Изображения

Обычная версия

О состоянии безопасности дорожного движения в 1 полугодии 2002 года и неотложных мерах по сокращению аварийности автомобильного транспорта

08 августа 2002, 20:00

9 августа состоялось Всероссийское селекторное совещание по вопросу: «О состоянии безопасности дорожного движения в 1 полугодии 2002 года и неотложных мерах по сокращению аварийности автомобильного транспорта»

Ситуация с аварийностью на автодорогах, в городах и населенных пунктах России вызывает крайнее беспокойство. Практически все статистические показатели аварийности в 2001 году ухудшены в целом по Российской Федерации по сравнению с 2000 годом.

В прошедшем полугодии обстановка с аварийностью не стабилизировалась - на территории Российской Федерации зарегистрировано более 72 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло свыше 12 тысяч и ранено более 84 тысяч человек. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года количество ДТП, погибших и раненых в них людей возросло более чем на 16, 13, и 18 процентов соответственно.

К основным причинам роста аварийности относятся:

1. Разгосударствление и массовая приватизация автопредприятий, их разукрупнение привело к появлению на рынке транспортных услуг большого количества субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащей производственной базы, ремонтно-диагностического оборудования, профессиональных кадров.

Количество погибших и раненых в ДТП у индивидуальных владельцев грузовых автомобилей и автобусов по удельным показателям более чем в два раза превышает аналогичные показатели юридических лиц. Количество ДТП индивидуальных владельцев легковых автомобилей составляет более 50% всех ДТП из-за нарушения ПДД водителями.

2. Критический уровень изношенности автотранспортных средств, отставание отечественной автопромышленности по техническому уровню и безопасности производимого автотранспорта, массовая закупка по импорту устаревших - автобусов и легковых автомобилей.

Сегодня более 70% автомобилей прошли свой моторесурс, в автобусном парке страны почти 30% иномарок основная доля которых превышает 10-летний срок эксплуатации. Отечественные автобусы ПАЗ по уровню безопасности вдвое ниже аналогичных показателей автобусов других марок, а около двух третей, совершенных при их участии ДТП, связана с отказом их тормозной системы. Микроавтобусы «ГАЗель», которые составляют 9% парка автобусов не соответствуют минимальным нормам пассивной безопасности и сегодняшнее их использование в качестве маршрутных такси создает угрозу безопасности не только пассажиров, но и других участников дорожного движения.

3. В немалой степени на аварийность влияют и пешеходы. ДТП с их участием составляет почти 30%. Особенно высоким уровнем и неблагоприятной динамикой отличается дорожно-транспортный травматизм среди пожилых (от 65 и более лет) и молодых (от 15 до 24 лет) людей.

Причины увеличения риска участия в ДТП пешеходов связаны:

  • с неумением пешеходов ориентироваться в сложных условиях дорожного движения;

  • с пренебрежением ПДД, нарушения которых с увеличением интенсивности движения ТС чаще приводят к ДТП, с недостаточностью или неэффективностью контроля, со стороны работников ГАИ, за соблюдением пешеходами ПДД;

  • с недостаточностью или отсутствием средств регулирования пешеходных потоков или иных средств организации дорожного движения;

  • с низким уровнем организации профилактической работы с данной категорией участников дорожного движения;

  • с отсутствием необходимых знаний ПДД и культуры поведения большинства населения в качестве участников дорожного движения.

4. По официальной статистике неудовлетворительные дорожные условия являются основной или сопутствующей причиной 28% ДТП. Исследования свидетельствуют, что неблагоприятные дорожные условия являются причиной ДТП примерно в 40-50% случаев от общего их числа.

В стране существует диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и ростом количества автотранспорта. Ежегодно парк автомобилей в стране растет на 8%, а дорожные условия в большинстве городов и регионов ухудшаются из-за отсутствия средств на их содержание и строительство.

Характерным примером явилось происшествие 17 июля 2002 года в Дагестане. На участке горной дороги местного значения водитель автобуса ПАЗ не справился с управлением и допустил опрокидывание автобуса, 5 человек погибло, 37 - получили ранения. Одной из причин явилось отсутствие на криволинейном участке дороги предусмотренных ГОСТом дорожных знаков и транспортных ограждений парапетного типа.

5. Недостаточный контроль должностных лиц хозяйствующих субъектов автотранспорта по выполнению норм и требований безопасной эксплуатации транспортных средств при организации грузопассажирских перевозок.

Подтверждение этому - дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 23 апреля т.г. в Республике Башкортостан. При совершении обгона произошло касательное столкновение автомобиля КамАЗ-55102, принадлежащим ГУП «Башавтотранс», и эксплуатируемого дорожно-строительным управлением «Башкиравтодор», под управлением водителя находившегося в состоянии алкогольного опьянения, с двигавшимся во встречном направлении автобусом КАВЗ-3270. В результате столкновения, перевозимый в кузове автомобиля КамАЗ незакрепленный дорожный каток марки ДУ- 47Б упал на автобус КАВЗ. На месте происшествия скончались водитель автобуса КАВЗ и 13 пассажиров.

