Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на «круглом столе» «Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере логистики и транспортных услуг - приоритетная задача международного сотрудничества»

18 октября 2006, 20:00

19 октября 2006 года Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на «круглом столе» «Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере логистики и транспортных услуг - приоритетная задача международного сотрудничества», который проходит в рамках Логистического конгресса в Германии.

Игорь Левитин отметил, что в ближайшие годы главные усилия будут сконцентрированы на ликвидации основных разрывов в опорной транспортной сети. «Особое внимание отводится развитию и внедрению современных логистических технологий, -- сказал он. - Это позволит снизить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая сейчас составляет 15-20%».

По мнению министра, сегодня, прежде всего, необходима комплексная модернизация экспортно-транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить беспрепятственное движение товаров. Речь идет о модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров и строительстве новых морских терминалов.

Игорь Левитин отметил общий рост инвестиций в транспортную отрасль. Доля транспорта в структуре инвестиций возросла с 11% в 20004 году до 13% в 2005. По мнению министра, в России должна быть создана принципиально новая интермодальная инфраструктура. Потенциальный объем рынка одних только терминальных услуг этой инфраструктуры оценивается на уровне 60 млрд. евро.

Министр отметил, что тема логистики в России имеет высокую актуальность. Географические особенности страны, ее особенное положение, своеобразного моста, связывающего Запад и Восток, является объектом пристального внимания транспортников. «Необходимость эффективного использования транспортного потенциала Российской Федерации, в первую очередь, транзитного потенциала, и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков является одной из главных задач», -- отметил министр.

Развитие транзита через Россию сможет обеспечить правильно построенный логистический сервис, соответствие стандартам мирового уровня и высоким качественным характеристикам. Таким образом, развитие российского транзита возможно лишь при снижении транспортно-технологических и инфраструктурных ограничений на основе развития евроазиатской торговли. Программные мероприятия по повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, включают инвестиционные проекты по устранению разрывов на направлениях максимальной концентрации внешнеторговых и транзитных грузопотоков, созданию альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов и пассажиров в международном сообщении. Это создание новых автодорог, развитие сети аэропортов-хабов, организация системы внутреннего водного транспорта. Исходное целеполагание логистики должно стать основой программ развития и интеграции морских портов, железнодорожных линий, сухопутных и авиационных терминалов, а также других логистических объектов.

Обеспечение опережающих темпов развития транспортной инфраструктуры во многом зависит от возможностей широкого привлечения внебюджетных инвестиций. Такой хорошо известный в мире механизм государственно-частного партнерства, как концессия, в последнее время получил признание и в России. Принят закон «О концессионных соглашениях», готовится ряд проектов для реализации на концессионной основе. По мнению Игоря Левитина, успех в этом зависит от эффективности работы, как на уровне финансирования, так и управления. «Государство, сохраняя за собой развитие транспортной инфраструктуры, создает совместно с бизнесом площадку для дальнейшей работы транспортных компаний, которые в свою очередь развивают систему управления транспортными потоками», -- отметил он.

Основной сферой применения схемы государственно-частного партнерства в России может стать строительство платных автомобильных дорог, развитие городского пассажирского транспорта, строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортовых комплексов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений и т.д. Принципиально важно, что таким образом государство сможет привлекать не только средства частных инвесторов, но и передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса, способные обеспечить высокое качество работ, как инженерных, так и управленческих.

Лидерство в объемах продаж логистических услуг и их ассортименте обуславливает ключевую роль морских портов в формировании крупнейших цепей поставок на территории России, и, следовательно, в формировании рынков сбыта для других поставщиков транспортно-логистических услуг вдоль указанных цепей поставок. Первоочередной пакет мер, направленных на повышение конкурентоспособности российских портов, привлечение в них дополнительных потоков и увеличение объемов продаж логистических услуг включает в себя пакет мер по созданию системы мониторинга и контроля обслуживания товарных потоков.

Необходимо также создать, отметил министр, инструментарий реализации указанных задач, обеспечивающий согласование интересов, консолидацию ресурсов и координацию усилий всех заинтересованных сторон, а также разработку детального плана их совместных действий. Развитию данного направления должно способствовать развитие геоинформационных технологий (ГИС), которые позволят осуществлять эффективное управление товарными потоками.

Формирование системы эффективного взаимодействия государства и бизнеса в сфере развития логистических процессов, при реализации проектов на концессионной основе, сталкивается с проблемой нехватки соответствующих специалистов в этих областях. К числу проблем относятся, недостаточная информированность государственного сектора о значении логистики и роли логистических центров для экономики того или иного региона, а также отсутствие информации о возможностях и способах практической реализации принципов государственно-частного партнерства, связанных с финансированием, управлением, эксплуатацией инфраструктуры. В целях разрешения ряда указанных проблем была создана образовательная программа «Государственно-частное партнерство на транспорте». Ее выпускники успешно работают над первыми проектами развития транспортной инфраструктуры с использованием механизма концессии.

Привлечение на российскую транспортную сеть внешнеторговых грузов связанно с построением транспортно-логистической системы на основе модернизации существующей транспортной инфраструктуры и внедрения логистических подходов управления в систему взаимодействия всех участников цепочки поставок. Одним из следствий роста внешнеторгового оборота является развитие контейнерных перевозок. Другим фактором, обеспечившим рост потребности в контейнерных перевозках, стала общемировая тенденция по изменению структуры перевозок в пользу их мультимодальности. По прогнозам специалистов, доля контейнерных перевозок в России увеличится в 10 раз к 2010 году, в том случае, если удастся ликвидировать нехватку терминалов.

Подводя итог, министр отметил необходимость сбалансированного развития транспортных технологий, в силу их экстерриториального характера.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости