Изображения

Обычная версия

22-26 сентября государства-члены Международной морской организации отмечают Всемирный морской день, который проходит под девизом «ИМО: 60 лет на службе судоходства»

21 сентября 2008, 20:00

На 2008 год приходится целый ряд годовщин и знаменательных дат для Международной морской организации (ИМО). 6 марта исполнилось 60 лет со дня принятия Конвенции ИМО на конференции, состоявшейся в 1948 году в Женеве под эгидой Организации Объединенных Наций; 17 марта исполнилось 50 лет вступления в силу этой Конвенции в 1958 году; а в июне нынешнего года собралась 100-я сессия Совета ИМО, исполнительного органа ИМО, ответственного за руководство работой Организации в периоды между сессиями Ассамблеи.

Инаугурационное заседание ИМО, первоначально известной как «Межправительственная морская консультативная организация», прошло в Лондоне в 1959 году. В настоящее время членами ИМО являются 166 государств. В работе ИМО принимают участие в качестве наблюдателей 36 межправительственных и 63 неправительственных международных организации, включая региональные соглашения о государственном портовом контроле.

Цели Организации, как специализированного агентства ООН, заключаются, главным образом, в том, чтобы «обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство, поощрять и содействовать всеобщему принятию наиболее высоких из практически осуществимых стандартов в вопросах безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения и взятия под контроль загрязнения моря с судов».

Необходимость существования международного учреждения, регулирующего морские перевозки, возникает на основании того факта, что судоходство является, возможно, наиболее интернациональной из всех мировых отраслей международного характера. Управленческая цепочка и право собственности любого конкретного судна могут охватывать несколько стран; нередки случаи, когда судовладельцы, операторы, грузоотправители, фрахтователи, страховщики и классификационное общество, не говоря уже о командном составе и экипаже одного и того же судна, являются представителями разных стран, и ни одна из них не является страной флага, под которым плавает данное судно. Кроме того, основные объекты физической собственности судоходства, сами суда, постоянно перемещаются из одной страны в другую и из области юрисдикции одного государства в область юрисдикции другого.

Судоходство, кроме того, по своей природе является опасной деятельностью, ведь судам приходится сталкиваться с наихудшими проявлениями природных сил. Иногда происходят катастрофы, свидетельством тому всем известные происшествия с такими судами, как «Титаник», «Торри Каньон», «Эксон Вальдез», «Эстония», «Эрика», «Престиж» и самый последний случай - «Принцесс оф Старз». Поэтому существует неоспоримая логика того, что необходимо разрабатывать нормативную базу международных требований, регулирующих судоходство, которые должны быть приняты, признаны и исполняться всеми.

Со времени своего создания ИМО проделала большой путь. Организация родилась в мире, истощенном войной, когда старые колониальные державы по-прежнему занимали господствующее положение в области торговли и общего процветания. Вследствие чего они же являлись и ведущими морскими державами, они разрабатывали собственные правила, касающиеся постройки судов, безопасности, требований к экипажу и т.д. Однако в 1948 году, всего через три года после создания Организации Объединенных Наций, уже повеяло духом всемирного единства, и на горизонте появились первые признаки зарождения нового мирового порядка.

Кроме того, в это же время все большее распространение получила точка зрения о том, что собственное морское законодательство, действующее в каждой отдельной стране, занимающейся судоходством, не способствует налаживанию беспрепятственного движения судов и повышению безопасности судоходных операций по всему миру. Стандарты различались между собой не только по содержанию, но некоторые были значительно более строгие, нежели остальные. Добросовестные судовладельцы, заботящиеся о безопасности, попадали в невыгодное экономическое положение по сравнению с конкурентами, которые расходовали относительно небольшие средства на обеспечение безопасности, что создавало угрозу для любого серьезного начинания в области безопасности на море и для морских сообщений в целом.