6. Остро стоит проблема подготовки и переподготовки водителей, их стажировки, допуска к работе и контроля за их состоянием по медицинским, психологическим и социальным параметрам. Деятельность учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей, не отвечает не только международным, но и действующим в России требованиям к таким учреждениям. Большинство из них не имеют ни соответствующей технической базы, ни квалифицированного персонала преподавателей.

7. Органы Российской транспортной инспекции слабо используют предоставленные им права в области регулирования транспортной деятельности через лицензирование и Кодекс об административных правонарушениях.

8. Органы исполнительной власти в области транспортного обслуживания населения самоустранились от контроля за работой транспортных организаций и предприятий, обслуживающих население, за состоянием маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта.

В субъектах Российской Федерации координацией вопросов обеспечения БДД занимаются региональные комиссии. Однако их работа неэффективна. На запрос Минтранса России о проделанной работе региональными комиссиями в 2001 году и планируемых заседаниях в 2002 году сведения получены только от 55 субъектов Российской Федерации. В 2001 году на заседаниях комиссий рассматривались вопросы, затрагивающие обеспечение БДД на пассажирском автотранспорте только в 27 субъектах Российской Федерации, в 2002 году проведено или запланировано только в 32-х. В некоторых субъектах, где допущен рост аварийности рассмотрение вопросов обеспечения БДД, не говоря уже о проблемах пассажирского автотранспорта, вообще не проводилось (например Ивановская, Псковская, Нижегородская области, Республика Тыва).

Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» в которой имеется подпрограмма «Безопасность дорожного движения». В рамках данной подпрограммы в 25 субъектах Российской Федерации созданы системы обнаружения ДТП и вызова помощи пострадавшим. Однако администрациями Тульской, Псковской, Калужской, Ульяновской и Тамбовской областей до сих пор не подписаны договора на эксплуатацию указанных систем.

Для улучшения сложившейся обстановки рекомендуется:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • рассмотреть во 2 полугодии 2002 года вопрос «О состоянии аварийности на автомобильном транспорте и неотложных мерах по ее сокращению»;

  • разработать и принять программы на региональном и муниципальном уровнях, направленные на повышение безопасности движения, включая пассажирские перевозки и представить их в Минтранс России для координации с федеральной подпрограммой «Безопасность дорожного движения»;

  • принять экстренные меры по увеличению объемов строительства и эксплуатации региональных автомобильных дорог, расширению городской улично-дорожной сети, строительству путепроводов, мостов, обходов городов и населенных пунктов, других сооружений, увеличивающих пропускную способность дорог, оснащению их современными техническими средствами организации дорожного движения и автоматизированными системами диспетчерского управления городским пассажирским транспортом;

  • разработать механизм государственной поддержки обновления парка автобусов, осуществляющих маршрутные перевозки;

  • совместно с заводами изготовителями организовать работу по созданию в регионах сервисной сети по ремонту и техническому обслуживанию автобусов;

  • принять меры по совершенствованию системы спасения и оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, улучшению сервиса на автомобильных дорогах, повышению профессионального мастерства водителей и культуры поведения участников дорожного движения;

  • рассмотреть вопрос о возможном расширении использования местных каналов телевидения, радио и других средств массовой информации для активизации пропаганды Правил дорожного движения и культуры поведения участников дорожного движения;

  • проанализировать практику применения введенного с 1 июля т.г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направить в адрес Минтранса России замечания и предложения по усилению его роли и практической действенности в сфере БДД;

  • оказать практическую помощь в работе общественных объединений автотранспортников;

  • рассмотреть вопросы поддержки существующих и созданию новых юношеских автошкол, как центров безопасности дорожного движения по работе с детьми и подростками.

2. Рабочей группе по изучению причин дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями при Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения и отделениям Ространсинспекции Минтранса России принимать активное участие в анализе каждого случая совершения подобных ДТП и направлять рекомендации и предложения по их предотвращению руководителям заинтересованных организаций для устранения причин, приведших к ДТП.

3. Территориальным органам РТИ:

  • совместно с органами местного самоуправления провести инвентаризацию учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей;

  • совместно с подразделениями ГИБДД при проведении проверок предприятий автотранспорта, выполняющих перевозки пассажиров, обратить особое внимание на функционирование внутрипроизводственных систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автобусов. Отражать в средствах массовой информации ход проведения Всероссийской профилактической операции «Автобус» и ее результаты;

  • организовать во 2 полугодии 2002 года проведение проверок соблюдения правил перевозки пассажиров автобусами по разовым заявкам, а также выполнение владельцами автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, установленных специальных Правил;

  • во взаимодействии с органами ГИБДД продолжить работу по выявлению владельцев автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров на коммерческой основе без специального разрешения - лицензии.

Пресс-служба Минтранса России 

Все новости