Визит Министра транспорта в Данию
30 января 2001, 21:00
30 января 2001 года состоялся визит Министра транспорта России С.Франка в Копенгаген, где он выступил с докладом в рамках семинара “Россия - растущий рынок?”
ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ, ПРОВОДИМАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИИ
Выступление Министра С.О. Франка на семинаре
“Россия - растущий рынок?”
Копенгаген, 30 января 2001 года
Позвольте мне, прежде всего, дать краткую характеристику экономической ситуации в России.
Основным достижением прошедшего года является политическая и экономическая стабилизация.
Политическая стабильность стала результатом укрепления вертикали власти, новой бюджетной политики, формирования нового состава Правительства и других факторов.
Благодаря этому, а также в силу благоприятных конъюнктурных условий, сложившимся на внешнем рынке, в 2000 г. стала возможна экономическая стабилизация, необходимая для проведения дальнейших структурных преобразований и развития интеграции России в мировое сообщество.
Рост ВВП по итогам 2000 года составил 7,5% и на два процентных пункта превысил официальный прогноз. Треть прироста обеспечил экспорт, остальное – результат повышения инвестиционного и потребительского спроса.
Основным фактором, определявшим ситуацию во внешнеэкономической деятельности, являлась благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырьевых товаров.
Стоимостной объем российского экспорта составил около 102.7 млрд. и вырос на 35% к уровню предшествующего года. Темпы роста физических объемов экспорта были значительно скромнее.
Одновременно началось постепенное восстановление объемов импорта, резко снизившихся после финансового кризиса 1998 года. Это стало реакцией на рост располагаемых доходов населения и укрепление рубля. По оценке, за истекший год импорт составил около 44 миллиардов долларов, или 110, 6% к уровню 1999 года. Более низкие темпы роста стоимостных объемов импорта по сравнению с динамикой их физического объема обусловлены, прежде всего, снижением мировых цен на товары российского импорта и переориентацией на ввоз более дешевых товаров.
В результате в целом за 2000 год сальдо внешнеторгового оборота возросло почти вдвое и составило, по оценке, около 60 млрд. долларов.
Сокращен отток капитала, поддерживается стабильный курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.
Жесткий контроль над государственными расходами обеспечил в 2000 году значительный профицит бюджета – более 3 процентов ВВП.
Темпы инфляции снизились вдвое против 1999 года. Прирост потребительских цен составил 20% против 36% в 1999 году, а цен производителей промышленной продукции - 32% против 67%.
Инвестиции в основной капитал увеличились на 17%. Приток иностранных инвестиций в экономику России почти на 20% больше, чем в предыдущем году.
Рост промышленного производства, который продолжается уже на протяжении 26 месяцев, составил в 2000 году порядка 9%.
Соответственно, вырос и спрос на рабочую силу. Общий уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, снизился с 12,2% до 10,4 процентов.
2000 год внес позитивные изменения не только в данные статистики, но и в результаты экспертных рейтинговых оценок. Согласно результатам опроса руководителей базовых промышленных предприятий страны, предпринимательский климат в России сейчас наиболее благоприятен за последние 5 лет.
Оценки, данные российскими предпринимателями, совпали с мнением Организации экономического сотрудничества и развития, которая повысила рейтинг России с седьмой до шестой группы риска.
Все это свидетельствует о преодолении последствий финансово-экономического кризиса 1998 года. Большинство экспертов сходится на том, что экономика спада осталась для России позади, и страна вступила в период экономики роста.
Мы полагаем, что дальнейшее развитие российской экономики будет определяться воздействием двух разнонаправленных тенденций.
С одной стороны, основным фактором роста ВВП останется высокий уровень инвестиционного спроса, опирающийся на значительный рост производства и доходов, достигнутый в предыдущие годы.
С другой, – в связи с прогнозируемым снижением цен на нефть в 2001-2003 годах и опережающей динамикой импортных поставок, сложится отрицательная динамика чистого экспорта товаров и услуг.
При этом степень влияния внешнеэкономической конъюнктуры на темпы развития Российской экономики будет зависеть от многих факторов.
Прогнозируя развитие экономики России на ближайшие годы, нельзя, в частности, не учитывать проблемы обслуживания внешнего долга. В условиях высокой долговой нагрузки устойчивость тенденции экономического роста находится в значительной зависимости от уровня мировых цен на энергоносители.
