Изображения

Обычная версия

Исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик провел пресс-конференцию, посвященную итогам и перспективам работы воздушного флота России и развития авиационной инфраструктуры.

17 августа 2005, 20:00

День Воздушного флота

Деятельность Федерального агентства воздушного транспорта

за 2004-2005 г.г.

Выступая с ежегодным Посланием 26 мая 2004 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин, в числе наиболее значимых задач, стоящих перед страной, отметил: «развитие транспортной инфраструктуры, с учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны, это больше, чем экономическая задача, ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом – на обеспечение единства страны».

Перевозки российских авиапредприятий

В гражданской авиации России отмечается ежегодный рост объемных показателей деятельности.

По итогам работы за 2004 год пассажирооборот составил около 83 млрд. пасс.км или на 16,7 % превысил показатель 2003 года. Перевозки пассажиров выросли на 14,9 % и составили 33,8 млн. чел. Перевозки грузов выросли на 5,5 % и составили 654,9 тыс.тонн. При этом отмечается значительный рост объемов международных перевозок как пассажиров, так и грузов.

По итогам первого полугодия 2005 года также отмечается рост объемных показателей деятельности гражданской авиации по сравнению с первым полугодием 2004 года.

Пассажирооборот вырос на 1,2 % и составил 36,2 млрд. пасс.км, перевозки пассажиров выросли на 1,5 % и составили более 14,7 млн. чел., а перевозки грузов и почты составили 293,7 тыс. тонн.

За период с начала сезона массовых летних перевозок (май – июль 2005 г.) российскими авиапредприятиями на всех типах воздушных судов выполнено 19147 международных чартерных рейсов в т.ч. 11187 по перевозке пассажиров. За аналогичный период прошлого года соответственно 19737 и 12233. Рост составляет ориентировочно 104 %.

Наиболее частой и болезненной проблемой при выполнении международных чартерных рейсов по перевозке туристов являются задержки рейсов, и неудобства, которые испытывают пассажиры задержанных рейсов. Основная причина – отсутствие резервных воздушных судов. По фактам особо длительных задержек проводятся служебные расследования, к авиакомпаниям Росавиацией принимались и принимаются соответствующие меры воздействия вплоть до ограничения права выполнения полетов по конкретным маршрутам. Для предупреждения технологических сбоев в работе авиакомпаний подготовлено и будет издано распоряжение Росавиации, устанавливающее более жесткий порядок и условия согласования программ перевозок только при наличии резерва воздушных судов и наличия в договорах фрахтования воздушных судов конкретных положений об ответственности перед пассажирами задержанных рейсов.

В целях реализации положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и изданных в его развитие нормативно-правовых документов, определяющих порядок финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан и организации проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, авиакомпании России осуществляют перевозки граждан на льготных условиях в соответствии с государственными контрактами, заключенными с ними Фондом социального страхования России и его региональными отделениями.

В настоящее время Фондом социального страхования России и его региональными отделениями заключены государственные контракты (договоры) на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с 36 авиакомпаниями России.

Сетью маршрутов, по которым должны выполняться льготные авиаперевозки, полностью охвачены 47 субъектов Российской Федерации, что позволяет обеспечить льготные перевозки граждан практически всех регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока к месту санаторно-курортного лечения и обратно как по магистральным воздушным линиям к основным южным курортам России, так и по внутренним воздушным линиям.

За период с 1 января по 17 августа 2005 года авиакомпаниями России на льготных условиях перевезено к месту лечения и обратно 4371 пассажир.

Управление федеральной собственностью

в гражданской авиации

Росавиация в соответствии с действующими нормативными правовыми документами осуществляет полномочия собственника в отношении подведомственных ФГУП и ФГУ (52 и 39 соответственно): утверждение устава, назначение на должность руководителя, утверждение программы деятельности, согласование сделок и др.

В рамках поручений Правительства Российской Федерации Минтрансом России совместно с Росавиацией ведется разработка "Концепции управления федеральным имуществом гражданских аэропортов (аэродромов)".

В настоящее время на воздушном транспорте осуществляют деятельность 59 открытых акционерных обществ, в 43 из них государственные пакеты акций составляют более 50%. 18 ОАО включены в Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации 4 августа 2004г. №1009.

В соответствии с прогнозными планами приватизации федерального имущества на 2004г. и 2005г. продолжается процесс акционирования и приватизации ФГУП гражданской авиации.

Основной задачей организационного характера, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, является разработка пакета документов, регламентирующих особенности договорных отношений, связанных с эксплуатацией и обслуживанием ОАО гражданской авиации имущества аэродромов.

Существующая законодательная норма запрещает передачу предприятий и имущественных комплексов гражданской авиации регионального значения в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказывает негативное влияние на возможность эффективного поддержания и развития аэропортов регионального и местного уровня.

Отличительными особенностями указанных объектов аэропортов являются их высокая капиталоемкость, необходимость систематического проведения в отношении их строго регламентированного комплекса профилактических, ремонтных и восстановительных работ, а также существование жестких ограничений на эксплуатацию аэропортов в случаях несоответствия их технического состояния установленным нормативным требованиям.

При этом объемы государственного инвестирования должны обеспечивать, как минимум, предельно допустимый уровень безопасности функционирования аэропортов.

