий, которые обеспечили бы на рыночных принципах коренное улучшение потребительских качеств автомобильных дорог и повышение привлекательности индустрии дорожных работ для частных инвестиций.

Минтрансом России проводится большая работа в части совершенствования нормативно-правовой базы дорожного хозяйства. Проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах» в апреле с.г. внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законопроект «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации» внесен в Правительство Российской Федерации и одобрен на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Принимая во внимание важность указанных законопроектов для целостного регулирования дорожной отрасли, прошу поддержать рассматриваемые законопроекты при рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Не остался без внимания и самый важный вопрос для отрасли – финансирование.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации намечено выделение дополнительных средств федерального бюджета на 2007-2009 гг. в объеме 100 млрд. рублей, в том числе в 2007 г. - 30 млрд. рублей, которые будут направлены на финансирование капитального ремонта мостовых переходов и развития уличной и дорожной сети в российских городах, а также на ремонт трассы М4-Дон. Важно отметить, что на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года в федеральном бюджете на 2007 год уже заложено 31,5 млрд. рублей.

ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предусматривает переход к 2011 году на финансирование по утвержденным нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Проект соответствующих методических рекомендаций разработан.

Это чрезвычайно важно для развития отрасли. Только стопроцентное финансирование данных работ позволит нам исправить ситуацию с состоянием автомобильных дорог.

Отдельная задача - снижение расходов федерального бюджета на выкуп земельных участков, подлежавших изъятию для строительства объектов транспортной инфраструктуры, большое значение имеет механизм резервирования земель для государственных нужд.

Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд» устранил пробел в законодательстве и урегулирован порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд с целью снижения государственных расходов при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

По вопросу развития инфраструктуры железнодорожного транспорта

Принятие мер по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта является необходимым условием для решения актуальнейшей задачи, стоящей перед нами - обеспечение социально - экономического развития регионов России.

16 мая 2007 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта был одобрен представленный Минтрансом России проект Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы.

Напомню, что данный этап призван стать инвестиционной стадией развития отрасли. Для этого, путем совершенствования нормативно-правовой базы и имущественной структуры железнодорожного комплекса, создаются соответствующие организационные и экономические условия для дополнительных инвестиций, и, в первую очередь, в локомотивный парк. Реформа на железнодорожном транспорте носит эволюционный характер, что предусмотрено поступательным достижением поставленных целей и задач.

Минтранс России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти к сентябрю 2007 года планирует разработать проект программы комплексного развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, предусматривающей обеспечение внутренних и международных перевозок.

Генеральная схема в составе Основных направлений комплексной государственной политики развития железнодорожного транспорта России разрабатывается в настоящее время ОАО «РЖД» с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, отраслей экономики и регионов до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Основные положения этого документа были доложены в ходе совещания у Президента Российской Федерации В.В. Путина 10.04.2007. Дальнейшее обсуждение запланировано на заседании Госсовета Российской Федерации во второй половине 2007 г.

Внесение комплексных изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» - это не только мероприятие третьего этапа структурной реформы, проводимой в железнодорожной отрасли, но и объективно назревшая потребность, обусловленная детальным анализом практики применения норм действующего законодательства к отношениям, возникающим в процессе перевозки и оказания услуг на железнодорожном транспорте.

В настоящее время концепция законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» утверждена Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, а концепция законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в ближайшее время будет представлена в Правительство Российской Федерации.

Работу по комплексному изменению федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» планируется завершить к концу 2007 года.

Воздушный транспорт

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Минтрансом России разрабатывается проект программы развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации.

Одним из основных ожидаемых результатов ее реализации будет создание условий для продолжения стабильного роста авиаперевозок в Российской Федерации и повышения авиационной подвижности населения.

В целях эффективного развития воздушного транспорта, обеспечения безопасности и качества авиационных услуг будет продолжаться реализация мер по укрупнению авиакомпаний и формированию их маршрутной сети, созданию институтов национальных операторов аэродромной сети, формированию аэропортов-хабов.

Разработана и, в соответствии с поручением Президента РФ, до 1 июля 2007 года будет утверждена Государственная программа по безопасности полетов гражданской авиации. Приоритеты программы: подготовка авиационного персонала; создание системы поддержания летной годности воздушных судов; поддержание инфраструктуры аэропортов; ведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов; контроль за выполнением полетов и расследованием авиационных событий.

Основная роль отводится профессиональной подготовке летного состава и уже сейчас введены в действия Федеральные авиационные правила, в которых определены международные требования для переподготовки летного состава на новые типы воздушных судов и утверждены Программы первоначальной подготовки в летных училищах в объеме 150 часов и обеспечено финансирование.

Кроме того, в целях привлечения частных инвестиций, в частности через приватизацию аэропортовых терминалов и концессию аэропортовой инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы, Минтрансом России ведется работа по подготовке предложений по консолидации активов авиапредприятий Дальнего Востока (ФГУП «Дальавиа» и ОАО «Владивостокавиа») на базе ОАО «Аэрофлот».