В настоящее время ситуация изменилась. Глобализация трансформировала мировой бизнес, и в области судоходства вступили в действие новые силы. Множество разносторонних мер, разработанных ИМО в течение 60 лет служения судоходству, являются прочной основой для создания более безопасной и экологически чистой отрасли, такой, которая имеет возможность постоянно развиваться и процветать. Более того, работа ИМО наглядно продемонстрировала, что, без сомнения, требования международного уровня, разработанные, согласованные, применяемые и вступившие в силу в глобальном масштабе - представляют собой единственный способ регулирования такой разветвленной и поистине международной отрасли, как судоходство.

Стандарты, созданные в Организации, в настоящее время являются прочной основой философии и практической деятельности в области судоходства по всему миру, они формируют современное развитие отрасли. Фактически, в своей совокупности конвенции ИМО (общим числом 50), подкрепленные буквально сотнями кодексов, руководств и рекомендаций, охватывают практически все аспекты отрасли от проектирования, постройки, снабжения и эксплуатации судов до подготовки моряков, или от чертежной доски до сдачи на лом.

Многие из основных договоров ИМО (включая, например, конвенции СОЛАС, по обмеру судов, о грузовой марке, Правила предупреждения столкновений судов, Конвенцию ПДНВ и Приложения I и II к МАРПОЛ) ратифицированы государствами, которым в общей сложности принадлежит более 98% мирового флота. Именно благодаря обширной системе правил глобального характера, разработанных и принятых ИМО в течение многих лет, сегодня мы можем с уверенностью заявить, что судоходство является надежным и безопасным видом транспорта, экологически чистым и энергетически выгодным.

Наиболее впечатляющая тенденция последних лет заключается в том, что продолжает расти экологическая грамотность в судоходстве. Доказательством тому является не только широкое признание экологических стандартов ИМО и разработок, инициированных самой отраслью, направленных на предотвращение отрицательного воздействия судоходства на окружающую среду, но и готовность изменить необоснованное негативное представление о судоходстве, а также, через различные средства массовой информации, распространять сведения о его достижениях в области экологии, подчеркивать положительную тенденцию в данной сфере и приверженность судоходства идее устойчивого развития. Приверженность судоходства идее охраны среды, в которой функционируют суда, демонстрируется стремлением ограничить и взять под контроль выбросы выхлопных газов c судов, снизить выбросы парниковых газов, тем самым уменьшая их воздействие на атмосферу и способствуя всеобщим усилиям, направленным на борьбу с изменением климата и глобальным потеплением.

Эффективность мер, принимаемых ИМО, обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, ничто не возникает за один день, стандарты не разрабатываются под влиянием момента или в качестве немедленной реакции на произошедший инцидент или несчастный случай. Даже несмотря на то, что появление некоторых мер было вызвано конкретными событиями, а ИМО гордится тем, что адекватно и оперативно реагирует на сложившуюся ситуацию, тем не менее, все документы ИМО представляют собой результат размеренной и серьезной технической работы, проводимой лучшими морскими специалистами мира. Этот процесс приносит важные результаты не только благодаря тому, что государства- члены ИМО посылают своих лучших специалистов на технические совещания, проводимые в Организации, очень важный вклад в общее дело вносят также специализированные неправительственные и межправительственные организации. Представляя все секторы отрасли, а также широкий круг географических интересов и интересов гражданского общества, эти организации принимают активное участие и проявляют заинтересованность в широком спектре деятельности ИМО, и их вклад в историю успеха Организации высоко ценится.

Существует еще одна причина, почему меры, разрабатываемые ИМО, получают столь широкое признание, решения внутри Организации в основном принимаются на основе консенсуса. Существует, конечно, процедура голосования, но к ней в процессе обычной работы ИМО прибегают в редких случаях. Таким образом, исключается вероятность того, что сторона, не поддержавшая какие-либо меры, будет вынуждена, против своего желания, способствовать их осуществлению. Соглашение, достигнутое путем консенсуса, означает, что все страны внесли свой вклад в разработку конкретных мер и поэтому испытывают искреннее желание взять на себя ответственность за их выполнение, неотделимую от чувства собственности.

