Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ, где были рассмотрены проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2007 год и на период до 2009 года.
25 октября 2006, 20:00
О проектах инвестиционной программы и финансового плана
ОАО «Российские железные дороги» на 2007 год и на период до 2009 года»
Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина на заседании Правительства РФ 26 октября 2006 года
На рассмотрение Правительства Российской Федерации представлены проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2007 год и на период до 2009 года.
Инвестиционная программа и финансовый план направлены на реализацию федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы), соответствуют задачам структурного реформирования железнодорожного транспорта и обеспечивают его устойчивую работу.
На слайде 2 представлены приоритетные задачи при реализации инвестиционной программы и финансового пана на 2007 год и на период до 2009 года:
-
Переход к расширенному воспроизводству основных фондов
-
Обеспечение технологической устойчивости
-
Повышение конкурентоспособности
-
Повышение рентабельности
Основные финансовые результаты по итогам 2006 года представлены Вашему вниманию на слайде 3.
В целом, по большинству показателей ожидается выполнение Финансового плана в полном объеме. При этом чистая прибыль компании составит 9 млрд. рублей при рентабельности 1,1 %.
Темпы роста грузооборота определены с учётом прогнозируемых Минэкономразвития России темпов роста производства промышленной продукции, перспектив социально-экономического развития страны, и скорректированны на величину запаздывания приростов темпов погрузки по сравнению с темпами прироста промышленного производства.
Прогноз пассажирооборота определен с учетом прогноза Минэкономразвития России, роста реальных располагаемых доходов населения.
Эффективность хозяйственной деятельности компании в значительной степени определяется уровнем тарифов на услуги железнодорожного транспорта, большинство из которых регулируется государством.
При этом необходимо отметить, что темпы роса тарифов на услуги железнодорожного транспорта в 2004, 2005 и 2006 годах существенно отстают как от темпов роста цен в промышленности, так и в отдельных отраслях экономики.
Финансовым планом предусмотрено изменение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки в размере, представленном на слайде 8.
Индексация проводится раздельно по четырем секторам перевозок: грузовые, госрегулируемые пассажирские перевозки в дальнем следовании, дерегулируемые пассажирские перевозки в дальнем следовании и пассажирские перевозки в пригородном сообщении.
Темпы роста грузовых железнодорожных тарифов не превышают прогнозируемый уровень инфляции.
Индексация тарифов на пассажирские перевозки в 2007 – 2009 годах основывается на платежеспособном спросе населения с применением гибкого регулирования тарифов в дальнем следовании по периодам года. При этом в пригородном сообщении индексация тарифов предусматривается на уровне, не превышающем рост номинальных доходов населения. Необходимо отметить, что в дерегулированной сфере (в скоростных поездах, купейных вагонах и СВ), начиная с 2009 года планируется выход на безубыточную работу.
Слайды 9 и 10
Основные показатели Финансового плана представлены на слайдах 9 и 10.
В финансовом плане проведена прогнозная оценка доходов, расходов и финансовых результатов работы по видам деятельности.
Доходы от основной деятельности с учетом изменения структуры грузооборота и проведения институциональных преобразований запланированы в 2007 году с ростом к прошлому году на 13,3 %, в 2008 году – 9,6 %, в 2009 году –8,7 %.
Расходы с учетом мер по экономии затрат, изменения структуры грузооборота и проведения институциональных преобразований запланированы в 2007 году с ростом к прошлому году на 12,2 %, в 2008 году – 8,1 %, в 2009 году – 7,2 %.
В финансовом плане Компании на 3-х летний период заложен опережающий темп роста доходов над темпами роста расходов и, как следствие, рост чистой прибыли с 10,1 млрд. руб. в 2007 году до 40,8 млрд. руб. в 2009 году.
Необходимо отметить, что бездефицитный бюджет ОАО «РЖД» прогнозируется при условии выделения средств из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах от пассажирских перевозок в дальнем следовании, связанных с государственным регулированием.
Вместе с тем, рентабельность ОАО «РЖД» остается в прогнозном периоде существенно ниже аналогичных показателей ряда крупнейших компаний – естественных монополий.
На финансовую устойчивость компании влияют нерешенные вопросы проезда на железнодорожном транспорте льготных пассажиров граждан федерального значения, студентов и школьников, ветеранов и инвалидов.
Просим поручить Минздравсоцразвития России, Минфину России, совместно с ОАО «РЖД» проработать указанные проблемные вопросы.
Основные принципы формирования инвестиционной программы компании представлены на Слайде 11.
Впервые инвестиционная программа компании сформирована в основном как портфель инвестиционных проектов с утвержденными бюджетами и сроками их реализации.
При формировании Инвестиционной программы 2007-2009 годов и выбора очерёдности реализации проектов, использовались следующие приоритеты: государственная значимость, технологическая потребность и экономическая эффективность.