В гражданской авиации в последнее время кампанию приватизации начинает дополнять кампания «Хаб»изации.

Развитие аэропортовой сети гражданской авиации

Одним из приоритетных направлений авиационной деятельности и основных мер в области развития гражданской авиации, определенных Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 03.02.2001г. №Пр-241 и Комплексным планом мероприятий по развитию авиационной деятельности в области гражданской авиации, утвержденным Правительством РФ 12.05.2001г. №МК-П7-0838, являются повышение эффективности деятельности аэропортов, создание условий для обновления основных фондов аэропортов, внедрения современных технологий, повышение конкурентоспособности аэропортов на международном рынке транзитных перевозок. Подготовленные Росавиацией предложения определяют принципы построения в Российской Федерации базовой (опорной) гражданской аэродромной сети, отвечающей геополитическим и экономическим интересам государства.

Отличительными особенностями имущественных комплексов аэропортов являются их высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиций. Кроме того, они требуют, в интересах безопасности полетов, систематического проведения строго регламентированного комплекса профилактических и восстановительных ремонтов, возмещения высокой доли постоянных эксплуатационных расходов. Учитывая, что материально-техническая база практически всех аэропортов имеет начисленный износ основных средств 100 или близкий к 100 процентам, не накоплен амортизационный фонд для реноваций объектов. Убыточность основной деятельности многих аэропортов обостряет проблему потенциала роста аэропортов, она носит системный характер. Особенно это относится к региональным аэропортам.

Российская система аэропортов включает 62 аэропорта федерального значения, которые образуют опорную сеть российской гражданской авиации и 331 аэропорт регионального и местного значения. За прошедший год количество аэропортов сократилось на 18 и составило 393.

Приоритетные направления развития аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры определены Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года:

- оптимизация сети аэропортов (аэродромов), в том числе международных, в части, касающейся их количества и расположения, с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности;

- повышение конкурентоспособности аэропортов на рынке международных транзитных перевозок;

- обновление основных фондов аэропортов и внедрение современных технологий аэропортового (аэродромного) обслуживания;

- регулирование и ограничение конкуренции аэропортов в рамках одного авиационного узла;

- поэтапность создания унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной и гражданской авиации в мирное и военное время.

Основываясь на указанных приоритетах можно сформулировать основополагающий замысел государственного управления федеральным имуществом гражданских аэропортов (аэродромов) на ближнесрочную перспективу - обеспечение создания национальной аэропортовой (аэродромной) сети, соответствующей международному принципу построения авиационных маршрутных сетей "hub and spoke" ("звездообразная сеть"). При этом основу аэропортовой (аэродромной) сети составляют узловые аэропорты («ХАБы»), развитие инфраструктуры которых осуществляется, в первую очередь, для целей увеличения транзитного пассажиро и грузопотока.

«Узловой аэропорт» (hub airport) это аэропорт, который служит как координирующая соединительная точка, где большое количество рейсов из большого количества пунктов сходятся в одном месте в течение короткого промежутка времени с тем, чтобы пассажиры могли легко пересесть на другие вылетающие рейсы в равное большое количество пунктов вылета в короткий промежуток времени; где пересадка пассажиров между рейсами составляет относительно высокую долю в общем объеме перевозок»

Для того, чтобы успешно справиться с пиковыми нагрузками в стыковочном аэропорту, его пропускная способность должна быть достаточной для данной категории аэропортов. Для обеспечения типовой пиковой пропускной способности аэропорт должен иметь достаточную пиковую часовую пропускную способность.

Основополагающей федеральной целевой программой в области гражданской авиации является утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001г. №848 Федеральная целевая программа "Модернизация транспортного комплекса России (2002-2010 годы)" подпрограммы "Гражданская авиация" и "Единая система организации воздушного движения".

В качестве приоритетного направления развития сети аэропортов выступает реконструкция аэропортов Московского авиаузла, аэропортов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и аэропортов, используемых в системе международных транспортных коридоров.

Нормативное и финансовое обеспечение развития авиационной безопасности в аэропортах

В 2005 году для организации деятельности по авиационной безопасности разработаны и утверждены следующие нормативные документы:

Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» от 21 марта 2005 года №20-ФЗ;

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности (от 08.08.01 №128-ФЗ)» от 2 июля 2005 года №80-ФЗ (теперь деятельность по авиационной безопасности подлежит лицензированию);

Разработаны и утверждены приказом Минтранса России от 02.03.05 №6 Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к аэропортам Российской Федерации». В настоящее время указанный документ находится на согласовании в Минюсте России.

Разработан «Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры». В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» находится на согласовании в Минтрансе России.

Для повышения уровня авиационной безопасности в 2005 году из федерального бюджета выделено 151,0 млн. руб. для оказания финансовой поддержки аэропортов, находящихся в федеральной собственности, в части приобретения досмотровой техники и доведения до полного соответствия требованиям ИКАО.

Государство еще длительное время должно будет контролировать развитие инфраструктуры страны. Аэродромы являются составными объектами инфраструктуры воздушного транспорта и входят составной частью в общую транспортную инфраструктуру. Вместе с тем, частные инвестиции могут внести весомый вклад в создание в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокой качества и надежности. При этом, для применения необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний.

Все новости