Как отмечается в послании Генерального секретаря ИМО Ефтимиоса Митропулоса, ИМО, сохраняя внутреннее единство, с уверенностью смотрит в будущее и постоянно готова выполнять требования отрасли, на службе которой Организация состоит уже многие годы. Судоходство в существенной мере способствует развитию и осуществлению экономического роста по всему миру. Поэтому миссия ИМО (заключающаяся в обеспечении безопасности и охраны на море, эффективности и экологичности судоходства) простирается далеко за пределы непосредственной «аудитории», для которой работает Организация, и затрагивает интересы буквально каждого жителя планеты.

С января 1959 г. СССР, а затем и Россия, участвует в работе ИМО.

В соответствии с поручением Правительства Министерство транспорта является головным ведомством по работе России с ИМО. Под руководством Минтранса при ИМО действует Представительство России, деятельность которого подтверждена Указом Президента России от 2 мая 2006 года № 448, что свидетельствует о важности участия России в деятельности ИМО. Представители Минтранса возглавляют делегации России на сессиях Ассамблеи, Совета и Комитетов, участвуют в работе технических органов ИМО. Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса координирует работу различных ведомств и организаций России в отношении ИМО. По отдельным наиболее важным вопросам повестки дня заседаний рабочих органов ИМО готовятся и, при согласовании с заинтересованными ведомствами, направляются в ИМО официальные представления. К практической работе с ИМО активно привлекаются научно-исследовательские институты, подведомственные Минтрансу учреждения, организации, учебные заведения. В этой связи необходимо, прежде всего, отметить ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт морского флота», ФГУ «Российский морской регистр судоходства», Государственную морскую академию имени адмирала С.О.Макарова, ФГУП «Морсвязьспутник», ФГУ «Госморспасслужба» и др.

Россия является участником трех региональных соглашений о государственном портовом контроле, созданных под эгидой ИМО (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы). Международные информационные центры Токийского и Черноморского меморандумов находятся в России (Владивосток и Новороссийск), и их работа координируется Министерством транспорта. Российские инспекторы государственного портового контроля, инспектируют иностранные суда, заходящие в российские порты. По признанию ИМО и представителей судоходной индустрии, государственный портовый контроль является на сегодня самым действенным инструментом воздействия и обеспечения исполнения международных стандартов в области безопасности мореплавания. Поэтому в России уделяется особое внимание сотрудничеству с региональными организациями государственного портового контроля.

Россия, будучи продолжателем Советского Союза, является стороной большинства международных морских конвенций и кодексов, принятых под эгидой ИМО, и эти конвенции и кодексы являются обязательными для исполнения российскими судами, их экипажами и судоходными компаниями. Требования международных инструментов обязательного характера (конвенций, кодексов), относящиеся к техническим аспектам обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения, вносятся в Правила Российского Морского Регистра Судоходства. Российские суда, заходящие в российские порты, инспектируются службами капитанов портов, на предмет выполнения международных требований.

В России внедрены и выполняются основные международные конвенции в области торгового мореплавания, такие как Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Международная конвенция о грузовой марке (КГМ), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС), Конвенция по обмеру вместимости судов и другие.

В России организована подготовка кадров морских специальностей в полном соответствии с международными требованиями, что подтверждено экспертами ИМО, посетившими морские учебные заведения России. Российские морские дипломы признаются всеми странами мира. Россия включена в белый список, формируемый ИМО в отношении подготовки и дипломирования моряков.

Немаловажной является роль России в нормотворческой деятельности ИМО.

В 2005 году Генеральный секретарь ИМО адмирал Ефтимиос Митропулос посетил Россию с официальным визитом. Этой была одна из первых его зарубежных поездок в качестве генерального секретаря. В ходе визита были согласованы многие вопросы участия России в работе ИМО.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости