Об основных направлениях совершенствования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации
22 января 2003, 21:00
Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей (ВВП), используемых для транспортного судоходства. Являясь составной частью единой транспортной системы России, они обеспечивают транспортно-экономические связи 68 субъектов Российской Федерации и имеют водохозяйственное значение в решении важных государственных задач по водоснабжению, выработке электроэнергии, орошению, поддержанию экологического равновесия, развитию туризма и отдыха и др. В европейской части России создана не имеющая аналогов Единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км, которая создает хорошие предпосылки для интеграции ВВП в европейскую воднотранспортную систему и обслуживания международного транспортного коридора «Север-Юг». Общая протяженность эксплуатируемых ВВП составляет 101,6 тыс. км, из них путей с гарантируемыми габаритами – 42 тыс. км, с освещаемыми и светоотражательными знаками – 27 тыс. км. На водных путях находятся около 700 судоходных гидротехнических сооружений, 128 портов. Эксплуатируется более 10000 транспортных судов. Ежегодно для целей водоснабжения, орошения и обводнения перекачивается свыше 3,5 млрд. куб. метров воды. Выработка электроэнергии ГЭС, находящимися на балансе Государственных бассейновых управлений (ГБУ), составляет около 500 млн. кВт.час в год. Перевозочную деятельность на ВВП осуществляют свыше 1,5 тыс. судоходных компаний различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В 2002 году ими перевезено около 30 млн. пассажиров и 122 млн. тонн грузов, в том числе 13,3 млн. тонн в районы Крайнего Севера. За 2002 год возросли, по сравнению с 2001 годом, объемы перевозок грузов и судопоток: по Волжскому бассейну соответственно на 24,6% и 22,2%; по Волго-Донскому судоходному каналу – на 11,8% и 10,9%; по Волго-Балтийскому водному пути – на 3% и 7,2%; через Кочетовский гидроузел на р. Дон – на 14,7% и 17%. Ежегодно растут доходы как в эксплуатационной, так и промышленной деятельности отрасли. В 2002 году они выросли к 2001 году на 18% и составили 28 млрд. рублей. Платежи в бюджет составили в 2002 году 2,8 млрд. рублей при общем бюджетном финансировании отрасли 2,4 млрд. рублей. На ВВП функционирует 15 Государственных бассейновых управлений (ГБУ) водных путей и судоходства и Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы», в составе которых осуществляют производственную деятельность 98 районов водных путей и судоходства. Общая численность работающих в путевом хозяйстве 21,5 тыс. человек. За период 1996-2002 гг. удалось сохранить протяженность ВВП, обеспечить утвержденные гарантированные габариты судовых ходов на наиболее загруженных участках рек, безаварийную работу гидротехнических сооружений, бесперебойный судопропуск. В условиях перехода отрасли на рыночные отношения, ГБУ сыграли свою позитивную роль в создании необходимых условий судоходства и осуществлении государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта. В последние годы в отрасли наметился рост хозяйственной деятельности. Однако этот рост не будет устойчивым даже в условиях общего экономического подъёма в России, если не устранить имеющиеся проблемы и диспропорции функционирования ВВП. Одной из главных проблем является несовершенство структуры органов управления ВВП. Она не вполне соответствует новым экономическим условиям и требованиям действующего законодательства. Совершенствование системы управления ВВП является одной из ключевых задач развития отрасли, определенных Концепцией развития ВВТ, которая была одобрена правительственной комиссией по транспортной политике 27 ноября 2002 года. Основной целью совершенствования системы управления ВВП является создание структуры управления, обеспечивающей развитие адекватно реальным бюджетным возможностям и складывающимся на внутреннем водном транспорте экономическим условиям. Важнейшим требованием к системе управления ВВП является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства. Первым направлением структурных преобразований станет создание на ВВП единообразной системы органов государственного регулирования. При этом правовой статус ее органов будет приведен в соответствие требованиям законодательства. Для этого ГБУ будут преобразованы в Федеральные государственные учреждения. Планируется также преобразовать ФГУП «Канал имени Москвы» и ГУ «Речная администрация Московского бассейна» в единое Федеральное государственное учреждение ГБУ Московского бассейна («Канал имени Москвы»). Одновременно будет проведена оптимизация структуры управления ГБУ путем ликвидации малодеятельных технических участков водных путей с передачей их функций укрупнённым подразделениям. Второе направление структурных преобразований заключается в разделении функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности. В этих целях предусматривается часть государственного имущества, находящегося в настоящее время в оперативном управлении ГБУ выделить из их состава и создать для его эксплуатации самостоятельные предприятия по видам деятельности: промышленные, строительно-монтажные, предприятия по обслуживанию флота и другие. Эти предприятия будут создаваться, как правило, в форме государственных акционерных обществ (АО), 100% акций будут в государственной собственности. В последующем они должны быть приватизированы в соответствии с процедурой, определенной федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Третья серьёзная задача структурного преобразования связана с регулированием имущественных отношений на ВВТ в целях определения новых балансодержателей неприватизированного федерального имущества, находящегося в настоящее время на балансе акционерных обществ. При согласовании проекта федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» Росречфлот предложил сохранить в федеральной собственности причалы только 14 речных (устьевых) портов, открытых для захода и обслуживания иностранных судов, пассажирские причалы, расположенные в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, а также ледокольный флот. Остальные грузовые и пассажирские причалы и подходы к ним предлагается передать в собственность субъектов Российской Федерации, разрешить выкупить их пароходствам и портам или продать с аукциона. Аналогично поступить предлагается и с другим неприватизированным имуществом, находящимся на балансе пароходств и портов. А утратившее ликвидность имущество в установленном порядке списать. Для эффективного использования государственного имущества, остающегося в федеральной собственности, предлагается создать специализированную организацию – ФГУП «Росречпорт», основанную на праве хозяйственного ведения. Деятельность ФГУП «Росречпорт» будет осуществляться за счет поступлений за работы и услуги, оказываемые участникам транспортного процесса, арендной платы от организаций, использующих береговую инфраструктуру и иных доходов от хозяйственной деятельности. Еще один структурный приоритет – разграничение функций государственного управления, надзора и контроля. В этих целях предлагается передать надзорные функции, выполняемые в настоящее время ГБУ, Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ). В результате этого на ВВТ будет создана единая система надзорных органов. В состав бассейновых органов ГРСИ планируется также включить администрации речных (устьевых) портов, в состав которых войдут службы капитанов портов. Создание администраций речных портов регламентировано статьей 54 Кодекса ВВТ РФ. Их работа предусматривается на платной основе по аналогии с администрациями морских портов и не потребует увеличения бюджетных средств. Создание администраций речных портов вызывается необходимостью обеспечения безопасности судоходства. Подготовлено Пресс-службой Минтранса
|