Изображения

Обычная версия

О состоянии и перспективах развития пассажирского транспорта

13 октября 2003, 20:00

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

(октябрь 2003 года)

Пассажирский автомобильный и городской электрический транспорт общего пользования Российской Федерации осуществляют перевозки 96,8 процентов от общих объемов пассажирских перевозок, выполняемых всеми видами транспорта. Ежедневно к их услугам прибегают более 120 миллионов граждан России. Надежная и эффективная работа пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта является важнейшим показателем социально – политической и экономической стабильности государства.

Автобусным транспортом обслуживается 1268 городов и поселков городского типа, 80630 сельских населенных пунктов. Наземный электрический транспорт (трамвай, троллейбус) работает в 117 городах, 6 городов располагают метрополитеном.

К услугам пассажиров свыше 32 тысяч автобусных маршрутов, 641 - трамвайный и 953 – троллейбусных.

Общая протяженность автобусной маршрутной сети составляет 1,98 млн. километров, трамвайной – 6,37 тыс. километров, троллейбусной – 9,92 тыс. километров.

Пассажирский автомобильный и городской электрический транспорт, выполняющие массовые перевозки населения, испытывают серьезные трудности в обеспечении выполнения главной своей задачи. Активное привлечение частных перевозчиков, особенно в городах, уже не компенсирует снижение провозных возможностей муниципального транспорта, так как в большинстве регионов достигнут экономически обоснованный предел насыщения малыми автобусами, работающими в режиме маршрутного такси. Кроме того, частные перевозчики не решают проблему транспортного обслуживания льготных категорий граждан, которых они не перевозят.

Парк пассажирского подвижного состава интенсивно стареет. Свыше 70 тысяч транспортных средств (автобусы, трамваи, троллейбусы) эксплуатируются сверх нормативного срока службы и подлежат списанию.

Большинство пассажирских предприятий находятся в сложном финансовом положении. Ограниченность бюджетного финансирования не позволяет им обеспечивать регламентное техническое содержание подвижного состава, обновлять парк транспортных средств и изношенное оборудование.

Финансовое состояние предприятий усугубляется совершенно недостаточной компенсацией расходов, связанных с перевозкой 64 категорий граждан (более 46 млн. человек), которым федеральным законодательством предоставлены льготы по оплате проезда на пассажирском транспорте общего пользования.

Вместе с тем, в последние годы наметились положительные сдвиги, и прежде всего, в повышении внимания федеральных органов исполнительной власти к проблемам пассажирского транспорта.

В состав федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» включена специальная подпрограмма «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» и идет ее реализация в пределах выделенных средств.

В федеральном бюджете предусматриваются ассигнования на компенсацию убытков предприятий пассажирского транспорта от перевозок некоторых категорий льготников (инвалидов, чернобыльцев, ветеранов в междугородном сообщении).

В 2003 году из федерального бюджета выделены средства на разработку и пилотную реализацию механизмов федеральной поддержки обновления подвижного состава городского пассажирского транспорта.

При Минтрансе России создан и функционирует «Центр содействия реформам городского пассажирского транспорта общего пользования».

При активном участии специалистов Минтранса России в 15 городах внедрены автоматизированные информационно – управляющие системы для городского пассажирского транспорта с использованием спутниковой навигации; в 5 городах внедрение аналогичных систем проводится в 2003 году.

В целях координации усилий органов власти всех уровней общественных организаций, предпринимателей Минтрансом России подготовлен, согласован с городами и регионами проект «Общероссийской открытой программы содействия реформам на городском пассажирском транспорте». К реализации данной программы уже присоединились 30 городов России.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Яковлев В.А. на состоявшемся у него 5 сентября т.г. совещания по проблемам пассажирского транспорта поддержал разработанный Минтрудом России при активном участии Минтранса России проект федерального закона «Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности» и обещал содействовать его дальнейшему продвижению.

Принимаемые органами местной исполнительной власти и Минтрансом России меры, рост государственной поддержки предприятий пассажирского транспорта общего пользования вселяют определенный оптимизм в работников отрасли и пассажиров.

Управление автомобильного и электрического
пассажирского транспорта

 
Все новости