Приоритеты в первую очередь отданы комплексным проектам по развитию и обновлению инфраструктуры, позволяющим повысить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры с приемлемыми сроками окупаемости.
В 2008 году планируется завершение крупных инвестиционных проектов по развитию транспортных коридоров:
Кузбасс- Дальневосточный транспортный узел;
Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел;
Кузбасс-Северо-запад.
Целевой задачей проектов развития транспортных коридоров является освоение прогнозируемых объемов перевозок на заданный период. Учитывая непрерывный рост экономики страны и соответствующий рост объемов перевозок, потребуется дальнейшее развитие транспортных направлений и после завершения указанных проектов. Для этого в инвестиционном бюджете на 2009 год сформирован отдельный раздел «инвестиционные проекты будущих лет», которые планируется подготовить к началу 2009 года.
Инвестиционный бюджет на период с 2007 по 2009 год планируется в объеме 694 миллиардов рублей. Отдельно в инвестиционном плане выделены инвестиционные программы дочерних обществ, которые составляют в сумме 9,5 миллиардов рублей.
На Слайде 12 представлены источники финансирования инвестиций с учетом создания дочерних и зависимых обществ.
Несмотря на позитивную динамику, основным источником финансирования в прогнозном периоде являются собственные средства компании, из них за счет амортизационных отчислений порядка 74% совокупных инвестиционных расходов.
Важно отметить, что в структуре инвестиционных затрат наибольший объем составляют расходы на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры.
За трехлетний период на эти цели предусмотрено направление около 82% от общего объема инвестиций, 16% - на обновление подвижного состава (без учета лизинга), 2% - на объекты здравоохранения, образования и строительство технологического жилья.
Инвестиционная программа предполагает использование также механизма лизинга. Это позволит увеличить активную часть основного капитала компании. Общие затраты на обновление подвижного состава с учетом лизинга составят 180 миллиардов рублей.
Инвестиционная программа направлена на реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года, федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) и отвечает задачам структурной реформы на железнодорожном транспорте.
на слайде 14 представлена информация о мероприятиях, предусмотренных подпрограммой «Железнодорожный транспорт», в реализации которых участвует ОАО «РЖД». К ним относятся:
строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия), участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын, новой пограничной станции Чернышевское Калининградской области.
Отдельным разделом в инвестиционной программе выделены проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, претендующие на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации. Основные показатели таких проектов представлены на слайде 15 .
Вместе с тем финансовый план и инвестиционная программа не в полной мере обеспечивают потребность в инвестиционных ресурсах.
На слайде 16 представлена оценка потребностей компании в дополнительных средствах на развитие и модернизацию инфраструктуры, и обновление подвижного состава. Согласно расчетам, потребность в дополнительных ресурсах составит в 2007-2009 гг. порядка 281 млрд. руб.
В качестве источников привлечения дополнительных ресурсов необходимо рассматривать следующие: Слайд 17
-
выделение средств государственного бюджета, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта;
-
полное бюджетное покрытие убытков от пассажирских перевозок, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, включая пригородные пассажирские перевозки;
-
дальнейшее реформирование железнодорожного транспорта, включая создание дочерних обществ ОАО «РЖД», осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки и реализация акций таких компаний;
-
компенсация затрат ОАО «РЖД», возникающих в связи с необходимостью содержания малоинтенсивных линий в интересах Минобороны России;
-
поэтапная ликвидация субсидирования железнодорожным транспортом отдельных отраслей промышленности в форме предоставления некомпенсируемых государством тарифных льгот;
-
дерегулирование тарифов в конкурентных сегментах и применение зон ценовой гибкости;
-
дерегулирование тарифов на перевозку багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании;
-
создание и совершенствование иных механизмов государственного участия в развитии железнодорожного транспорта, в том числе путем компенсации части лизинговых платежей при приобретении подвижного состава отечественного производства.
Прошу поддержать данные предложения с внесением соответствующей записи в протокольное решение.
Также необходимо отметить, что вопрос выполнения инвестиционной программы в части обновления подвижного состава связан не только с финансовым обеспечением, но и возможностями промышленности. В настоящее время железнодорожный транспорт закупает все производимые российской промышленностью грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, не смотря на высокую стоимость жизненного цикла и проблемы качества выпускаемой продукции.
В этой связи принятие и реализация программы развития транспортного машиностроения является важнейшим условием дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
Уважаемые коллеги!
Проекты финансового плана и инвестиционной программы предварительно рассмотрены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» и доработаны с учетом замечаний и предложений заинтересованных министерств и ведомств.
Министерство предлагает Правительству Российской Федерации с учетом высказанных замечаний и предложений в целом одобрить инвестиционную программу и финансовый план ОАО «РЖД» на 2007 год и на период до 2009 года.