Что касается общей оценки возможностей ресурсов российской экономики, которые могли бы быть направлены на погашение долга, то в настоящее время оценки, выполняемые в России и экспертами МВФ, сближаются.
Другой аспект проблемы, который вызвал определённое волнение среди западных инвесторов, в том числе и датских, - это всяческого рода слухи, возникшие в начале нынешнего года, о том, что Россия, якобы, не будет расплачиваться со своими кредиторами по Парижскому клубу.
Это, разумеется, не соответствует действительности. Речь идет о схеме, о процедуре обслуживания долга.
На экономическом Форуме в Давосе была обрисована следующая схема действий Российского Правительства. Россия не будет просто в одностороннем порядке платить долги, но будет вести переговоры о том, чтобы в трудные для экономики моменты мы получали бы отсрочку по платежам. Собственно говоря, именно о такой отсрочке речь идет и в данный момент. В полном объеме обслуживать свой долг, как надеется Правительство, Россия вновь начнет через полтора месяца
Мы полагаем, что реализация стратегии Правительства в достижении целевых показателей прогноза социально-экономического развития России на 2001 год и параметров прогноза на период до 2003 года обеспечат выход экономики на устойчивую сбалансированную траекторию развития. При этом будут созданы условия для повышения жизненного уровня населения и формирования широкого слоя среднего класса – основа стабильности общества и развития демократического государства.
Однако, прогнозируя динамику внешних условий и намечая действия Правительства, мы исходим из того, что структурные институциональные реформы в реальном секторе еще далеки от завершения. Позитивные тенденции в экономике России пока еще не приняли фундаментального, устойчивого характера.
Постепенно исчерпывается действие факторов, сформировавшихся после августа 1998 года, связанных со снижением издержек производства и девальвацией рубля. Проявившиеся в последние месяцы признаки замедления экономической активности (особенно в промышленности и строительстве) показывают, что потенциал позитивного воздействия посткризисных факторов уже во многом себя исчерпал.
Остается повышенным инфляционный “фон”, прежде всего в производственной сфере.
Кроме того, не преодолен целый ряд слабостей российской экономики, возникших на начальном этапе экономических реформ.
Основные производственные фонды в большинстве отраслей физически изношены, а конкурентоспособность их низка.
В экономике сохраняется структурное преобладание топливно-энергетического и сырьевого секторов при слабости обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий.
Велико количество убыточных производств, а механизмы оздоровления и банкротства работают недостаточно эффективно.
По-прежнему острой является проблема привлечения и эффективного использования инвестиций в национальной экономике.
При общем значительном приросте инвестиций в основной капитал, структура их далеко не оптимальна. Почти 50% инвестиций в основной капитал составляют собственные средства предприятий. Более 20% приходится на долю бюджетов. Кредиты банков составляют почти в два раза меньше, чем было в 1999 году. Инвестиции из-за рубежа в общем объеме инвестиций в основной капитал составляют пока менее пяти процентов.
Учитывая эти особенности, Правительство внесло в экономическую политику ряд важных акцентов, которые должны способствовать ускорению структурных сдвигов.
Принципиальные положения экономической политики России на предстоящее десятилетие сформулированы в стратегическом документе “Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Разработаны и уже реализуются планы действий Правительства России по её реализации.
Приоритетами являются дерегулирование экономики, обеспечение гарантий прав собственности и равных условий конкуренции, концентрация усилий на выполнении других базовых общественных функций.
Инвестиционная активность государства будет сосредоточена на обновлении всего спектра производственной инфраструктуры, а также на создании финансовой инфраструктуры рынка, адекватной новым условиям.
Финансовая политика будет направлена на обеспечение финансовой стабильности и снижении долговой нагрузки на экономику. Основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие “нового сектора” на базе развития предпринимательской инициативы.
При этом государство будет отходить от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, четко очерчивая сферу государственного регулирования и повышая его эффективность.
Главная задача реализации первого этапа формирования новой структурной политики – создание базового законодательства, обеспечивающего улучшение условий инвестирования и предпринимательства.
Я хотел бы остановиться на некоторых, наиболее важных изменениях в законодательстве, которые произошли недавно или должны произойти в ближайшее время.
Как известно, одной из наиболее болезненных проблем, отталкивающей иностранных инвесторов, является отсутствие должной защиты прав и интересов собственников, в том числе - от принудительной национализации имущества. В этой области сейчас разрабатываются четкие законодательные нормы, исключающие возможность произвольного и некомпенсируемого изъятия имущества, и обеспечивающие гарантии защиты прав и интересов его владельцев.
В частности, проект федерального закона о национализации определяет основания и принципы национализации и возможные ее объекты. Он создает основу для защиты прав собственников и не допустит осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп. Предусматривается, что по каждому объекту национализации должен приниматься отдельный федеральный закон.
На решение этой же задачи направлена и работа по принятию и введению в действие Земельного кодекса, регулирующего оборот земли.
Для защиты прав на интеллектуальную собственность подготовлены и будут внесены изменения в патентное законодательство и в законодательство об авторском праве.
Предусматривается также ряд мер, направленных на защиту прав собственников ценных бумаг.
Изменения в законодательстве об инвестиционной деятельности позволят значительно упростить процедуры согласования и получения разрешений на реализацию инвестиционных проектов на основе принципа "одного окна". Он означает, что проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов и выдача разрешений будут возложены на один орган исполнительной власти.
Будет также радикально упрощена и система регистрации юридических лиц. Предусматривается единый уведомительный порядок регистрации любых юридических лиц с одновременным установлением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию.
Важной мерой является сокращение числа лицензируемых видов деятельности, упрощение и унификация порядка лицензирования . Осуществляется реформирование системы бухгалтерского учета и приведение его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.
С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса. Она значительно упростила налоговую систему в части взимания НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Одновременно предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.
Процесс структурных преобразований во многом зависит от эффективности реформирования банковской системы.
На фоне складывающихся положительных тенденций развития банковского сектора возможности расширения капитальной базы за счет прибыльной деятельности банков по-прежнему ограничены. В такой ситуации одним из основных направлений является создание условий для привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в капитал банков.
Расширение присутствия банков, которые контролируются иностранным капиталом, окажет позитивное влияние на развитие российской банковской системы. Приток зарубежного капитала, сопровождаемый современными банковскими технологиями, стимулирует конкуренцию в банковском секторе, оказывая положительное воздействие на качество и спектр услуг, предоставляемых банками своим клиентам. С практической точки зрения перед Правительством Российской Федерации, Банком России остро стоит вопрос о создании механизмов страхования странового риска, а также законодательных гарантий для привлечения в банковский сектор иностранных инвестиций.
Вместе с тем, введение прогрессивных законов само по себе недостаточно для улучшения инвестиционного климата. Нужна эффективная система, обеспечивающая соблюдение всех правовых норм государственными органами и учреждениями.
Поэтому вся система контроля исполнения экономического законодательства, в том числе – в части привлечения инвестиций, - также реформируется.
Правительство намерено добиться в первоочередном порядке обеспечения эффективной реализации действующих правовых норм и повышения эффективности судебной защиты, совершенствования правового механизма обеспечения исполнения обязательств, а также защиты законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, сократить произвольное толкование норм закона.
Мы будем продолжать формирование действенной независимой судебной системы. При этом систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов планируется дополнить механизмом досудебного, доарбитражного урегулирования споров.
С целью снятия барьеров на пути иностранных инвестиций в российскую экономику активно действует Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. В рамках его рабочих групп и секций рассматривается весь комплекс проблем, сдерживающих приток иностранных инвестиций, и вырабатываются рекомендации, направленные на стимулирование иностранных инвесторов.
Последнее, 13-ое заседание Консультативного совета под председательством Председателя Правительства Российской Федерации было проведено в октябре 2000 года. Очередное намечено на апрель 2001 года.
На 12 заседании Постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям иностранными инвесторами было высказано предложение о создании аппарата “Омбудсмена”, который должен вести всю подготовительную работу по рассмотрению спорных ситуаций. В ответ на это предложение принято распоряжение Правительства Российской Федерации от “Об оперативном и эффективном рассмотрении обращений российских и иностранных инвесторов в Правительство Российской Федерации”. (9 октября 2000 г. № 1411-р) Этим распоряжением, в частности, на Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра Российской Федерации г-на Шувалова возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов.
В ближайшее время будут пересмотрены правовые акты субъектов Российской Федерации. Цель - обеспечение беспрепятственного движения товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы по территории страны. Это позволит реально укрепить единое экономическое пространство в России.
Экспорт ресурсов обеспечивает значительную долю национального дохода. Поэтому Правительство уделяет большое внимание сосредоточено на повышении эффективности реализации проектов в минерально-сырьевых отраслях, в частности - соглашений о разделе продукции.
В соответствии с мировым опытом, мы рассматриваем такие соглашения как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в сырьевые отрасли экономики.
Правительством комплексно решаются организационные, налоговые и правовые вопросы, связанные с заключенными соглашениями о разделе продукции. В ближайшее время должны быть приняты важные решения, направленные на сокращение сроков заключения Соглашений по разделу продукции и налоговое стимулирование участников соответствующих инвестиционных проектов.
Наряду с общими мерами по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, Правительство России уделяет большое внимание вопросам развития внешнеэкономической деятельности и международной экономической интеграции.
Важнейшим аспектом в этом вопросе является подготовка к присоединению к ВТО.
К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения. Одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим различные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.
Еще одно важное направление внешнеэкономической политики – совершенствование системы таможенных тарифов.
Правительство исходит из того, что политика активного импортозамещения сыграла свою позитивную роль в послекризисный период и сегодня требует определенной корректировки. Правительство намерено стимулировать российские предприятия к инвестициям и инновациям, повысив уровень конкуренции на внутренних товарных рынках. Для этого предполагается некоторое снижение общего уровня таможенных пошлин, а также введение принципа эскалации таможенного тарифа: – 5 процентов на сырье, 10 процентов – на продукты вторичной переработки, 15-20 процентов - на продукты полной переработки.
Кроме того, принято решение об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
Страны Европы играют особую роль в системе российской внешней торговли. На их долю приходится более половины всего объёма внешней торговли и свыше 60% актива российского внешнеторгового баланса.
Дания является давним европейским партнером России. Наши страны многое сближает: и взаимопроникновение культурных традиций, схожесть или совпадение подходов по многим международным проблемам, обоюдная заинтересованность в углублении двусторонних хозяйственных связей.
Торгово-экономическое сотрудничество является важной составной частью всего комплекса российско-датских отношений.
Развитие торговли между двумя странами в 2000 году носило в целом позитивный характер. Мы ожидаем, что в предстоящий период российско-датский товарооборот выйдет на докризисный уровень и превысит 1 млрд. долларов.
Согласно предварительной оценке, объём товарооборота в 2000 году увеличился на 36% и составил около 940 млн. долларов. При этом российский экспорт вырос на 55% и достиг 435 млн. долларов, а поставки из Дании увеличились на 22% и составили 505 млн. долларов.
Основными статьями российского экспорта являются: нефть и нефтепродукты (150 млн. долл.), рыба и рыбопродукты (91 млн. долл.), древесина и пиломатериалы (40 млн. долл.), чёрные металлы (26 млн. долл.), одежда (9 млн. долл.). Впервые после долгого перерыва в Данию в 2000 году стали осуществляться прямые поставки автомобилей с АвтоВАЗа (около 200 автомобилей).
Среди датских поставок в Россию преобладали продукты питания и сырьё для их производства (175 млн. долл.), машины и оборудование (98 млн. долл.), мебель (12 млн. долл.), обувь (10 млн. долл.), фармацевтические товары (7 млн. долл.).
Динамичный рост объёмов взаимной торговли в течение 2000 года обусловил повышение интереса к российскому рынку со стороны датских правительственных и деловых кругов. Это, в свою очередь, способствовало решению в декабре 2000 года вопроса о возобновлении страхования экспортных кредитов при поставках в Россию. Можно ожидать, что указанное решение будет также способствовать активизации инвестиционного сотрудничества.
В датских деловых кругах растёт понимание того, что устойчивая работа на российском рынке связана с организацией производства в России и, соответственно, с инвестициями. За 2000 год нет сведений о новых крупных датских инвестиционных проектах в России. По ранее начатым проектам объём датских инвестиций в 2000 году составил 25 млн. долл. Это проекты в области производства строительных материалов, в текстильной промышленности и ряд других.