По вопросу развития инфраструктуры водного транспорта

С целью привлечения инвестиций в развитие, содержание и реконструкцию объектов российских морских, речных портов и аэропортов Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России был разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации». Законопроект одобрен на заседании Правительства и внесен в Государственную Думу.

Решению вопросов, связанных с развитием портовой инфраструктуры и обеспечением взаимодействия между портами и организациями других видов транспорта, будет способствовать принятие разработанного Минтрансом России проекта федерального закона «О морских портах Российской Федерации».

Законопроект предусматривает порядок функционирования морских портов Российской Федерации, их открытия и закрытия для предоставления услуг общего пользования, основы государственного регулирования, порядок осуществления в них хозяйственной деятельности.

В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» разрабатываются обоснования инвестиций в развитие Мурманского и Новороссийского портовых транспортных узлов, в строительство логистического центра в Приморском крае для обеспечения увязки работы портов Восточный, Находка и Владивосток с Транссибом.

В ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание, что существенным фактором сокращения издержек в экономике должно стать развитие речных перевозок. Необходимо реализовать проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей. В том числе – модернизировать Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы.

В целях решения задач по развитию судоходства на внутренних водных путях Минтрансом России разрабатываются и предусматривается реализация крупных инфраструктурных проектов по восстановлению объектов и строительству новых сооружений, расположенных на Единой глубоководной системе и их открытию в связи со вступлением России в ВТО.

Важнейшим элементом обеспечения безопасной и эффективной работы транспорта призвана стать система спутникового местоопределения ГЛОНАСС.

Реализация мер по развитию транспортной инфраструктуры невозможна без повышения его инвестиционной привлекательности и эффективности использования бюджетных средств.

На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в 2007 г. в объеме 181 621,0 млн. рублей, что на 20,01 млн. рублей больше фактического объема финансирования 2006 г.

Однако важно отметить, что уровень выделяемого финансирования еще не вполне удовлетворяет потребности по поддержанию существующей инфраструктуры транспорта и не отвечает задачам ее развития.

Для решения задач, стоящих перед транспортным комплексом, общий объем средств, направляемых на его финансирование в 2007 году за счет всех источников должен составить не менее 2,3 % ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 0,7 % (порядка 297 млрд. рублей).

Как было отмечено Президентом Российской Федерации, финансовое обеспечение развития транспортной инфраструктуры должно осуществляться не только за счет увеличения объема финансирования из бюджета, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников, включая механизм государственно-частного партнерства.

Положительные решения Правительственной комиссии по отбору проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации приняты по 9 проектам. Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд. рублей, в том числе из средств Инвестиционного фонда РФ – 120,5 млрд. рублей.

Это проекты платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (конкурс уже объявлен), скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург км 15 - км 58 (конкурс будет объявлен 1 июня 2007 г. на Международном транспортном форуме «Транспорт России – 2007» в г. Сочи), Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге, нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск, на участке новой железнодорожной линии Кызыл – Курагино, многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга, проекты развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья, Читинской области и г. Нижнекамска.

За счет федерального бюджета прогнозируются инвестиции в объеме 200 млрд. рублей. Участие федерального бюджета предусматривается в строительстве новых железнодорожных линий Беркакит – Томмот - Якутск с мостом через р. Лена, Кызыл - Курагино, переустройстве участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын, попадающего в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС, а также в других проектах федеральных целевых программ и проектах развития транспортной инфраструктуры с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

На привлечение частных инвестиций в транспортную инфраструктуру повлияет реализация положений федерального закона «О концессионных соглашениях» и использование разработанных типовых концессионных соглашений в сфере транспорта.

Подводя итог сказанному, отмечу, что действия Министерства транспорта Российской Федерации будут направлены на продолжение работы по снятию инфраструктурных ограничений роста российской экономики, стимулировании ее развития и дальнейшее эффективное функционирование транспортного комплекса.

Подчеркну, что задача устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного экономического роста требует системного подхода, и предполагает реализацию комплекса мер в сфере государственного регулирования транспортной инфраструктуры, бюджетной, инвестиционной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Требуется разработка новых подходов к планированию развития транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это разработка долгосрочных прогнозов развития транспортной инфраструктуры в соответствии с перспективными схемами размещения производительных сил.

Это позволит наряду с задачей сокращения транспортных издержек, создать в регионах такие транспортно-коммуникационные условия в виде надежной (и технически, и по начертанию) единой транспортной сети, которые будут способствовать повышению качества жизни граждан России.

Министерство чувствует понимание и поддержку со стороны Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, смежных министерств и администраций регионов. Продолжение нашей совместной работы позволит более эффективно решить поставленные задачи по развитию транспортной инфраструктуры, развитию рынка транспортных услуг и тем самым обеспечить потребности населения и отраслей экономики в качественных транспортных услугах.

Все новости