Общий объём прямых датских инвестиций в экономику России за период с 1991 года составил около 300 млн. долларов. Несмотря на незначительный по сравнению со странами-лидерами объём вложенных средств, указанные инвестиции были осуществлены в реальный сектор экономики и сопровождались внедрением передовых технологий либо выпуском новых для российского рынка товаров.
Потенциал возможных датских инвестиций в экономику России остаётся значительным - ведь в 1999 году датские инвестиции за рубежом в целом составили 10 млрд. долларов. Мы надеемся на значительное расширение российско-датского инвестиционного сотрудничества уже в ближайшем будущем.
Мы рассматриваем Межправительственный Российско-Датский Совет экономического сотрудничества как важный механизм постоянного межправительственного взаимодействия.
В рамках Совета осуществляется поиск конкретных путей решения возникающих проблем и намечаются основные направления совместной работы на будущее.
24 января с.г. в Москве состоялось заседание Рабочей группы по торговле, инвестициям и подготовке специалистов Российско-Датского Совета, на котором были обсуждены вопросы инвестиционного климата в России, пути привлечения новых прямых датских инвестиций в российскую экономику и некоторые конкретные проекты.
На заседании было отмечено, что несмотря на кризис в России 1998 года, практически ни одна из датских компаний не ушла с российского рынка. В прошлом году произошёл значительный рост российско-датской торговли. Поскольку инвестиции и торговля идут, как говорится, "рука об руку", то можно ожидать в текущем году "второй волны" притока датских инвестиций в Россию.
Среди наиболее перспективных проектов мы видим сотрудничество в области судостроения, телекоммуникаций, создания упаковок и изоляционных материалов, совместные проекты в других областях. В Комиссии имеется перечень таких проектов, и мы приглашаем заинтересованных бизнесменов к установлению при поддержке Комиссии конструктивных контактов с российскими партнерами.
Хотелось бы отметить, что развитию инвестиционного сотрудничества между нашими странами во многом способствовал визит моего визави по Российско-Датскому Совету господина Петерсена в Санкт-Петербург в ноябре прошлого года. Он встречался с Губернатором Санкт-Петербурга господином Яковлевым и представителями деловых кругов. Во время этого визита было отмечено, что в последнее время возрастает интенсивность контактов между нашими странами не только на официальном уровне, но и между представителями делового мира России и Дании. Наверное, не случайно поэтому в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Дания занимает первое место по инвестициям среди иностранных партнёров.
По нашему убеждению, потенциал российско-датского торгово-экономического сотрудничества, установившиеся прочные деловые связи между российскими и датскими торговыми партнёрами позволяют говорить о благоприятных перспективах для дальнейшего взаимодействия.
Россия открыта для сотрудничества и инвестиций. Сохранение положительных тенденций в хозяйственной жизни будет способствовать дальнейшему развитию в России демократии и основ правового государства, содействовать обеспечению условий для свободного развития человека, что является базовой предпосылкой успешного решения основных социально-экономических проблем.
Мы считаем, что российский рынок перспективен и открывает большие возможности для взаимовыгодного международного сотрудничества.
Мы надеемся, что в развитии такого сотрудничества российско-датское партнерство будет играть все возрастающую роль.
О Калининграде
Прежде всего, нужно сказать о том, что в Калининградской области Российско-датское сотрудничество развивается достаточно успешно.
В области зарегистрированы и успешно работают шесть совместных российско-датских компаний.
Там реализуются совместные проекты в области энергетики, охраны природы, строительства, развития малого предпринимательства и другие.
Исходя из необходимости развития экономики Калининградской области, улучшения качества жизни миллиона россиян, живущих там, мы заинтересованы в углублении сотрудничества и с Данией, и с другими государствами, и с Евросоюзом в целом.
Развитие Калининградской области рассматривается Россией, в частности, в контексте предстоящего расширения ЕС на Восток.
Какими бы темпами не развивался этот процесс, наша позитивная направленность к сотрудничеству остается неизменной. Было бы очень заманчивым превратить Калининградскую область в “пилотный регион” сотрудничества России с ЕС в начале нового века.
Я думаю, что важным позитивным фактором стала смена политического руководства области.
Правительство Российской Федерации рассмотрит комплекс вопросов, связанных с Калининградской областью, в марте текущего года. Я думаю, что принятые решения создадут предпосылки для развития сотрудничества в этом регионе.